Порядок Ч

топ 100 блогов ortheos10.01.2022 Хорошо закончивший советско-российскую школу с легкостью определит корень   слова  "начало" - "ча".
Школа советская, поэтому вопрос - куда делся корень "ча" в слове "начинать" , там задавать не принято.

Из чего , собственно, следует единственный вывод, что корень здесь - "ч".
А уже из этого следует довольно любопытные выводы.


Первый из них - слово "чин" (от которого "начинать")однокоренное с "начало", "зачало" (что согласуется с греческой связью "архи" - начало и "иерархия", порядок)
Таким образом, славянское понятие порядка связано с последовательностью начал.
Порядок, чин  - это последовательность начал.
В самом деле.
Возьмем семью.
Отец является деятельным началом, которое не только творит дела (например, табуретку) , но и рождает сына. Который в свою очередь является таким же деятельным началом, производит такие же свободные действия, но не сам от себя, а то, что видит у отца. Если сын начнет творить от себя , как от первоначала, то он начнет производить без-чиние, беспорядочность, его действия будут происходить в рассогласовании с действиями отца.

 В свою очередь по чину сын становится отцом, рождая своих детей, и эти дети в свою очередь становятся началами , которые в послушании у порядка их отца.

Таким образом, в славянском понятии "порядка", "чина" - который есть не что иное, как последовательность начал, -  заключается евангельское учение " аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо Он творит, сия и Сын такожде творит" (Ин 5,19)

Проявление этой сути мы видим в чине православного Богослужения.
В котором есть иерархическая последовательность
архиерей-священник-диакон-канонарх-певец-чтец.
Каждый из них является началом, которое производит свой чин - свою часть Богослужения. И когда один говорит, другой молчит. Так, в этом порядке часто бывает, что когда чтец говорит - архиерей молчит. Причем молчание архиерея (во время чтения , например, тайных молитв) значит больше не только слов чтеца, но и слов самого архиерея.

Однако, при этом есть и чины
Архиерей-архиерей-архиерей
Иерей-иерей-иерей
Диакон-диакон
Правый клирос-левый клирос
Чтец-чтец
Которые будучи равны по-очереди совершают свои начала , так же , как это идет и в иерархическом подчинении.Чтец сменяет чтеца так же, как чтец сменяет диакона.

То есть участие в чине не обязательно означает под-чиненность. Но бывает и со-чиненность. Совместное равноправное участие в чине.

Безумие ариан, хуливших Сына за сказанные им слова о том, что он не может творить о Себе ничесоже, является в том, что в чине они видели только под-чиненность, а со-чиненность отрицали.

Такой же принцип со-чинения в чине являет и отдельный чин Евангельских и апостольских чтений. Которые называются "зачалами", т.е. "началами". Все Евангелие и Апостол состоит из последовательности , чина "зачал", "начал". Однако при этом безумным было бы назвать одно зачало большим другого.

Таким образом, в одном славянском корне "ч" содержится глубокое Евангельское содержание и суть того самого порядка, который все так хотят.

Однако это еще не все.
---------
Ведь  тогда не вполне вероятно, а крайне необходимо, чтобы в слове "час" был корень "ч".
И "час" однокоренное с "начало".
"Час" - это время для начала.
Чин - это упорядочивание в последовательности, час - это упорядочивание во времени, развертывание чина во времени.

В самом деле, мы видим , что и в Евангелии Господь Иисус Христос все свои дела увязывает с часами - "прииде час", "не  у прииде час" .
Чин Богослужения жестко привязан к часам - не только каждой службе указывается час , но и есть прямо богослужения называемые "часами".

Чин Евангельских и апостольских чтений так же жестко привязан ко времени - т.е. опять же к часам , вплоть до прямой привязки к Часам богослужебным.

---------
А отсюда мы уже видим, что слово "часть" тоже наверняка имеет корень "ч". И тоже является производным от "ч" -порядка и однокоренным с "чин", "час".

В самом деле, Ветхий Завет говорит о "части" праведных и "части" нечестивых , в переводе на русский - "участь". Что это значит? получается, что это речь идет о разных чинах, разных порядках для праведных и нечестивых. (более того, разные "части" для двенадцати колен Израиля говорят о 12 разных порядках, а Бог называется частью колена Левиина , т.е. порядком колена Левиина . Каким порядком ? Богослужебным!)

"Часть" праведных - причастие праведных - участие в чине праведных, порядок праведных.
Часть нечестивых - причастие нечестивых-участие в чине нечестивых, порядок нечестивых.

Но обратим внимание, что  и "часы" у праведных и нечестивых разные.
Господь говорит в Евангелии , обращаясь к неверующим (еще) братьям Своим :
"Глагола убо им Иисус: время Мое не у прииде: время же ваше всегда готово есть:" (Ин 7,6)
Что это значит?
В том числе, что  Господь действует строго по установленному ч-ину, ч-астью которого является ч-ас.
А  "порядок нечестивых" не имеет строгой структуры времени, он представляет собой некий беспорядок под видом порядка, разрушение чина под видом чина.

