Порядок Ч
ortheos — 10.01.2022 Хорошо закончивший советско-российскую школу с легкостью определит корень слова "начало" - "ча".Школа советская, поэтому вопрос - куда делся корень "ча" в слове "начинать" , там задавать не принято.
Из чего , собственно, следует единственный вывод, что корень здесь - "ч".
А уже из этого следует довольно любопытные выводы.
Первый из них - слово "чин" (от которого "начинать")однокоренное с
"начало", "зачало" (что согласуется с греческой связью "архи" -
начало и "иерархия", порядок)
Таким образом, славянское понятие порядка связано с
последовательностью начал.
Порядок, чин - это последовательность начал.
В самом деле.
Возьмем семью.
Отец является деятельным началом, которое не только творит дела
(например, табуретку) , но и рождает сына. Который в свою очередь
является таким же деятельным началом, производит такие же свободные
действия, но не сам от себя, а то, что видит у отца. Если сын
начнет творить от себя , как от первоначала, то он начнет
производить без-чиние, беспорядочность, его действия будут
происходить в рассогласовании с действиями отца.
В свою очередь по чину сын становится отцом, рождая своих
детей, и эти дети в свою очередь становятся началами , которые в
послушании у порядка их отца.
Таким образом, в славянском понятии "порядка", "чина" - который
есть не что иное, как последовательность начал, - заключается
евангельское учение " аминь, аминь глаголю вам, не может Сын
творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо Он
творит, сия и Сын такожде творит" (Ин 5,19)
Проявление этой сути мы видим в чине православного
Богослужения.
В котором есть иерархическая последовательность
архиерей-священник-диакон-канонарх-певец-чтец.
Каждый из них является началом, которое производит свой чин - свою
часть Богослужения. И когда один говорит, другой молчит. Так, в
этом порядке часто бывает, что когда чтец говорит - архиерей
молчит. Причем молчание архиерея (во время чтения , например,
тайных молитв) значит больше не только слов чтеца, но и слов самого
архиерея.
Однако, при этом есть и чины
Архиерей-архиерей-архиерей
Иерей-иерей-иерей
Диакон-диакон
Правый клирос-левый клирос
Чтец-чтец
Которые будучи равны по-очереди совершают свои начала , так же ,
как это идет и в иерархическом подчинении.Чтец сменяет чтеца так
же, как чтец сменяет диакона.
То есть участие в чине не обязательно означает под-чиненность. Но
бывает и со-чиненность. Совместное равноправное участие в чине.
Безумие ариан, хуливших Сына за сказанные им слова о том, что он не
может творить о Себе ничесоже, является в том, что в чине они
видели только под-чиненность, а со-чиненность отрицали.
Такой же принцип со-чинения в чине являет и отдельный чин
Евангельских и апостольских чтений. Которые называются "зачалами",
т.е. "началами". Все Евангелие и Апостол состоит из
последовательности , чина "зачал", "начал". Однако при этом
безумным было бы назвать одно зачало большим другого.
Таким образом, в одном славянском корне "ч" содержится глубокое
Евангельское содержание и суть того самого порядка, который все так
хотят.
Однако это еще не все.
---------
Ведь тогда не вполне вероятно, а крайне необходимо, чтобы в
слове "час" был корень "ч".
И "час" однокоренное с "начало".
"Час" - это время для начала.
Чин - это упорядочивание в последовательности, час - это
упорядочивание во времени, развертывание чина во времени.
В самом деле, мы видим , что и в Евангелии Господь Иисус Христос
все свои дела увязывает с часами - "прииде час", "не у прииде
час" .
Чин Богослужения жестко привязан к часам - не только каждой службе
указывается час , но и есть прямо богослужения называемые
"часами".
Чин Евангельских и апостольских чтений так же жестко привязан ко
времени - т.е. опять же к часам , вплоть до прямой привязки к Часам
богослужебным.
---------
А отсюда мы уже видим, что слово "часть" тоже наверняка имеет
корень "ч". И тоже является производным от "ч" -порядка и
однокоренным с "чин", "час".
В самом деле, Ветхий Завет говорит о "части" праведных и "части"
нечестивых , в переводе на русский - "участь". Что это значит?
получается, что это речь идет о разных чинах, разных порядках для
праведных и нечестивых. (более того, разные "части" для двенадцати
колен Израиля говорят о 12 разных порядках, а Бог называется частью
колена Левиина , т.е. порядком колена Левиина . Каким порядком ?
Богослужебным!)
"Часть" праведных - причастие праведных - участие в чине праведных,
порядок праведных.
Часть нечестивых - причастие нечестивых-участие в чине нечестивых,
порядок нечестивых.
