После «Сандитона»
british_cinema — 21.10.2019 По примеру изданий, которые всегда указывают, где допустили ошибку, чувствую себя обязанной дополнить свой пост со списком новых костюмных сериалов, в котором я рекомендовала «Сандитон» ещё до выхода всех серий, а в итоге в очередной раз убедилась, что нельзя судитьДля тех, кто не видел, но собирался именно после моего поста: рекомендацию отзываю, повторять в домашних условиях свой зрительский опыт не рекомендую, разве что у вас исследование или вы любите быть в курсе дел на британском тв.
Как оказалось, Эндрю Дэвис решил нас сильно удивить, пересобрав привычную остиновскую схему, и не просто добавив тему рабства и секс, но и пришив финал в духе Томаса Гарди. В самом деле, тексты Остин пережили всё, включая переносы в современность, Болливуд и нашествие зомби, осталось разбирать их на части и складывать слово "брак" из новых кусочков.
Вот только это не работает. Генеральная идея остиновского сюжета — не вступать в брак без любви ради денег (наоборот тоже). Даже ради больших денег, даже ради титула, даже ради того, чтобы родственники порадовались. Достоинство и верность себе бесценны, как и свобода, и душевный мир. И если из трех возможных пар в финале хэппи-энд получает та, в которой взаимной любви не было, что-то в обновленном понимании Остин пошло не так.
Для тех, кто досмотрел и возмущен — мне кажется, для нас настал тот редкий момент, когда можно пересмотреть "Гордость и предубеждение" 1995 года (или любую другую экранизацию Остин) по уважительной причине, а не просто так.
Либо вспомнить, с чего вообще всё начиналось.
Ведь почему-то сейчас — может, из-за тех самых периодических экранизаций с мокрыми рубашками — книги Остин каким-то непостижимым образом становятся чем-то вроде универсального костюмного ромкома, который хорошо бы почитать/посмотреть после тяжелой рабочей недели или развода. Мужчины и вовсе убеждены, что это особый вид вредных романчиков, после которых женщин охватывает тоска и они бросаются искать колинов фёртов. И те, и те считают книги Остин неполезной фантастикой, настраивающей ожидания всех, кто в активном поиске, на недостижимые идеалы. Разумеется, никакой мужчина и никакая счастливая женщина не станет такое читать, о чем вы вообще.
В итоге неповторимые в своей глубине и законченности тексты затираются, новость об очередном сериале вызывает шутки про те самые рубашки, и давно никто не пишет, сколько в тех самых романчиках не только утешительного юмора и универсальных жизненных уроков, но и бритвенно острой сатиры.
Поэтому Уильям Дерезевиц со своей книгой Как шесть романов научили меня дружить, любить и быть счастливым, которую я давно собиралась порекомендовать в сообществе, актуален как никогда, пусть он и написал её 25 лет назад. Дерезевиц рассказывает о личном опыте: когда-то студентом-снобом ему пришлось оторваться от Керуака и прочесть "Эмму" для написания научной работы. И это открытие перевернуло его жизнь полностью: он не только последовательно прочел остальные книги и все опубликованные биографии Остин, защитил магистерскую диссертацию, но и повзрослел так, как не мог заставить его повзрослеть Генри Джеймс вместе с Достоевским. И пусть он временами повторяется или чересчур многословен, есть определенное очарование в том, чтобы следить за реакцией неофита на классический сюжет, и за тем, как меняется его отношение к происходящему на бумаге и в жизни под влиянием остиновского слова.
Жаль, что некоторые сценаристы это уже утратили.
PS А если вы всё это читали или не хотите, чтобы какой-то парень рассказывал вам, как правильно любить Джейн Остин, послушайте подкаст Завозовой и Юзефович, весенний выпуск про брачный сюжет 19 века и то, на чем он держится.
|
</> |