рейтинг блогов

Последыши (2)

топ 100 блогов arsenikum02.11.2022 Теги: Соловьев
Продолжаю публиковать vk-заметки журналиста и писателя Виктора Кустова о судьбах участников VIII Всесоюзного совещания молодых писателей (1984 г .) и о вышедшем в 1986-м году сборнике «Дни этого года».


Последыши (2)



ПОСЛЕДЫШИ
или как становились писателями в СССР.

(О судьбах участников Всесоюзного совещания молодых писателей СССР 1984 года.)
Часть 2-я (ранее – часть 1)


Последыши (2)
Петр Паламарчук, Валентина Соловьева (Ковалёва), Роман Федичев





Если судить по годам, то он прожил короткую жизнь - всего 42 года (1955-1998 гг.). А если по делам, то дольше многих долгожителей...
Петр Георгиевич Паламарчук родился в семье морского офицера, Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. Его дед по материнской линии - дважды Герой Советского Союза маршал П.К.Кошевой.
В 1978 году он окончил МГИМО. Работал в Институте государства и права Академии наук. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию. И в тот же год дебютировал - в журнале «Литературная учеба» была опубликована его повесть «Един Державин».
В сборнике участников совещания его рассказ «Тридцать тысяч или три тьмы».
«Буянный весенний цвет, чуть ли не до порога июня прождавший тепла, распоясался кругом вовсю, торопясь отгулять как следует до летних жаров: вся эта разъяренная залихватской удалью зелень, как видно, и не думала чахнуть, несмотря на близость к торной дороге, откуда беспрестанно доносился горький бензиновый чад - когда-то на заре века, однако же, почитавшийся утонченным благоуханием. Они в усталости пристроились на коротконогой скамейке без спинки подле ветхого флигелька, уютно скособочившись, вросшего по колено в землю; тут-то Троицкий, закатив ради вящей убедительности очи, и поведал Жеке, что в отличие от всех прежде представших его взору исторических достопамятностей, в лучшем случае набальзамированных - или, как это теперь звучит на научный лад, «музеефицированных» - мумий былого величия, неприметное внешне здание напротив, обратившее к ним свой испод, будучи поставлено в восемьсот сороковые годы, сумело обновить свою славу в самую недавнюю пору».
Тут наособицу и стиль, и тема...
И это объяснимо, в это время он уже плотно работает над своим главным трудом, четырехтомником «Сорок сороков» - иллюстрированной историей московских храмов.
Зачем же ему, кандидату наук, ученому, нужно было стать участником совещания молодых авторов под эгидой ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР? Думаю, из-за статуса писателя, который давал ряд преимуществ.
Статус писателя, члена Союза писателей СССР тогда много значил. Удостоверение открывало доступ ко многому, недоступному другим. Были весьма ощутимые преимущества: признание издательствами профессионализма автора и очередность издания книг, оплата выступлений и гонорары в два раза больше, плюс добавочные метры жилплощади, творческие командировки и проживание на творческих дачах и санаториях Союза. Да и в какой-то мере защита от власти...
Правда, издателей ему искать не приходилось: уже на следующий год после совещания, в 1985 году, в Лондоне выходит его «Ключ» к Гоголю». Правда, под псевдонимом В.Д. Носов.
В 1986 году в «Молодой гвардии» - «Един Державин» - повести и рассказы, получившая премию за лучшую первую книгу. На следующий год - «Чисто поле: Тринадцать современных сказаний» в издательстве «Современник». И еще в «Молодой гвардии» историко-литературные очерки...
А вот «Сорок сороков», все четыре тома, выходят с 1988 по 1990 годы в Париже, три первых под псевдонимом Семен Звонарев. И уже в России, под его именем, с 1992 по 1996 годы.
Потом «Ивановская горка» - роман и повесть в «Молодой гвардии» и другие историко-литературоведческие произведения. Более двадцати книг. Практически все, что он пишет, тут же находит своего издателя или свой журнал.
И он не только писал, он еще занимался научной работой. А также с 1990 по 1994 годы заведовал исторической редакцией издательства «Столица».
В 1997 году он удостоен Макариевской премии.
Продолжают выходить его книги и сейчас.
Критики относят его к писателям-патриотам, связанным с русской историей и православием, отмечая, что он воспринимает русскую историю как десятивековой период развития нации. К вере же он пришел в 1973 году, приняв Крещение. «Он еще студентом принял Крещение и стал христианином, - пишет в своих мемуарах его отец Г.М.Паламарчук. - Тогда это вызвало у нас, в том числе и у меня, крупного партийного работника, полное непонимание и ужас».



