Пост ненависти
afanarizm — 15.04.2019 Прочитал запись Холмогорова о 70-летии Пугачёвой. Автор в последние годы обозначил себя как, пожалуй, главный публицист национального направления - точный, проницательный и убедительный. А также с минимальным количеством припизди в текстах - что, увы, для данного направления пока что штука редкая. Но, видимо, из-за обилия работы не всегда может выдержать уровень. Вот сейчас, например, написал нечто странное. С одной стороны, много дельного - сущность персонажа вскрыта, в целом, верно. Однако вперемежку с этим - советские глупости про «безыдейность» и «гражданственность» (блин, только написал про припиздь - и на тебе!), при этом на фоне такого рода упрёков как раз чёткая позиция в тексте и отсутствует. Получилось довольно печальное «Пугачёва великая, неповторимая - но ах, какую же нехорошую роль сыграла, как же ж так-то, но пожелаем же ей многая лета...»Что-то всё-таки ведьмаческое есть в Пугачихе: не могут люди, повзрослевшие при совдепе, отнестись к ней со всей безжалостностью, каковой она заслуживает. Вот и тут - вроде и критика, причём серьёзная, тяжёлая, если вдуматься - страшная. Но пересыпана экзальтацией малолетнего не почитателя даже, а прямо фаната: «она реально невероятно талантлива», «не занимать сумасшедшей энергетики», «Примадонна», «замечательная актриса и певица» в начале текста, превращающаяся в «великую» в конце... Как из ниоткуда в критическом вроде бы как сочинении появляется пресмыкательство - кажется, даже помимо воли автора лезет (а может наоборот, испугался автор своих же смелости и честности и решил горькую пилюлю залить чаном патоки). В этой связи как-то даже жалко становится тов. А.А. Гитлера - тоже ведь талантлив был, чертяка, невероятный актёр с сумасшедшей энергетикой, вау просто! А что-то никто ему этого в заслугу и не ставит, почему-то этими яркими качествами всё, им сотворённое, и не думают даже оттенить, не то что оправдать.
Пусть не удивляет такое сравнение. Пугачёва - настоящий Гитлер советской эстрады. Холмогоров пишет про «пошлость» (употребляя слово скорее в современном смысле, чем в настоящем, человеческом), хотя здесь нужен эпитет посильнее. И больше всего подходит - вульгарность. Потрясающая вульгарность, прекрасно сочетающаяся с «организаторскими качествами»: нахрапистостью, энергичностью и мстительностью (к несчастью, такое сочетание не столь редко, как можно подумать). Людей, которым она сломала либо карьеру, либо жизнь, либо и то, и то - десятки, если не сотни, тут она может посоперничать только с Кобзоном - ещё одним демоническим совперсонажем.
И тут, извините, фразы в духе «зато какой талант» - не работают. Талант сам по себе не значит ничего - имеет значение только то, как он используется: на какие цели и во имя чего. Я, правда, не очень доверяю вскрикам про пугачихин талант - больно уж они отовсюду несутся, к месту и особенно не к месту. Что, чаще всего, признак не всеобщего признания, а зомбирования, запугивания и подавления иных точек зрения. Говорят, она в молодости неплохо пела неплохие песенки - но долго ли это продолжалось? Кто помнит те песни молодости, сколько из них сможет напеть? Между тем уже в начале 1980-х её репертуар выступал для людей с минимально развитым вкусом эталоном попсы, дешёвки и вульгарности. И ничего с тех пор не изменилось, как бы ни пыжились доказать обратное недоказуемое. Про её «песни» нынешнего тысячелетия ничего хотя бы отдалённо положительного не могут сказать даже преданные поклонники (недавние интервью музжурналиста Соседова, собравшие сотни одобрительных комментариев - яркий, но не единичный пример).
Вообще рассматривать Пугачёву как музыкальное явление - бессмысленно, творчество там если и ночевало, то мимолётно (и то под влиянием сторонних авторов). Зато она - яркий, пожалуй, главный символ советского поколения вообще (недаром среди ейных фанатов мужиков и баб поровну), всех его морально-нравственных качеств, которыми так ужасались авторы эпистолярного наследия 70-80-х. Ну, те, кто давал себе труд задуматься над такими вопросами - Астафьев, Нагибин, Гребнёв, Дедков, Тарковский, Р. Быков. Это и абсолютная бездуховность, не просто материализм, а какое-то активное отрицание чего-либо помимо и сверх материального. Это и отсутствие моральных установок, готовность «хоть щас» идти по головам, не задумываясь и не сожалея (и опять-таки активное, даже агрессивное отрицание морали, нравственности и прочих такого рода категорий). Фраза «бабло побеждает зло» хоть и родилась в 2000-е, но рождена людьми советскими и их представления описывает исчерпывающе. Это и чёрная зависть к чужому успеху - покоящаяся, надо сказать, на очень ясном понимании того, что сам ты не годишься на ту роль, которую выполняешь, что пролез через чёрный ход, занял чужое место и если тебя спихнут, то это будет полностью заслуженно. Тут примешивается ещё и специфически советское отношение к поверженному - не просто сбросить, а ещё и растоптать, как физически, так и - главное! - морально, сломать личность, чтобы человек не оправился никогда. Ведь нет большей власти, чем сломать морально.
