Пора спасать МКАД

топ 100 блогов ffisheye22.07.2014 Пыльная грунтовая дорога, по ухабам прыгает тяжелая военная техника, гражданских машин практически нет, кое-где ковшом в земле торчит строительная техника, в воздухе витает такое напряжение и страх, что, кажется, голова вот-вот лопнет. Так начиналась история МКАДа в 41-м. Дорогу вообще-то начали проектировать еще до войны, в 37-м году. Но наступление немцев спутало все планы. В результате было принято решение построить трассу длиной в 30 км по упрощенному проекту, всего за один месяц. Работали сутки напролет. Проложенная в авральном режиме дорога использовалась как рокадная (то есть проходящая вдоль линии фронта) для переброски войск и военной техники. Таким образом, МКАД сыграл свою героическую роль по разгрому гитлеровских войск под Москвой.

 Пора спасать МКАД

До середины 50-х годов покрытие дороги оставалось грунтовым. До наступления эпохи кредитных «ренологанов» было еще далеко, а суровые ГАЗы и МАЗы грязи не боялись. Однако война закончилась, и Москва как победитель величайшего зла 20 века, стала претендовать на статус мировой столицы наравне с Нью-Йорком и Лондоном. Вокруг Кремля в срочном порядке выросли Сталинские высотки, напоминающие американские небоскребы, а частыми гостями столицы стали иностранные высокопоставленные гости и звезды мира искусств. И негоже было, чтобы Москва в это время была окольцована деревенской грунтовой дорогой.

Реконструкция МКАДа началась в конце 1956 года. Движение по всему кольцу было открыто 5 ноября 1962 года – это стало вторым рождением трассы. Кольцо тогда представляло собой две проезжие части 7-метровой ширины, по две полосы в каждую сторону, разделенные 4-метровой «зеленой» полосой (с высокими бордюрами и травяным покрытием). «Зеленая» полоса спасала от лобовых столкновений, коих, впрочем, в те года практически не случалось, ибо скорость движения не выходила за рамки человеческого разума. А права не выдавались кому ни попадя.

Потом была эпоха «оттепели», сытные годы застоя, и советские москвичи даже не догадывались, что всего через тройку десятков лет они как минимум два раза в день (утром и вечером) будут тяжело вздыхать при мысли о неведанных тогда «пробках». МКАД в те годы отлично справлялся со служебными черными «Волгами», лихо мчащими на чиновничьи, писательские и прочие дачи; справлялся с редкими частными «Жигулями» и суровыми трудовыми грузовиками.

Но жизнь советских москвичей летела стремительно. Вот уже на дворе запахло не весной, но горбачевской перестройкой. У населения на пожелтевших от застывшего времени сберкнижках скопились приличные капиталы, которые надо было куда-то девать. Незадолго до этого, 22 декабря 1973 года, «АвтоВАЗ» отчитался о выпуске миллионного автомобиля. Дороги страны начали наводнять частные автомобили. Естественно, больше всего их оказалось в Первопрестольной.

В 1990—1991 году МКАД расширяют за счет разделительной полосы — четырехметрового газона. Это позволяет сделать более широкими две существующие полосы и добавить широкую обочину. Но скорости растут, а культура вождения падает. И в начале 1990-х МКАД прозывают «дорогой смерти» из-за частых лобовых столкновений. Ежегодно там погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. Скорость потока автомобилей составляла мизерные 35-40 км/ч. Москва встала в первые пробки. По сути, МКАД по пропускной способности превратился в ту же проселочную дорогу послевоенных лет.

Юрий Лужков, придя к власти в 92-м году, уже через год начинает масштабную реконструкцию МКАДа, ставшей чуть ли не единственной «стройкой века» в последующие 20 лет в России. В 93—94 годах МКАД как следует осветили и установили железобетонные ограждения на разделительной полосе. В 95—98 годах дорогу расширили до пяти полос в каждом направлении. Лужков не спас Москву от смога в 2010-м, но отодвинул транспортный коллапс в столице лет на двадцать в 90-х. Это было уже третье рождение кольцевой.