***


Но надо сказать, что не для всех перемены девяностых были бесплодными. Например, для Юрия Никитина из Астрахани, тоже участника совещания и одного из авторов этого сборника, очень даже насыщенными.
Вот отрывок из его рассказа «Волчара».
«Поравнявшись со мной, мальчик остановил лошадь и, глядя мимо меня, сказал простуженным, с хрипотцой голосом: «Помочь надо».
Я еще не успел понять, к кому он обращался, как из-за моей спины полетел ответ: «Кати дальше. Нету ему помощи».
Обернувшись, я увидел хмурого, небритого мужика в армейской фуражке, который сидел на скамейке и нервно плевал на серую землю.
- Кого это хоронят? - спросил я его.
- Известно кого, - сказал он и сплюнул. - Волчара сдох, его и хоронят.
- А как же пацан гроб-то снимет?
- А как ставил, так и снимет, - равнодушно и несколько язвительно ответил мой собеседник.
- Пацан-то сын его?
- А то кто же? - лениво сказал мужик. - Наследник. Такая же сволочь растет.
Я пошел за повозкой.
- Ты чего? - спросил он, заметив меня.
- Ничего, - сказал я. - Помочь тебе хочу.
- Пошел ты, - выругался он незлобно. - Без вас управлюсь».
Но на совещание он привез не только рассказы, но и повесть «Голограмма», вызвавшую разные мнения и большой интерес. Критик Евгений Сидоров в обзорной статье отмечает «замечательный дар рассказчика в исконном смысле этого слова: дар рассказывать «истории», смешные и печальные одновременно». Но предметом обсуждения на семинаре, которым руководил Даниил Гранин, была именно повесть, и по итогам обсуждения она была рекомендована к изданию.
Юрий Никитин был старше многих, он родился в 1946 году и после окончания факультета иностранных языков преподавал английский язык в сельской школе в Красноярском крае. Затем вернулся в Астрахань. Работал журналистом, заведовал отделом Астраханского областного комитета по телевидению и радиовещанию. У него вышла уже книга очерков. Но всесоюзную известность принесла именно «Голограмма», которая вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 1986 году и вызвала неоднозначную оценку. В «Литературной газете» была опубликована статья, в которой автора если не прямо, то косвенно обвинили в антисоветизме, потребовалось даже вмешательство влиятельного Юрия Бондарева - тогда одного из руководителей Союза писателей. Да помогло избегнуть опалы и время - шла перестройка, не было уже прежнего идеологического прессинга. И издательство не испугалось - следом выпустило вторую книгу «Совсем немного до весны», которая тоже была замечена критиками.
Затем выходит роман «Выкуп», и он опять не обделен вниманием.
Никитин продолжает писать и публицистические статьи, даже становится лауреатом премии имени В.А. Гиляровского.
В 1999 году выходит книга «Укромье ангела», удостоенная Артийской профессиональной премии. А за книгу «Чудная ночь в начале июня» в этом же году он получает премию В.К. Тредиаковского.
Он пишет также пьесы.
В 2017 году выходит его роман «День, когда мы будем вместе», который он сам определил как мистический.
Может быть не совсем оправданно приводить фрагмент из раннего рассказа, когда уже созданы и читаются более зрелые произведения автора. Но моя задача - не писать рецензии, а проследить судьбы тех, чье творчество пришлось на время утраты ориентиров, дабы в какой-то мере понять, тому ли нас учили в советские времена, и случайно или нет мы в свое время попали в число молодых и замеченных.
С Юрием Анатольевичем Никитиным по жизни мы не пересекались Хотя в чем-то наши судьбы похожи: мою повесть «Охота в Путоранах» тоже рекомендовали на совещании к изданию, но вышла она не в издательстве «Современник», куда рекомендовали, а уже позже - в Ставропольском книжном издательстве. И еще в том, что, как и я в свое время, пытался что-то сделать для культуры, создав фонд поддержки литературы, так и Юрий Анатольевич в начале века почти десятилетие руководил фондом по сохранению историко-культурного наследия.