Отсюда напрямую и ещё одна специфическая черта - страх ухода. Даже не столько смерти (хотя для советского мысль, что он смертен, непереносима - может, потому он и отрицает столь настойчиво всё духовное; впрочем, тут он брат с западным «бэби-бумером»), сколько именно вот этого «ухода с должности». Потому что тогда - всё: забудут тут же, будто и не бывало тебя, лишат всего, будут показательно унижать, особенно по мелочам, смеяться в лицо (и не только сам огребёшь, но и всему твоему клану не поздоровится - тут уже, видите, проступает что-то восточное, азиатское). Здесь, конечно, и какая-то животная свинячесть, распущенность неуёмная, причём наглая и демонстративная. Здесь и бескультурье потрясающее, прямо митрофанушкино - откуда растёт всё современное «ачотакова». Здесь и кумовство неприкрытое, злобно-радостное: «Да, я говночиста протащу в сияющие чертоги и объявлю несравненным талантом, никто ничего сделать не сможет». Тут уже что-то от Екатерины II - и неудивительно, что советские бабы - столь фанатичные поклонницы именно её, никого больше из русских императриц не знают и знать не желают. Видимо, чуют в узурпаторше что-то своё, родное.
Много чего ещё можно перечислить, главное, пожалуй, в том, что Пугачёва - это такое зеркало не эпохи даже, а именно выведенного искусственным путём человеческого типа, дитяти цивилизационной катастрофы и десятилетий отрицательной селекции. И тот, кто на основе её биографии напишет историю советского социума, а точнее - советского человека, его нравственный портрет, - причём напишет честно и без ненужных, вредных даже реверансов, прославит своё имя навеки. Хотя.. Я тут подумал по ходу дела - ведь таких пугачих было в советской период, было. И упомянутый уже Кобзон, и заслуженно забытая «великая актриса» Гурченко, и ещё кого-нибудь можно отыскать. У них и сейчас последователи есть - те же Ксюшадь и Сволочкова (кстати, ещё один персонаж, выехавший на «таланте», «вкусе», «утончённости», - и закончивший закономерно). Да, это уже отдаёт карикатурой (как частенько бывает с последователями). Так что не столь уж и уникальна Пугачёва - хотя и светит поярче других (сейчас - по той просто причине, что прочих пережила).
Под конец замечу, что «Аллабарисавна», собственно, особого значения уже и не имеет - сколько там ей осталось (хотя при нынешних возможностях медицины коптить небо может ещё долго). Значение имеет её наследие - которое представляет из себя прямой и косвенный вред, без преувеличения, целиком. Никто не может вспомнить пользы, которую она принесла эстраде, музыкальной культуре, творческой жизни - чему бы то ни было. Зато перечислять ущерб и зло можно страницами. Тут, собственно, собака и зарыта - допустим, случится чудо и пугачиху со всей её кодлой всё-таки вынесут на помойку истории, на их законное место. Но - вред-то уже нанесён, зло свершилось. Причём результаты не просто закреплены, они за долгие мрачные десятилетия проросли всюду и составляют ныне саму суть тутошнего музыкального официоза. Так что без демонтажа и люстрации оного мы попросту получим очередную пугачиху - как отказ в начале 1990-х от аналогичных действий в отношении советской, а точнее - брежневской модели диктатуры уже в конце десятилетия дал очередного брежнева, потом ещё одного и так, боюсь, до бесконечности. Над этим-то и стоит задуматься - и над тем, как можно исправить ситуацию (не то чтобы от нас в этом деле, правда, что-то зависело...).
Но в происходящем можно видеть и светлую сторону - своего рода Божье воздаяние. Десятилетиями куражившаяся "примадонна" заканчивает жизненный путь не "звездой и светлой повестью", а злой карикатурой на саму себя: больной, поиздержавшейся и всем надоевшей старухой, уже который год вызывающей одну реакцию - "когда же чорт возьмёт тебя!" Судьба всех этих кобзонов, гурченок и прочих советских мумий, и яркий нравственный урок: творящему зло злом и воздастся, и никто не уйдёт от возмездия. Виват!
|
</> |