Порядок Ч

топ 100 блогов ortheos10.01.2022 Хорошо закончивший советско-российскую школу с легкостью определит корень   слова  "начало" - "ча".
Школа советская, поэтому вопрос - куда делся корень "ча" в слове "начинать" , там задавать не принято.

Из чего , собственно, следует единственный вывод, что корень здесь - "ч".
А уже из этого следует довольно любопытные выводы.


Первый из них - слово "чин" (от которого "начинать")однокоренное с "начало", "зачало" (что согласуется с греческой связью "архи" - начало и "иерархия", порядок)
Таким образом, славянское понятие порядка связано с последовательностью начал.
Порядок, чин  - это последовательность начал.
В самом деле.
Возьмем семью.
Отец является деятельным началом, которое не только творит дела (например, табуретку) , но и рождает сына. Который в свою очередь является таким же деятельным началом, производит такие же свободные действия, но не сам от себя, а то, что видит у отца. Если сын начнет творить от себя , как от первоначала, то он начнет производить без-чиние, беспорядочность, его действия будут происходить в рассогласовании с действиями отца.

 В свою очередь по чину сын становится отцом, рождая своих детей, и эти дети в свою очередь становятся началами , которые в послушании у порядка их отца.

Таким образом, в славянском понятии "порядка", "чина" - который есть не что иное, как последовательность начал, -  заключается евангельское учение " аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит" (Ин 5,19)

Проявление этой сути мы видим в чине православного Богослужения.
В котором есть иерархическая последовательность
архиерей-священник-диакон-канонарх-певец-чтец.
Каждый из них является началом, которое производит свой чин - свою часть Богослужения. И когда один говорит, другой молчит. Так, в этом порядке часто бывает, что когда чтец говорит - архиерей молчит. Причем молчание архиерея (во время чтения , например, тайных молитв) значит больше не только слов чтеца, но и слов самого архиерея.

Однако, при этом есть и чины
Архиерей-архиерей-архиерей
Иерей-иерей-иерей
Диакон-диакон
Правый клирос-левый клирос
Чтец-чтец
Которые будучи равны по-очереди совершают свои начала , так же , как это идет и в иерархическом подчинении.Чтец сменяет чтеца так же, как чтец сменяет диакона.

То есть участие в чине не обязательно означает под-чиненность. Но бывает и со-чиненность. Совместное равноправное участие в чине.

Безумие ариан, хуливших Сына за сказанные им слова о том, что он не может творить о Себе ничесоже, является в том, что в чине они видели только под-чиненность, а со-чиненность отрицали.

Такой же принцип со-чинения в чине являет и отдельный чин Евангельских и апостольских чтений. Которые называются "зачалами", т.е. "началами". Все Евангелие и Апостол состоит из последовательности , чина "зачал", "начал". Однако при этом безумным было бы назвать одно зачало большим другого.

Таким образом, в одном славянском корне "ч" содержится глубокое Евангельское содержание и суть того самого порядка, который все так хотят.

Однако это еще не все.
---------
Ведь  тогда не вполне вероятно, а крайне необходимо, чтобы в слове "час" был корень "ч".
И "час" однокоренное с "начало".
"Час" - это время для начала.
Чин - это упорядочивание в последовательности, час - это упорядочивание во времени, развертывание чина во времени.

В самом деле, мы видим , что и в Евангелии Господь Иисус Христос все свои дела увязывает с часами - "прииде час", "не  у прииде час" .
Чин Богослужения жестко привязан к часам - не только каждой службе указывается час , но и есть прямо богослужения называемые "часами".

Чин Евангельских и апостольских чтений так же жестко привязан ко времени - т.е. опять же к часам , вплоть до прямой привязки к Часам богослужебным.

---------
А отсюда мы уже видим, что слово "часть" тоже наверняка имеет корень "ч". И тоже является производным от "ч" -порядка и однокоренным с "чин", "час".

В самом деле, Ветхий Завет говорит о "части" праведных и "части" нечестивых , в переводе на русский - "участь". Что это значит? получается, что это речь идет о разных чинах, разных порядках для праведных и нечестивых. (более того, разные "части" для двенадцати колен Израиля говорят о 12 разных порядках, а Бог называется частью колена Левиина , т.е. порядком колена Левиина . Каким порядком ? Богослужебным!)

"Часть" праведных - причастие праведных - участие в чине праведных, порядок праведных.
Часть нечестивых - причастие нечестивых-участие в чине нечестивых, порядок нечестивых.

Но обратим внимание, что  и "часы" у праведных и нечестивых разные.
Господь говорит в Евангелии , обращаясь к неверующим (еще) братьям Своим :
"Глагола убо им Иисус: время Мое не у прииде: время же ваше всегда готово есть:" (Ин 7,6)
Что это значит?
В том числе, что  Господь действует строго по установленному ч-ину, ч-астью которого является ч-ас.
А  "порядок нечестивых" не имеет строгой структуры времени, он представляет собой некий беспорядок под видом порядка, разрушение чина под видом чина.