***


Валерий Борисович Козлов, по месту рождения в 1947 году - воронежец, и там его помнят, но считал себя москвичом. После окончания географического факультета МГУ он остался в столице. И хотя любил свою профессию, мечтал о морских путешествиях и участвовал в морских экспедициях, попал в разряд молодых перспективных авторов, стал участником совещания, имея публикации в журналах. В этом же коллективном сборнике опубликован его рассказ «Люди в дюнах».
«Но там, к югу от города, были такие же дюны, точно такой же пляж. Те же курортники.
Отпускник Зыбин, грузный гипертоник, начальник отдела кадров солидного столичного учреждения, отдыхал, лежал в дюнах. Рядом, на одном с ним одеяле, сидела курортница Инорукова, убежавшая, как она о себе говорила, из миллионного города от одиночества. «О, одиночество, как ты многолюдно», - любимое ее выражение в этом сезоне. Ей сорок лет, а на вид и по поведению она в два раза моложе. И Зыбин, измученный ее бесчисленными поездками по здешним памятным местам, хождениям по кинотеатрам на все фильмы подряд, счастлив сегодня - можно лежать, спрятавшись меж песчаных гряд от ветра и посторонних глаз, пить пиво и ничего не делать. А Инорукова счастлива здесь постоянно, двадцать часов в сутки, и только по утрам перед казенными завтраками одолевает ее совершенно необъяснимая тоска...»
В 1984 году он уже был лауреатом премии Московского комсомола.
В 1987 году вышла первая книга «Непогода», спустя два года вторая - «Аритмия», и он принят в Союз писателей СССР. Потом выходят еще две книги: «Пропавшие в раю» - в 1997 году, и «Прогулки по лезвию» - в 1998-ом.
Чем он зарабатывал, потому что на гонорары прожить уже стало невозможно, не знаю, в интернете о нём практически ничего нет. Нет традиционной для писателей справки в Википедии. Только добрые слова его сокурсников в год его смерти, в 2011 году: они сожалеют, что из-под его талантливого пера не выйдет уже ничего более.
Если этой заметкой сподвигну кого-нибудь прочесть книги этого писателя, буду считать, что задачу выполнил.

***


Валентина Соловьева приехала на совещание из Калининграда, где живет и сегодня. И хотя у нее уже к тому времени вышел сборник стихотворений, приехала она с прозой. В сборнике помещен ее рассказ «У всех дети как дети».
«Людмила взглянула на дочь - господи, что за поза! Ноги расставила в разные стороны, платье задралось, вся сгорбилась, рот разинула - слушает, что бабка рассказывает.
- Ты как сидишь? - кротким голосом сказала Людмила. Она всегда старалась сдерживаться на людях.
Оксанка вздрогнула, ноги сдвинула, выпрямилась, подобралась. Бабка одобрительно закивала головой и начала бесконечный разговор о том, как надо воспитывать детей, но тут, к счастью, ее пригласили в кабинет.
Молодой папаша с улыбкой посмотрел на Оксанку и сказал:
- Неужели и моя когда-нибудь такой же станет?
- Станет,станет. Можете не сомневаться, - желчно ответила Людмила.
- Прямо не верится, - вздохнул папаша. - Вашей сколько?
- Восемь.
- А моей год и два месяца. Уже говорит! Слов двадцать, наверное. Правда, хорошо для ее возраста?
Угу, - с кривой улыбкой подтвердила Людмила».
В своей литературно изложенной автобиографии она пишет, что уже в одном из своих первых детских стихотворений она определила, чем будет заниматься: «Я хотела все успеть, жизнь прожить особую, все характеры иметь, все дела попробовать...».
Отчасти так и получилось: характер у нее, судя по всему, пригоден и для детского писателя, и писателя для взрослых. И дела всякие-разные освоила, не только писательским мастерством овладела. Работала учителем в сельской школе после окончания филологического факультета Калининградского университета; библиотекарем, парикмахером, научным сотрудником областного историко-художественного музея, литературным редактором.
А первая книжка стихов вышла у нее в 1966 году, когда она окончила школу и поступала в университет.
После совещания, в 1985 году, в Калининграде выходит ее вторая книжка «Сказки вокруг нас», в 1987, в «Молодой гвардии», сборник прозы «Войти дважды». В 1988 году она становится членом Союза писателей СССР.
А книга с иллюстрациями В. Ковалева «У привидения день рождения» выходит и в Калининграде в 2005 году, и в Москве, дважды, в 2013 и 2015 годах.
И выходят также сборники стихов.
Валентина Борисовна Соловьева (Ковалёва по мужу) - лауреат литературных премий: «Признание» (за повесть-сказку «У привидения день рождения» - в 1997 году), «Золотой Витязь» (за книгу стихов для детей - в 2014 году), «Вдохновение» (за сборник «взрослых» стихов - в 2016 году). А оформляет многие ее книги ее муж Валерий Ковалев. Вот такое удачное творческое содружество.



