ПОСЕТИТЕЛЬ МУЗЕЯ (1989)
mr_garett — 06.01.2020На последних этапах существования Советского Союза кинематографисты оказались в странной ситуации: цензурный диктат перестал давить на них с прежней силой, тогда как у государства все еще оставались деньги на создание относительно больших авторских постановок. В это время появилось несколько фильмов в жанре soviet horror, аналогов которым нет не только в западном, но и в российском кино. Один из таких фильмов – «Посетитель музея», добирался до меня долгих двадцать лет. Первый раз я пытался досмотреть его по телевизору в начале 90-ых (тогда отключили свет), вторая попытка была в нулевых (кассета не имела концовки). Наконец, я смог найти нормальную копию и досмотрел картину Константина Лопушанского от начала, до катастрофического конца.
На обломках экологической катастрофы.
Действие «Посетителя» происходит на руинах цивилизации где-то в XXI веке. Мир давно превратился в индустриальную помойку, по бескрайним пределам которой ездят одинокие поезда. Немногочисленные нормальные люди остались жить в городе. На периферии живут или исследователи окружающей среды, или немногочисленные силовики, которые следят за работой добывающих комбинатов и приглядывают за местными психами. Психи – жертвы отвратительной экологии, обитают в резервациях, за пределы которой их не пускают. Впрочем, это не мешает психам бродить по окрестностям свалки, до смерти пугая обычных людей (для того, чтобы психи в окна не заглядывали, местные поджигают подоконники, из-за чего любое поселение приобретает инфернальный вид).
О ремонте здесь даже не вспоминают. Да и зачем, ибо - все тлен.
Этот странный старичок гадает по Библии. Вероятно именно он придумал анекдот о возможности апокалипсиса в отдельно взятой стране.
Готовясь к экспедиции герои узнает, что психи имеют собственную форму религии - искаженный вариант древнего православия. Во время церемоний страдальцы славят мессию, который должен защитить их перед ликом отвернувшегося Бога. Молитва у психов всего одна, надо стучать головой в стену и просить Господа, чтобы он забрал тебя отсюда. Один из психов доност до героя постулаты своей загадочной веры, они просты и весьма современны: там, где люди, там ад; если ты родился здесь, то проклят самим фактом своего существования. Бежать из ада некуда, Бог тебя не услышит. Второго мессии не будет, такие дела. Спасения нет, апокалипсис уже наступил, а его даже не заметили.
Это интересно. Во время создания фильма Лопушанский взял на роль психов обитателей сумасшедшего дома. Итоговый результат производит удручающее впечатление и может соперничать по эффектности картинки с наиболее жуткими изображениями Босха.
Мертвый океан омывает обломки ржавых машин. Классическая сцена из Fallout 1.
«Обычные» ни в какую религию не верят и исповедуют идеалы либерального общества. Судя по всему, местная форма государства поощряет трансвестизм, гомосексуализм и свободный секс (местные женщины 40 лет поголовно ходят в кожаных миниюбках). Поскольку заводы и предприятия оставить невозможно, «местные» уверены в том, что помойка будет разрастаться, океанские льды растают и океан вберет в себя большую часть суши. Поделать с этим ничего нельзя, да и думать об этом смысла нет, поскольку через 50 лет ныне живущих все равно не будет. Остается лишь принять сущее, да постараться отделаться от психов, согнав последних в резервацию.
Первая половина фильма выглядит как настоящий пост-апокалипсис. Отдельные находки Лопушанского производят ошеломляющий эффект, а зловещая атмосфера индустриального ада заставляет вспомнить «Сталкера», «Письма мертвого человека» и «Чернобыль». При этом рукотворный ад Лопушанского не агрессивен. В картине нет диких панков с дробовиками, атомных мутантов и прочих зомбаков (советский хоррор подразумевает, что хуже обычного человека монстра нет). Эффект последних дней достигается исключительно визуальными образами, которые не оставляют зрителю ни малейшей надежды на хэппи-энд. Все сущее внутри картины гниет, горит, разлагается в прах и разлетается пеплом в порывах грозового ветра. Фильм демонстрирует зрителю картины абсолютного безнадежного конца, из которого уже никогда не будет возврата.
Главный герой. В фильме представлена типичная мода 90-ых, включая косухи, лосины и кожаные микро-юбки.
Вторая часть постановки носит чисто религиозный характер, поскольку главный герой берет на себя роль Мессии и отправляется в затонувший город, чтобы донести послание сумасшедших - Богу. Тут Лопушанский забежал лет на тридцать вперед. В начале 90-ых, картину посчитали религиозной, но сейчас явно видно, что режиссер давно разочаровался в религии, которая нашла воплощение в формализме бессмысленных религиозных обрядов, но не смогла показать путь к спасению. Бог в фильме или не появился, или остался нем или его там вообще никогда не было. В результате все попытки психов спастись оказались тщетными, ими просто никто не заинтересовался, мессия к успеху не пришел, а своего героя в среде верующих не оказалось. Таким образом именно они, а не «нормальные» потерпели поражение по всем фронтам. Нормальные могут в город уехать, а психам придется на свалке до конца времен оставаться (во всяком случае до тех пор, пока океан не поглотит их). В итоге, все происходящее на экране выглядит, как прямое предупреждение дорогим россиянам, которые отказались от борьбы за нормальное существование во имя мистического спасения со стороны третьих лиц.
Пророк апокалипсиса - Константин Лопушанский.
Вторая часть картины, хоть и рассматривает происходящее с религиозной точки зрения, но делает это крайне по-своему и не дает зрителю ответы на мучительные вопросы. Полученное героем мистическое озарение заставляет его поверить в то, что выхода из ада нет. Ад существует до тех пор, пока жив хотя бы один человек и до тех пор, пока есть в реальности хотя бы одно творение рук его.
Смерть человечества. Уэллс был бы доволен.
Завершая обзор хочется сказать, что «Посетитель музея» - это выдающийся образчик пост-апокалиптического кино, обязательный к просмотру всем ценителям жанра. Картина Лопушанского начисто лишена веры в человечество. Если в других пост-апокалиптических картинах, результат катастрофы дело рук злых правительств, корпораций или индивидуумов, то здесь, крах цивилизации вполне закономерная и неизбежная стадия развития человеческого социума. Ибо финал есть только один и другому никогда не бывать.
06.01.2019
(с) Илья Садчиков
|
</> |