Постановка задачи
skuzn — 12.12.2010 На днях я писал, что главное, что нужно сегодня делать – это правильно диагностировать проблемы и предлагать методы решения, в том числе те, которые неосуществимы при «этой власти». Потому что когда власть поменяется, хорошо бы, чтобы было что предложить.Рассмотрим в связи с этим вчерашние события. События неприятные, кто спорит. Но на какую проблему они указывают?
Варианты ответов:
- рост нацистских настроений, угроза «русского фашизма»
- коррупция в милиции (все считают, что за деньги отпустят любого убийцу)
- непрофессионализм милиции и ОМОНа (не так действовали, не предотвратили избиений и тд)
- незащищенность русских перед этническими группировками (в том числе – криминальными, но не только)
(Есть еще конспирологические версии, но это не ко мне).
Так вот, из перечисленных проблем в моей френдленте осмыслены только первые две. Третья, я согласен, не должна волновать френд-ленту, а должна волновать профессионалов. А вот четвертая, на мой взгляд, должна волновать всех нас – потому что рост националистических настроений это прямое следствие именно этой проблемы. А вовсе не того, что людям не объяснили в школе и дома про толерантность и политкорректность.
Это, конечно, часть большой мировой проблемы: как чувствуют себя жители Европы/Америки перед лицом демографического давления чужой культуры. Однако у России есть несколько специфических моментов:
- Северный Кавказ формально является частью России. Его нельзя отсоеденить, заградить стеной и никого не пускать. Кавказцы – не цыгане во Франции, их из России не вышлешь. Они здесь живут и будут жить дальше.
- Руководство Чечни получило от нынешних российских властей карт-бланш (см. недавнее интервью Кадырова, где он сказал, что пока его прикрывает Путин, ему можно все)
- В России в отличие от Америки (и, к слову, СССР) нет единой идеологии, которая позволяла бы представителям разных культурных традиций чувствовать себя частью одного народа.
- В отличие от Франции или Америки, массовые беспорядки устраивают представители коренной национальности. То есть жертвами себя считают вовсе не представители меньшинства. И это означает, что скорее всего, в России не будут хорошо работать инструменты, испробованные в Америке за последние полвека («мы дадим цветным больше прав и будем их очень-очень уважать, а они не будут бунтовать»).
Мне кажется, что если мы все не осознаем масштаб и сложность этой проблемы, ничего хорошего нас не ждет. Потому что иначе малоприятные люди из ДПНИ и из совсем уже одиозных националистических организаций будут для простых людей с улицы оставаться единственными защитниками их прав. А эти защитники прав русского человека мне совсем не нравятся – и не только потому, что я для них всегда буду жидовская морда.
И дело не только в т.н. «этнопреступности» (с преступностью у нас одна проблема: коррупция в силовых структурах, и тут без разницы – даргинцы, евреи или русские. Методы решения вопросов, похоже, одни и те же), но и в куче бытовых вещей, связанных с разностью культур. А эта проблема - «как разным культурам сосуществовать мирно» - это проблема, решения которой могут и должны искать люди, которые культурой занимаются – как их не называй: интеллектуалы, интеллигенты или там «мыслящая элита». Скажем, я интуитивно чувствую, что отмечание мусульманских праздников так, как оно проходит в Москве – не очень правильная вещь, но у меня нет никаких идей – как это сделать правильно и что здесь, собственно, не так (кроме резанья баранов прямо на улице). Я также понимаю, что спонтанно происходящие народные кавказские танцы у стен Кремля тоже не очень хороши и, хотя мне трудно объяснить почему, я уверен , что разговор в стиле «ну и что, что танцуют, русским надо быть толерантней» заводит нас у тупик.
Иными словами, это сложная проблема и надо думать, как ее решать. Но, конечно, кричать про «русский нацизм» и «поганых ментов» проще.
update Фраза "- незащищенность русских перед этническими группировками (в том числе – криминальными, но не только)" неточна и провоцирует неверные трактовки. Я имею в виду, что русские чувствуют себя незащищенными, сталкиваясь с большим количеством других этносов, обладающих собственной культурой и не собирающихся ее менять. Кроме того, часто представители нерусских национальностей лучше организованы, чем средний русский обыватель (это, кстати, всегда так бывает с иммигрантами).
|
</> |