После большого перерыва
traveller2 — 28.05.2016 Больше месяца я не заглядывал в ЖЖ. Тому были причины. Конец семестра, дописал и отправил в печать три статьи с Алешей Юнгом и молодыми соавторами, конференция CAQCD-2016 в нашем институте, со-организатором которой я был, семинар в университете Мэриленда и конференция в Вашингтоне, и наконец, новый проект…Самая главная причина — в почте ЖЖ я получил два весьма обидных, грубых и абсолютно несправедливых письма, которые настолько меня разозлили, что сгоряча вообще решил забросить свой блог.
“Но, - подумал я, - ведь у меня еще остались долги. Я не дописал посты о Бете и о Шëнберге. И еще кое-что в процессе. Кроме того, я ведь пишу для себя …”
В общем, продолжаю. Но формат блога все же изменю. Еще больше буду писать про физику и физиков. Еще меньше про свои политические взгляды и оценки. Иногда, чтобы сэкономить время, английские тексты буду давать в оригинале, без перевода на русский, (в отличие от того, как я раньше всегда делал).
Начну с нового проекта. Когда я работал над сборником “Physics in a Mad World”, я подружился с Яном Хоутермансом, сыном Фрица и Шарлотты Хоутермансов (http://traveller2.livejournal.com/464496.html ). И вот, совершенно неожиданно, среди бумаг его матери, я наткнулся на пачку писем от Вольфганга Паули. Всего 23 письма, написанные между 1937 и 1941 годами. Про великого Паули (Нобелевская премия 1945 г.) ходят легенды, не меньше, чем о Ландау (http://traveller2.livejournal.com/440268.html ).
Его называли совестью физики, поскольку он на дух не переносил спекулятивные, необоснованные или незаконченные работы, и не стеснялся прямо и публично говорить авторам, что он о них думает. Он был острым на язык. В 1958 году он рассорился с Гейзенбергом, из-за того, что он (Гейзенберг) раструбил прессе о своих работах по единой теории поля как о великом прорыве (Паули начал было работать с Гейзенбергом, но вскоре вышел из этой коллаборации). Паули заявил: “Гейзенбергу не хватает только рассказать о своих ‘успехах’ президенту Египта Насеру, всем остальным он уже рассказал…”
Из-за острого языка Паули не любили, а некоторые даже считали его полусумасшедшим. История его первого брака на танцовщице кабаре лишь усиливала эту (анти)репутацию. Так вот, в письмах Шарлотте Хоутерманс Паули виден совсем с другой стороны, как верный и заботливый друг, готовый сделать все, что в его силах, чтобы помочь в трудную минуту.
Короче, я задумал эти письма опубликовать. Они уже переведены с немецкого на английский, и я закончил первую часть введения — о Паули. (Если кто-нибудь хочет прочитать этот черновик, пишите).
✷ Вольфганг Паули в Одессе, 1930
Зачем мы ездили в Вашингтон? Начну издалека. В последние несколько лет анти-израильские (в основном, мусульманские) студенческие организации устроили в университетских кампусах “шабаш ведьм”. Они срывают лекции израильских профессоров (иногда дело доходит до физического насилия), запугивают студентов записывающихся на курсы иврита, блокируют показ израильских фильмов и т.д. Движение BDS (Boycott, Divest, Sanctions, т.е. бойкот, де–инвестиции, санкции против Израиля) набрало силу как в США так и — особенно — в Англии.
Лет 15-20 тому назад президентом университета Миннесоты был Марк Юдоф. Он был хорошим президентом, при нем деньги в бюджет университета лились рекой. Его успехи стали широко известны, и огромный университет Техаса переманил его к себе. Но это еще не все. Через несколько лет университету Калифорнии (десять кампусов, самый большой в США) удалось уговорить Марка Юдофа переехать из Техаса в Калифорнию, где он успешно проработал в качестве президента университета Калифорнии около десяти лет. Недавно он вышел в отставку и решил посвятить себя общественной деятельности. Он и его друг Keneth Waltzer организовали AEN (Academic Engagement Network). 24 и 25 мая в Вашингтоне проходил первый съезд этой организации. Около сотни профессоров и преподавателей колледжей и университетов обсуждали как бороться с BDS и, в более широком смысле, с антисемитизмом в академической среде. На докладах я впервые услышал критику так наз. “progressive left” –– в массе своей ужасные сумасшедшие люди. Мне с ними сталкиваться особо не приходилось. Оказывается, гуманитарные факультеты заражены ими чуть менее, чем на 100%.
Вместо того, чтобы передавать студентам знания, они их индоктринируют. Кстати, я впервые узнал о том, что факультет современных языков в Гарварде когда-то был полностью распущен, а через год всех профессоров нанимали заново с помощью независимой комиссии, в которой не было ни одного филолога из Гарварда.
Если есть желающие связаться с AEN, пожалуйста пишите [email protected]
✷ Профессор Юдоф справа
****
Ну и чтобы закончить пост на мажорной ноте, пару фото из вашингтонского музея. Автора угадайте сами.
*****
Оказывается, Белый Дом совсем маленький. По сравнению с Кремлем, просто жалкая хижина …
|
</> |