Пора соборов кафедральных

топ 100 блогов lovers_of_art27.08.2021
Пора соборов кафедральных

Пару недель назад выпало мне участвовать в крещении. И всё бы ничего – в смысле, стандартно, как это обычно бывает на таких процедурах (кадилом помахали, нужные тексты пропели, подули-поплевали и пошли по домам) – но вышло всё совсем не по привычному сценарию. Благодаря священнику. Впервые за много лет я услышал реальную проповедь! Обычно священники ограничиваются прейскурантным набором манипуляций и произнесением всех необходимых в таких случаях текстов, а здесь, после всего этого, последовал реальный разговор с присутствовавшими. При этом не отвлечённый и не на малопонятном массам церковнообразном языке, не назидательный и не осуждающий (дескать, грешники вы тут все), а живой, открытый и совершенно доступный даже человеку, вообще впервые в жизни ненароком заглянувшему в церковь. «Как современно!», подумалось мне. Священник-то продвинутый, умеет заинтересовать и не отпугнуть при этом, повёрнут к пришедшим к нему лицом, а не корешком Писания.

Каждому времени свои символы и своё восприятие. Это, кстати, касается не только религии, но и всех областей жизни нашей, включая политику, экономику и культуру. Последнюю в особенности. Потому что живопись, кино или архитектура столетней давности имеют совершенно иной посыл, нежели нынешние. И восприятие их, соответственно, тоже разное. Не зря некоторое время назад на просторах ЖЖ с лёгкой руки SHAKKO.RU разразилась столь оживлённая дискуссия касательно «Чёрного квадрата» Малевича. В разное время – разное восприятие. С религией та же история. Глупо думать, что церковь должна жить законсервированной жизнью века с XIX, никак при этом не меняясь. Нет, она, конечно, может не меняться, только в этом случае ей грозит почти полное вымирание, как в Нидерландах, например, где отели да библиотеки открываются в бывших храмах, потому что прихожан нет. А если прихожане нужны – можно и над собой поработать. Однако, желательно, без перегибов.

Я сейчас не про крещение онлайн и не про приём заказов молебнов по имейлу. Я про религиозную архитектуру. В последнее время некоторые известные архитекторы строят такие храмы, что сразу не разобрать, церковь это или бизнес-центр, или дворец съездов какой-то. И, если такое покатит в продвинутой Европе, то в России народ пока не настолько продвинут, чтобы ходить в храмы типа новой версии берлинской Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. У нас традиций в этом смысле придерживаться продолжают, но определённые оригинальные проекты уже появляются. Причём на самом высшем уровне.

(с) парк
(с) парк "Патриот"

В прошлом году только ленивый не прошёлся едким плевком или ушатом помоев по собору Воскресения Христова в парке Минобороны «Патриот», что в Подмосковье. Вина собора, очевидно, в том, что он, во-первых, назначен главным храмом Вооруженных Сил Российской Федерации, а, во-вторых, слишком уж нестандартен для восприятия писавших о нём. Ещё бы – мозаики с солдатами из разных эпох и даже (Господи, помилуй) с Путиным, которая якобы была, но потом убрали; сплошная цифровая символика в количествах ступеней, высоте крестов и куполов и т.д.; трофейные нацистские материалы, использованные при строительстве; да и вообще – военный собор, это как такое может быть?! В христианстве же про «не убий» и про щёки, которые необходимо безустанно подставлять, все помнят. Не вяжется это всё, дескать! Поэтому сразу понесло народ в размышления про сращивание церкви с властью, про путинскую пропаганду, будь она неладна, про сплошную милитаризацию населения, про немереные деньги, потраченные на это строительство, из которых наверняка половину украли, и про невесть что ещё.

(с) парк
(с) парк "Патриот"

Это всё эмоции. Они меня очень долго забавляли, пока я, наконец, в начале месяца нынешнего не собрался и не проехался в этот парк «Патриот» сам. Потому что я не из тех, кто «не смотрел, но осуждаю». Пока сам не увидишь – собственного мнения не получится, а будешь плясать, как крыса, под дудку чужого впечатления. Делаем глубокий вдох, успокаиваемся и начинаем трезво размышлять. Украли половину бюджета при строительстве? Ну и что? В России ВСЕГДА и ВСЕ воруют. Это просто нужно принять как данность. Без этого у нас никак. Милитаризация населения? Такой момент имеется, к сожалению, но если вспомнить, как государь император Александр Александрович некогда говаривал, что у России лишь два надёжных союзника – армия и флот, то всё сразу понятно и логично. И, если у флота есть свой собор в Кронштадте, почему у сухопутной армии не может быть такого же собора? Пропаганда… Пропаганда чего? Путина? Так убрали ж его с мозаики)). А всё остальное в соборе – это, как раз, то самое новое, переосмысленное, современное восприятие храма. Все споры ведь именно о верхнем храме, где на мозаиках не только стандартные и всем знакомые святые, но и Богородица с лицом и в позе Родины-матери, и бойцы Великой Отечественной и Афганской войн, и сцены знаменитых исторических сражений. Получается, что этот архитектурно-художественный проект – собор нового поколения, поколения будущего, который, вместе с тем, устанавливает чёткую и твёрдую связь с прошлым. И многим он оказался ментально недоступен для восприятия, потому что от собора большинство ожидает стандартной схемы, имеющей устоявшуюся структуру, отработанную веками. А если что-то выходящее за пределы привычного шаблона и ломающее стереотипы – сразу остракизм. Стереотипность мышления, перефразируя Гойю, рождает чудовищ. И «Чёрный квадрат» Малевича пал жертвой именно такого стереотипного мышления. А если такое мышление ещё и проспринцовано либерализмом и оппозиционностью (хоть шедевр создайте, но если его создала действующая власть, то он априори уродлив), то отмываться от дерьма придётся ещё очень долго.