***



Рассказ Романа Федичева из Калуги в этом сборнике называется «Белая лошадь». Хотя он далеко не о лошади. Вот его начало.
«Был он худ, плохо выбрит и похож на совсем уж никудышного старикашку, которому, как говорят, пора и честь знать. Но в его блеклых глазах, тоже спокойных и теперь полинявших, нет-нет да и вспыхивала порой аспидно-жуткая злость, и тогда он, коротконогий, сутулый, становился похожим на жилистый клубок.
- Не отступлю-усь... - давясь яростью, хрипел он, и кто хоть раз видел его таким, долго потом ощущал холодок в груди и рассказывал, что словно, мол, язык отвалился перечить ему.
Но случалось это с ним все реже, из деревенских ребятишек и вовсе никто не видел его таким, слышали от старших. Да и старшие... что они могли знать о нем, пришлом, какую такую особенную правду, если жил он где-то далеко, аж под Брянском!
Однако бабка Киляюха божилась, что знает доподлинно, как жену забил, потому-то и согнали его с родных мест, а худая слава - она ох и востронога! Но и Киляюха язык прикусила да крестилась и плотно окна зашторивала, когда он, случалось, проходил мимо избы. Лишь близкой подруге призналась: «Пришел, да пригрозил. Я было слово сказать, а как зыркнул бельмами - так, веришь ли, подруженька, и обмякли мои ноженьки. Истинно каторжный. Ушел, а в избе всю ночь могилой пахло...»
Роман Иванович Федичев оставил не только свои книги (а умер он в 2016 году, прожив шестьдесят лет), но и значимый след в издательском деле...
Он рано осознал свое призвание. В семнадцать лет стал литсотрудником районной газеты. Тогда же были опубликованы его первые опыты. Затем была служба на китайской границе и публикации в газете Забайкальского военного округа. Потом учеба в Калужском педагогическом институте, сотрудничество с областными газетами. А в конце семидесятых он - секретарь литературного объединения «Вега». В 1980 году - директор сельской школы. Но пробыл им недолго, уже через год поступил в Литературный институт.
Первая книга «Пейзаж со знаками» вышла у него в 1985 году. Вторая - «Восьмой причал», в «Молодой гвардии» в 1986 году. И в этом же году он стал членом Союза писателей СССР. Третья - «Журавли летят домой» в издательстве «Современник» в 1989 году. На следующий год еще одна книга «Сезон тревог». А в 1991- в «Молодой гвардии» - «Сон о белом городе».
Но уже была новая страна, новый строй, новые отношения и возможность реализовать собственные идеи. И он с единомышленниками организовал литературное агентство «Глагол», где работал главным редактором. А спустя некоторое время - новое, не базирующееся ни на каком известном советском - московское издательство АО «Голос», которое подарило читателям книги Пикуля, Леонова, Бунина и других классиков. Позже вместе с друзьями организует издательский центр «Глобус», в котором работает директором до последнего своего дня.
Теперь он был больше издателем, чем писателем, открывая новых авторов, помогая им пробиться к читателю. Времени на собственное творчество не хватало, и только в 2005 году вышел сборник «Проза. Избранное».
Собственно, определённый творческий застой переживали в это время многие. В эти годы немало писателей становились издателями. Я тоже организовал независимое издательство, и прекрасно понимаю трудности, с которыми сталкивался и которые преодолевал директор «Глобуса». Как тот же Анатолий Лысенко, создавший в Ставрополе свое издательство, которое за несколько лет своего существования вернуло читателю немало неоправданно забытых увлекательных книг. И каждый из нас, новоиспеченных издателей, был озабочен тогда не столько написанием собственных сочинений, сколько поиском достойных для издания авторов.
Роман Федичев - лауреат Всесоюзного литературного конкурса имени М. Горького - это оценка его творчества. Он также награжден дипломом ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую культуру» за свое подвижничество в издательской деятельности.

