рейтинг блогов

Последний «полет» аэровагона

топ 100 блогов ad_informandum24.07.2020

В результате железнодорожной катастрофы, произошедшей 24 июля 1921 года под городом Серпуховом, погибли делегаты III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов.  

Аэровагон.
Аэровагон.

«Кулибин» из ЧК  

Но сначала про сам чудо-вагон с пропеллером. Изобретателем этого, как бы сейчас сказали, инновационного средства передвижения был 25-летний водитель тамбовской ЧК и, по совместительству, инженер-самоучка Валериан Абаковский.  

Валериан Абаковский
Валериан Абаковский

Первый аэровагон был собран по его чертежам в Тамбовских железнодорожных мастерских весной 1921 года. Изобретатель обещал, что его вагон будет развивать небывалую для того времени скорость - до 140 км/ч. Чтобы достичь таких показателей, его конструкция была максимально облегчена. Чтобы добиться предельной обтекаемости, переднюю часть кабины сделали клиновидной. Для улучшения аэродинамики крышу кабины немного скосили сверху. В движение этот чудо-вагон приводил авиационный двигатель, вращавший деревянный двухлопастный винт диаметром около 3 метров. В перспективе предполагалось использовать аэровагон для экспресс-перевозки ценных государственных документов на линиях, соединяющих Москву с провинцией, а также для служебных поездок высших государственных чиновников.

Уже в июне 1921 года прошли первые испытания опытного образца. Тестовые заезды осуществляли на железнодорожных перегонах в центральных регионах страны. Экспериментальная модель успешно преодолела более 3 тыс. километров при высоких скоростях, после чего было решено устроить публичную демонстрацию.

Последний «полет» аэровагона

После успешных испытаний было принято решение прокатить на нем из Москвы в Тулу и обратно делегатов III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов, заседания которых проходили в столице СССР в июле 1921 года.  

Катастрофа на Курской дороге  

«24 июля в 6 час. 35 мин. вечера на Курской дороге, на 104-й версте от неизвестной пока причины сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т.Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т.Фриман Поль (Австралия)», 

- в номере от 26 июля 1921 года лаконично сообщала газета «Правда».  

Как выяснилось позже, делегаты в рекордно короткий срок добрались до Тулы, посетили знаменитые оружейные заводы. Потом их повезли в поселок Щёлково (там располагались предприятия Подмосковного угольного бассейна), где была проведена встреча с шахтерами. Вечером того же дня они выехали обратно в столицу. Крушение произошло в 18:35 неподалеку от города Серпухов: аэровагон сошел с рельсов на скорости 85 км/ч и слетел в кювет. Все погибшие были похоронены в братской могиле у Кремлевской стены.  

Расследование

Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что аэровагон сошел с рельсов из-за неудовлетворительного состояния железнодорожного полотна.

Однако существовала и другая версия происшествия. Так, сын товарища Артема (Федора Сергеева), Артем Сергеев был убежден, что гибель его отца и делегатов могла быть следствием покушения

«Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передовой отряд промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу».  

После гибели Валериана Абаковского работы по созданию аэровагона были признаны бесперспективными. Сына товарища Артема (Артема Федоровича Сергеева) усыновил Сталин, и он вырос в его семье.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Предупрежден - значит вооружен! Первые за несколько лет геомагнитные возмущения, вызванные вспышкой на Солнце, ожидаются на Земле в ночь с 9 на 10 декабря 2020 года. Причиной станут массы солнечного вещества, выброшенные из атмосферы нашей звезды вечером 7 декабря, во время ...
Мне снова написал мой постоянный читатель Иван Караманов, который весной рассказал и показал вам, сколько ошибок может быть в навигации аэропорта, если ей занимаются колхозники с помощью гугл-транслейта. Тогда в главной роли был аэропорт Хабаровска. Но аэропорт Благовещенска, ...
А вы обращали внимание на странное отношение к чернилам в русском языке? Смотрите: есть чёрные черн и́ла; Но нет желти́л, красни́л, сини́л, зелени́л, фиолетови́л, голуби́л, и т.д. Есть жёлтые, красные, синие, зелёные, фиолетовые, голубые и т.д. чернила . Но белых чернил нет. Есть ...
Исторический регион в центре Франции, покрытый пупырышками потухших вулканов. Их очень много. Здесь производят сыр Bleu d'Auvergne, шины Мишлен и минеральную воду Виши. Столица региона - Клермон-Ферран. ...
Утром хотел включить свет в прихожей, выбило предохранители. А часа через полтора закапало с потолка… Пошел к соседям сверху, мол, заливаете. А у них вся квартира в тазиках, да банках. - Мы уже с утра 7 января держим оборону – говорит соседка. – Это над нами прорыв… -Как с 7-го? – уд ...