В самом деле, какой может быть порядок, если каждое дело, составляющее этот порядок, имеет любое время, или не имеет его вовсе, что одно и то же?
Заметьте, как действуют нечестивые , как действуют бесы?
Всегда в неистовстве, всегда в лютой спешке, всегда в набегах, всегда как только что разбуженные ударом шпоры.
Почему?
Есть дело, которое хочется совершить, а часа его не назначено.
И не может быть назначено, поскольку все часы - в руках Бога, а враги Божии не могут вырвать в свою власть ни одного часа. Они даже не знают, какие часы Бог назначил чему. Поэтому на месте "ч-асов" у них пустота.

Отсутствие часа - словно отсутствие опоры.
Дело проваливается в отсутствие часа, как в пропасть, на дне которой смешивается и с другими делами в крайнем беспорядке.
Недаром ядение в неурочный час - страшный грех для монаха.
Дело не в ядении, а в том, что он беспорядочен, что у него нет внутренней структуры, нет скелета порядка, а есть только некий мешок, на дне которого в хаосе бултыхаются все структурные единицы.

Поэтому и все страсти порождают нетерпение.
Так и охваченный блудной страстью не может вытерпеть не то что дня - часа.
Охваченный гневом непременно должен отомстить немедленно,
Охваченный унынием не может подождать до субботы, чтобы тогда повеситься.

В таком случае и терпение - и долготерпение, как добродетель, как свойство Божией личности - это не что иное, как способность к порядку, к чину.

И мы действительно видим, что там, где подобает царствовать порядку, чину, прежде всего требуется терпение.
Богослужение в Церкви, военное дело, иконопись, служебные обязанности на любой работе, даже учеба в школе.
И насколько чины (священные , воинские) способны к терпению - настолько они способны к порядку.

Но тут справедливо возразят - как же многие злодеи назначают час преступления (например,время грабежа, час свидания с любодейцей, час нападения без объявления войны) , да и  все злодейские планы как раз и строятся на управлении временем?

Но  зачем им такие планы, эти времена преступлений?
Разве не хотят они прямо сейчас пойти и совершить эти преступления?
Хотят. Алчут.
Не могут.
Почему?
Попытавшись совершить преступление прямо сей-час, они разрушат это преступление и сами пострадают.
Они выбирают час и планируют свои злодеяния  не следуя какому-то порядку или любовью к чину, а лукавым умом ищут такой час, когда бы была для них наименьшая опасность.

Что же создает эту опасность и кто определяет это время?
Очевидно, что чин и порядок Божий.

"час" зла и "час" тьмы , "область темная" Евангелия - не часть порядка нечестивых, а часть порядка Божия.

Парадоксальным и в то же время совершенно логическим и упорядоченным образом нечестие и беззаконие есть крайний беспорядок - и в то же время, поскольку не может соделаться иначе, как в определенный час - не в силах выйти из порядка, чина Божия, поэтому против воли является частью порядка Божия.

То самое, что любой преступник скрежещет зубами, алчет и неистовствует , желая преступления , не может сделать его иначе, как в определенный час, говорит, что час этот - не от его порядка, а от Бога.

И этому мы учимся из Евангелия - "Се есть ваша година и область темная" (Лк 22,53)

В самом деле - сколько раз хотели убить Господа Иисуса Христа - и не могли этого сделать до установленного часа.
Но кто установил этот час?
Архиереи и книжницы?
Нет.
Они хотели убить Его с первого дня.
Что им не давало это сделать?
"Бояхубося людей".
Чин Божий -  неумолимая ,непробиваемая, алмазная стена.

И увидев промежуток в этой стене, безумное зло считает это "шансом" и назначает в этот промежуток свой "час", "час тьмы".
Строго следуя в этом ПОРЯДКУ БОЖИЮ.
Который и оставил этот промежуток для того, чтобы нетерпеливое нечестие тут же заполонило его своим неистовством.

Исполнив этим Волю Божию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эпилог: Любое, даже самое унылое г-но, считает себя достойным самого наилучшего... И мало того, чем более уныло это г., тем сильнее его восхищает то красивое бесстыдство, которое есть внутри некоторых девушек.  ...
Тимошенко собирает новый майдан. На завтра. И это не шутка «Сегодня только люди смогут восстановить справедливость и поставить власть на место. Завтра утром граждане, в том числе пенсионеры, выйдут на бессрочную акцию протеста против падения курса гривны, повышения тарифов, за ...
Приведу ниже исчерпывающий текст про евроинтеграционные процессы. У классика, как всегда, уже все давным-давно написано гггг Лесь Подерв’янський. Данко (Фєєрія) Дійові особи Данко Натовп Дiя перша. Ліс, зроблений з папьє-маше. Входить натовп. Натовп дико і страшно реве. Подекуди можна ...
Только что поговорила с подругой. Не сказать, что она в отчаянии, скорее, в безысходности. С нашей медициной она мыкается уже давно и можно написать целое эссе про этот форменный ад. Например, чтобы не устанавливать группу инвалидности, ее после замены клапана на сердце методом вскрытия ...
Когда я искал работу, я всегда просматривал и писал в субботу вечером. Потому что другого времени не было как-то. Сейчас я расчитываю на таких же ребят. В Киеве на постоянной основе требуется веб-дизайнер. Кандидат должен: — Быть молодым и ...