Тогда приключилась интересная история с «украденными» Лужковым 20 см МКАДа. В 2001 году первый заместитель начальника СК при МВД Михаил Зотов заявил, что в процессе реконструкции трасса была умышленно заужена на 20 см, что могло привести к роспилу. Суммы хищений были оценены в 256 млрд рублей (до деноминации). В связи с этим была назначена экспертиза дорожного полотна, которая подтвердила использование некачественных материалов и нарушение строительных норм. Лужков тогда чуть ли не самолично с сантиметром ходил измерять дорогу. Позже, вроде бы, выяснилось, что МКАД оказался даже шире проектной документации на 4 см. Но осадочек, как говорится, остался.

 Пора спасать МКАД

Но не в сантиметрах оказалось дело, а в клевере. Несмотря на то, что встретить четырехлистный клевер в народном поверье считается за удачу, на МКАДе такой клевер стал настоящим проклятьем. Дорожные развязки клеверного типа, спроектированные при Советах, в 2000-е послужили основными причинами заторов и даже многокилометровых стояний. Развязки постоянно «самозапирались» от пересекающихся потоков автомобилей и парализовали движение. А тем временем в год в столице прибавлялось по 300 новых авто. С 2000 по 2007 год количество автомобилей в Москве увеличилось почти в два раза и составило 3,3 млн. МКАД потихоньку изживал свой ресурс. Но на то, чтобы подарить третью жизнь кольцевой, с кадлым годом все больше смахивающего на сказочного персонажа Лужкова не хватило.

Москвичам пришлось ждать 2011 года, когда Стройкомплексом Москвы было принято решение спасать МКАД в третий раз, реконструировав все клеверные развязки. 15 развязок станут непересекающимися, с «направленными съездами». До 2015 года реконструируют 12 из них. Шесть уже строят (на пересечениях с Дмитровским, Можайским, Каширским шоссе, а также с Ленинским, Мичуринским и Волгоградским проспектами). Две – уже готовы, на пересечении МКАД с Ленинградским шоссе и с улицей Подольских Курсантов. Вчера Сергей Собянин и его заместитель по градостроительной политике и строительству  Марат Хуснуллин открыли третью - на Дмитровском шоссе.

14 часов дня, улыбчивое солнечное воскресенье. 100 км в час держу уверенно по МКАДу от Варшавки в сторону Строгино. Вокруг все перекопано, но приходится притормаживать лишь возле Можайки. Там заканчивают строить первую эстакаду и один из съездов. Осталось чуть-чуть потерпеть. В эфир одной из московских радиостанций каким-то образом прокрадывается «Смуглянка-молдованка» из «В бой идут одни старики» 1973 года. Хотя написана она композитором Новиковым и поэтом Яковом Шведовым еще до войны, в 1940 году, по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. А у меня перед глазами пыльная грунтовая дорога 41-го, по ухабам прыгает тяжелая военная техника, гражданских машин практически нет, кое-где торчит ковшом в земле строительная техника, в воздухе витает такое напряжение и страх, что, кажется, голова вот-вот лопнет. Все-таки МКАД – это не просто дорога, это дорога нашей жизни, история великого города, великого подвига – как солдатского, так и строительного. С днем рождения, МКАД, с 73-летием!



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На сайте В контакте отменяют рейтинги. Ещё полгода назад я ни за что бы не поверил, что сам захочу назвать «В контакте» сайтом дня, но они отменяют рейтинги. Речь идёт о той самой полосочке с цифрами под фотографией пользователя, которая многих ...
Как-то так нынче в российском Крыму на берегу самого Чёрного моря в конце лета 2021 года.. © kwakin_misha p.s. Ну, и конечно, с радостью приглашаю всех, кто любит читать, писать, смотреть и показывать ...
Женщина в шляпе горы полет птицы крокодил по горам ...
Монахи Киево-Печерской лавры канонической УПЦ не коллаборанты, но не будут выполнять предписание властей покинуть монастырь, сообщил настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел. «Я обращаюсь к тем, кто имеет на это право: мы не против всех законных действий, но ...
первым двадцати репостерам http://barma-glott.livejournal.com/594967.html . Отмечайтесь здесь, пожалуйста, а то я не всегда могу отделить коммерцию от добрых людей ) UPD. До 19-00 по Москве. Оплата ...