Но обратим внимание, что и "часы" у праведных и нечестивых
разные.
Господь говорит в Евангелии , обращаясь к неверующим (еще) братьям
Своим :
"Глагола убо им Иисус: время Мое не у прииде: время же ваше
всегда готово есть:" (Ин 7,6)
Что это значит?
В том числе, что Господь действует строго по установленному
ч-ину, ч-астью которого является ч-ас.
А "порядок нечестивых" не имеет строгой структуры времени, он
представляет собой некий беспорядок под видом порядка, разрушение
чина под видом чина.
В самом деле, какой может быть порядок, если каждое дело,
составляющее этот порядок, имеет любое время, или не имеет его
вовсе, что одно и то же?
Заметьте, как действуют нечестивые , как действуют бесы?
Всегда в неистовстве, всегда в лютой спешке, всегда в набегах,
всегда как только что разбуженные ударом шпоры.
Почему?
Есть дело, которое хочется совершить, а часа его не назначено.
И не может быть назначено, поскольку все часы - в руках Бога, а
враги Божии не могут вырвать в свою власть ни одного часа. Они даже
не знают, какие часы Бог назначил чему. Поэтому на месте "ч-асов" у
них пустота.
Отсутствие часа - словно отсутствие опоры.
Дело проваливается в отсутствие часа, как в пропасть, на дне
которой смешивается и с другими делами в крайнем беспорядке.
Недаром ядение в неурочный час - страшный грех для монаха.
Дело не в ядении, а в том, что он беспорядочен, что у него нет
внутренней структуры, нет скелета порядка, а есть только некий
мешок, на дне которого в хаосе бултыхаются все структурные
единицы.
Поэтому и все страсти порождают нетерпение.
Так и охваченный блудной страстью не может вытерпеть не то что дня
- часа.
Охваченный гневом непременно должен отомстить немедленно,
Охваченный унынием не может подождать до субботы, чтобы тогда
повеситься.
В таком случае и терпение - и долготерпение, как добродетель, как
свойство Божией личности - это не что иное, как способность к
порядку, к чину.
И мы действительно видим, что там, где подобает царствовать
порядку, чину, прежде всего требуется терпение.
Богослужение в Церкви, военное дело, иконопись, служебные
обязанности на любой работе, даже учеба в школе.
И насколько чины (священные , воинские) способны к терпению -
настолько они способны к порядку.
Но тут справедливо возразят - как же многие злодеи назначают час
преступления (например,время грабежа, час свидания с любодейцей,
час нападения без объявления войны) , да и все злодейские
планы как раз и строятся на управлении временем?
Но зачем им такие планы, эти времена преступлений?
Разве не хотят они прямо сейчас пойти и совершить эти
преступления?
Хотят. Алчут.
Не могут.
Почему?
Попытавшись совершить преступление прямо сей-час, они разрушат это
преступление и сами пострадают.
Они выбирают час и планируют свои злодеяния не следуя
какому-то порядку или любовью к чину, а лукавым умом ищут такой
час, когда бы была для них наименьшая опасность.
Что же создает эту опасность и кто определяет это время?
Очевидно, что чин и порядок Божий.
"час" зла и "час" тьмы , "область темная" Евангелия - не часть
порядка нечестивых, а часть порядка Божия.
Парадоксальным и в то же время совершенно логическим и
упорядоченным образом нечестие и беззаконие есть крайний беспорядок
- и в то же время, поскольку не может соделаться иначе, как в
определенный час - не в силах выйти из порядка, чина Божия, поэтому
против воли является частью порядка Божия.
То самое, что любой преступник скрежещет зубами, алчет и
неистовствует , желая преступления , не может сделать его иначе,
как в определенный час, говорит, что час этот - не от его порядка,
а от Бога.
И этому мы учимся из Евангелия - "Се есть ваша година и область
темная" (Лк 22,53)
В самом деле - сколько раз хотели убить Господа Иисуса Христа - и
не могли этого сделать до установленного часа.
Но кто установил этот час?
Архиереи и книжницы?
Нет.
Они хотели убить Его с первого дня.
Что им не давало это сделать?
"Бояхубося людей".
Чин Божий - неумолимая ,непробиваемая, алмазная стена.
И увидев промежуток в этой стене, безумное зло считает это "шансом"
и назначает в этот промежуток свой "час", "час тьмы".
Строго следуя в этом ПОРЯДКУ БОЖИЮ.
Который и оставил этот промежуток для того, чтобы нетерпеливое
нечестие тут же заполонило его своим неистовством.
Исполнив этим Волю Божию.
|
</> |