В самом деле, какой может быть порядок, если каждое дело, составляющее этот порядок, имеет любое время, или не имеет его вовсе, что одно и то же?
Заметьте, как действуют нечестивые , как действуют бесы?
Всегда в неистовстве, всегда в лютой спешке, всегда в набегах, всегда как только что разбуженные ударом шпоры.
Почему?
Есть дело, которое хочется совершить, а часа его не назначено.
И не может быть назначено, поскольку все часы - в руках Бога, а враги Божии не могут вырвать в свою власть ни одного часа. Они даже не знают, какие часы Бог назначил чему. Поэтому на месте "ч-асов" у них пустота.

Отсутствие часа - словно отсутствие опоры.
Дело проваливается в отсутствие часа, как в пропасть, на дне которой смешивается и с другими делами в крайнем беспорядке.
Недаром ядение в неурочный час - страшный грех для монаха.
Дело не в ядении, а в том, что он беспорядочен, что у него нет внутренней структуры, нет скелета порядка, а есть только некий мешок, на дне которого в хаосе бултыхаются все структурные единицы.

Поэтому и все страсти порождают нетерпение.
Так и охваченный блудной страстью не может вытерпеть не то что дня - часа.
Охваченный гневом непременно должен отомстить немедленно,
Охваченный унынием не может подождать до субботы, чтобы тогда повеситься.

В таком случае и терпение - и долготерпение, как добродетель, как свойство Божией личности - это не что иное, как способность к порядку, к чину.

И мы действительно видим, что там, где подобает царствовать порядку, чину, прежде всего требуется терпение.
Богослужение в Церкви, военное дело, иконопись, служебные обязанности на любой работе, даже учеба в школе.
И насколько чины (священные , воинские) способны к терпению - настолько они способны к порядку.

Но тут справедливо возразят - как же многие злодеи назначают час преступления (например,время грабежа, час свидания с любодейцей, час нападения без объявления войны) , да и  все злодейские планы как раз и строятся на управлении временем?

Но  зачем им такие планы, эти времена преступлений?
Разве не хотят они прямо сейчас пойти и совершить эти преступления?
Хотят. Алчут.
Не могут.
Почему?
Попытавшись совершить преступление прямо сей-час, они разрушат это преступление и сами пострадают.
Они выбирают час и планируют свои злодеяния  не следуя какому-то порядку или любовью к чину, а лукавым умом ищут такой час, когда бы была для них наименьшая опасность.

Что же создает эту опасность и кто определяет это время?
Очевидно, что чин и порядок Божий.

"час" зла и "час" тьмы , "область темная" Евангелия - не часть порядка нечестивых, а часть порядка Божия.

Парадоксальным и в то же время совершенно логическим и упорядоченным образом нечестие и беззаконие есть крайний беспорядок - и в то же время, поскольку не может соделаться иначе, как в определенный час - не в силах выйти из порядка, чина Божия, поэтому против воли является частью порядка Божия.

То самое, что любой преступник скрежещет зубами, алчет и неистовствует , желая преступления , не может сделать его иначе, как в определенный час, говорит, что час этот - не от его порядка, а от Бога.

И этому мы учимся из Евангелия - "Се есть ваша година и область темная" (Лк 22,53)

В самом деле - сколько раз хотели убить Господа Иисуса Христа - и не могли этого сделать до установленного часа.
Но кто установил этот час?
Архиереи и книжницы?
Нет.
Они хотели убить Его с первого дня.
Что им не давало это сделать?
"Бояхубося людей".
Чин Божий -  неумолимая ,непробиваемая, алмазная стена.

И увидев промежуток в этой стене, безумное зло считает это "шансом" и назначает в этот промежуток свой "час", "час тьмы".
Строго следуя в этом ПОРЯДКУ БОЖИЮ.
Который и оставил этот промежуток для того, чтобы нетерпеливое нечестие тут же заполонило его своим неистовством.

Исполнив этим Волю Божию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы въехали на нашем тандемном велосипеде в город Яншо почти в сумерках, - пот на спинах оставил силуэты лямок рюкзака. По горам, окружающим Яншо карабкаются вверх скалолазы, как мужики по шесту на ярмарках, чтобы снять развешаных по склону игрушечных панд. Из одного магазина лился ...
Ум за разум заходит. С какой стати - из областного бюджета? может священникам надо свои мерседесы продать и тогда появятся деньги на содержание храма? 3 миллиона не ахти какая сумма, но ее что деть больше некуда, кроме как на содержание церкви? ...
Различные вышивальные игры и обменники очень интересный и увлекательный процесс. Эсли не считать виртуального знакомства с очень разными людьми, это еще и различные приятные хлопоты, отправление и получение посылок, ожидание... Не все свои поделки для обменников я успела сфотографировать, ...
Думаю, многим знакома газета "Автовитрина", которая распространяется на сетях АЗС и во многих автомагазинах. Частично цитирую заметку из №30(634) от 29.07 - 04.08.10 г. под названием "В Петербурге построят новый мост через Неву." "Строительство Ново-Адмиралтейского моста через Неву в ...
Увидел у Нади zyakwa фото - оказывается в поездах, на верхних спальных полках стали дужки ставить. Видимо, чтоб человек не падал вниз. Небезосновательно. Я в детстве падал, во сне, в сантиметре пролетел головой от края стола, обитого железом. Упал и сплю себе дальше. А утром не ...