***



О Татьяне Дмитриевне Горбулиной в Курске, где она прожила большую часть жизни, помнят, хотя ушла она из жизни в 2003 году и тогда ей было 53 года. Ушла трагично, шагнув с четвертого этажа своей квартиры, хотя казалось, все в ее жизни складывалось удачно. Она работала в проектном бюро автодорожного управления, а потом в различных проектных организациях. И писала книги.
В коллективный сборник участников совещания вошел ее рассказ «Балетная студия в Боровичах».
«В детстве я никогда не видела балета. В то время телевизоры были большой редкостью. Но я читала книгу о Галине Удановой... Восхищалась и завидовала...
В клуб меня привели одноклассницы, которые уже целый год занимались балетом! Целый год! А я и не знала. Они очень воображали, шептались о чем-то и держали меня на расстоянии - сзади. Как бедную родственницу. Мой путь до клуба был устлан терниями, но он стоил того, ведь это был путь в балет!
Мы вошли в зал с зеркалами на стенах и металлическими палками вдоль зеркал. В углу, у зашторенного окна, стоял рояль, в крышке которого сияла люстра. На длинной скамейке посреди зала сидели девочки в черных юбочках. Мои одноклассницы сняли пальто и тоже оказались в коротеньких черных юбочках. И я сняла пальто. На мне было красное в белый горошек фланелевое платье. Немного грязное, зато очень красивое.
Женщина, сидевшая за роялем, поманила меня пальцем. Я подошла.
- Новенькая? - спросила она.
Я сглотнула, чтобы прочистить горло, но, почувствовав, что голос пропал, не ответила.
Она смотрела на меня, склонив к плечу голову.
- Я сыграю, а ты пройди под музыку до девочек и обратно. Руки раскинь и делай ими вот так. Видела волны? Только слушай музыку.
Я испугалась: к экзамену я не была готова. Правда, еще до школы я любила танцевать. Но мама говорила, что я танцую как милиционер».
В 1985 году, сразу после совещания, у нее выходит книга «Одна жизнь».
Спустя два года в журнале «Подъем» - повесть «Что он ответит», после чего ее принимают в Союз писателей СССР.
А следом еще публикации в журналах «Наш современник», «Север».
Затем, в 1991 году - книга «Расстаемся живыми» в издательстве "Современник".
И спустя пять лет - книга «Танго для жены литератора».
В настоящее время в сети есть в бесплатном доступе аудиозапись этой книги.


***



Валерий Суханов. В коллективном сборнике «Дни этого года» опубликован его рассказ «Паводок».
«Они соскребли грязь с сапог у первого, крайнего дома, постучали в светящееся голубое окно.
- Сейчас кто-нибудь выйдет да матом-то как припужнет, - сказала, смеясь, Дина Игнатьевна. - Какого черта, скажет, приперлись!
В коридоре вспыхнул свет. Загремел клин в двери, и на пороге появился коренастый мужик в ватных штанах и валенках без галош. Привалившись к двери, стал всматриваться в лица.
- Здравствуйте, - сказал Анисенков громко, и чтобы мужик не испугался, поскорее объяснил: - Идем вот в Гнездилово, а к мосту даже не подобраться. Вы не пустите нас переночевать?
- Мы тут свои, родственники Анисенковых, может, знаете? - но, так как мужик молчал, Дина Игнатьевна добавила плаксиво: - И куда идти... Хоть на дороге садись и жди до утра.
Мужик почесал за ухом, задумчиво протянул:
- Даже и не знаю... У Дарьи обычно ночуют, вон он, ее дом, - показал он на маленький, белеющий старенький домик на противоположной стороне улицы. В крошечном его оконце теплился свет. Путники долго смотрели на домик.
- Ну, заходите, что ли... - не выдержав молчания, сказал мужик и пошел в дом сказать своим».
К сожалению, единственное, что выведал в интернете об этом участнике совещания из Орла - это то, что в 1986 году в библиотечке журнала «Молодая гвардия» (там же, где и моя повесть), вышла его книжечка «Паводок». Больше, увы, ничего не нашел.

Автор В.С. Кустов.


[продолжение следует]

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вчера мой скутерок подьехал к миланскому Duomo. Я понадеялся на свой подрясник и полагал войти бесплатно. Однако охрана не вняла моим уверениям. С присущим мне законопослушанием я грустно побрел в кассу расставаться с 2 евро. Но кассир опознала во мне padre и выдала бесплатный билет ...
25 июня крупнейшие российские молодёжные движения и организации провели «Чистые политические игры». В финале 5-часового турнира сошлись «Россия молодая» и Московская областная организация «Общероссийского Народного фронта», ...
Ситуация в Киеве критическая, я это чувствую всеми нервами. Янукович  заигрался в демократию, боится не понравиться Западу. Ведёт себя довольно бессильно. Решись уже на разгон, Виктор Янукович ! Иначе они скоро твой труп будут таскать по площади ! Хочешь, чтоб таскали ? Давно пора ...
http://www.youtube.com/watch?v=XMPtSQ6GZcw Взяли семерых - банду, грабившую перевозчиков денег. На счету минимум пять эпизодов на 30 миллионов. При задержании повредили СОБРовский авто и три припаркованные машины, не обошлось без стрельбы. ...
Яна, здравствуйте! Я ваш давний читатель, и давно заметил, что вы все время страдаете от каких-то заболеваний. Перейду сразу к делу - я хочу вам помочь. Вижу, что у вас одна хворь сменяется другой, и среди заболеваний много неопознанных, просто какие-то хронические воспаления, которые не ...
  • apohuy : RT @botangidra: Соловьев едко проехался по сбежавшим из России артистам, которые вернулись к работе на ТВ https://t.co/nRkb5zrKAy

  • botangidra : Соловьев едко проехался по сбежавшим из России артистам, которые вернулись к работе на ТВ https://t.co/nRkb5zrKAy

  • polit_show : Лабиринт Карнаухова | Соловьёв LIVE | 2 ноября 2022 года https://t.co/Tm9VxRkiZd

  • ra2fcd : @j__o__k__ Охлобыстин и Соловьёв выступят

  • Off80891840 : @stassp @oldLentach Хорошо что только россияне на планете остались вежливыми и окультуренными. В пример тому небенз… https://t.co/fzojVgySzy

  • ICadaj : RT @55privet555: Международный военный преступник Владимир Соловьев призвал поставить «под ружье» 10–15 млн лишних российских мужчин и прой…

  • sashaschure : @dumingtups И вещает об этом старая пидовка Соловьёв влюблённый в Грефа.

  • PikService : @d5SayyUAL0rLSBL Незнание закона не освобождает от ответственности.Как говаривала моя бабушка если Словьев сотовари… https://t.co/5UlE6x1Fpt

  • int_agent1 : Как всё изменилось! Раньше говорили: - Поет, как соловей. А сейчас: - Пиздит, как Соловьев.

  • PavelV74615803 : @telegramukraine @Imprarce @AlexInternet2 @CurrentTimeTv Он и не думал, ему так по телевизору Соловьев сказал.

  • Tulhoff1 : @again4saratov Твоя мать -Соловьёв?

  • GriffEL_SW : RT @R1ght_Now: Соловьев предлагает поставить «под ружье» 10–15 млн российских мужчин и пройтись маршем по Европе. Предлагаю Соловьеву прой…

  • bars_tv : Ушел из жизни куратор фестиваля «Первая фабрика авангарда» Сергей Соловьев - https://t.co/6AcniiIQwy https://t.co/nut2Ong99n

  • MedialeaksRu : Владимир Соловьёв на «России-1» объяснил, почему ему можно говорить о применении Россией ЯО на своих передачах. По… https://t.co/SqLSKqIXPM

  • trihin : @Perdoarkin @gudkov_g Это не зависит от образования. Лавров, Песков и Соловьев очень высокообразованные люди, например.