Нижний храм — (с) парк
Нижний храм — (с) парк "Патриот"
Верхний храм — (с) парк
Верхний храм — (с) парк "Патриот"
(с) petrus_paulus
(с) petrus_paulus
Внутри купола — (c) petrus_paulus
Внутри купола — (c) petrus_paulus

Наконец, про церковь и власть. Не хочу задевать ничьих чувств, однако церковь ВСЕГДА была инструментом политическим, во все времена и во всех странах. Начиная с Древнего Египта. Те страны, которые в наши дни отказались от услуг церкви, имеют достаточно денег в бюджете, чтобы держать народ в повиновении. А те, у кого недостаточно (именно в бюджете, речь не о собственных карманах), используют церковь. Так было и так будет. И ничего с этим не сделать. Именно поэтому храм Воскресения Христова разделён на верхний и нижний. Верхний – связь поколений и взгляд в будущее, а нижний – традиционный православный для тех, кто ментально не готов к верхнему. Нижний для них и для срощенной с государством церкви. Верхний – надежда на, как это не банально прозвучит, светлое будущее. И не надо путать религию с верой, это очень разные понятия. Верить можно во что и в кого угодно, включая Бога, при этом совершенно не пользуясь услугами церкви. Религия – институт, полностью зависящий от культа/церкви (так же, как и церковь от религии).

Нижний храм — (с) парк
Нижний храм — (с) парк "Патриот"
хоры — (c) petrus_paulus
хоры — (c) petrus_paulus
вид на пространство верхнего храма с хоров — (c) petrus_paulus
вид на пространство верхнего храма с хоров — (c) petrus_paulus
Вид на музейный комплекс из звонницы — (c) petrus_paulus
Вид на музейный комплекс из звонницы — (c) petrus_paulus

Именно поэтому нижний храм совершенно не отложился у меня в памяти, а вот верхний произвёл неизгладимое впечатление. Мне посчастливилось подняться и на хоры, и на звонницу, и в купол. И оттуда собор раскрывается совершенно иначе. Там ощущаешь себя, что ли, ближе к Богу, поскольку находишься в самом средоточии, взирая на огромное пространство храма сверху. И только там, вплотную приблизившись к мозаикам, осознаёшь, какой гигантский и уникальный труд совершили те люди, которые эти мозаики выполнили. Со звонницы открывается великолепный вид на окрестности, и ты понимаешь, что собор – это всего лишь архитектурная доминанта того комплекса, который вокруг.

(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) petrus_paulus
(с) petrus_paulus
В звоннице — (c) petrus_paulus
В звоннице — (c) petrus_paulus

А вокруг – полное раздолье для семейного отдыха, причём не тупого, с обжираловкой и гнусным тиром, а осмысленного. Во-первых, выставка военной техники. Этим добром, правда, давно никого не удивишь – подобное в Москве можно найти хоть на Поклонной горе, хоть в Измайловском парке, однако здесь ассортимент наиболее впечатляющий. Для мальчиков вообще раздолье. Во-вторых, «Поле Победы» - масштабная инсталляция боевых действий эпохи Великой Отечественной войны. Разбитые самолёты, танки, грузовики, покорёженные взрывами избы и настоящие окопы – прекрасное наглядное пособие по истории войны. На Поклонной горе такое тоже имеется, но в гораздо более скромных объёмах. Наконец, в-третьих, собственно, то, к чему «Поле Победы» прилагается – музей «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Это самое удивительное и интересное, что предлагает парк «Патриот». Два с лишним километра событий войны, шаг за шагом, мы проходим её всю, от начала и до конца, от 22 июня 1941 года до 9 мая 1945-го. Каждый шаг соответствует дню, и каждый день описан экспозицией событиями на стенах музея. Между годами сооружены очень наглядные инсталляции о блокаде Ленинграда, обороне Севастополя, Сталинградской битве и других знаковых событиях, изображающие военно-полевой госпиталь или захват немецких разведчиков. Всё это оснащено интерактивными играми, в которые может поиграть каждый, проверив свои знания о войне. Шаг за шагом мы погружаемся в тот ужас и в ту боль, в которые погрузилась в своё время наша родня, на долю которой выпала участь вариться в этом страшном котле.

(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) парк
(с) парк "Патриот"

Музей уникальный и по структуре, и по начинке. Он напомнил мне музей Мерседес-Бенц в Штутгарте, где зрители спускаются по спирали сверху вниз, ассоциируя экспонаты с историческими вехами на стенах, однако в Германии – сверху вниз, путь лёгкий. Здесь же всё время прямо, вперёд и вперёд, к Победе, и, чтобы не заныть об усталости, нужно усердие. Я присел всего лишь единожды, и то лишь, чтобы посмотреть кадры кинохроники, которые крутили в одном из промежуточных залов. С другой стороны, вспомнился музей истории Германии в Бонне. Он охватывает историю страны с 1940-го по наши дни. Причём экспозиция начинается с единой нацистской Германии и потом распадается как бы на две параллельных, сравнительно показывающих развитие ГДР и ФРГ, чтобы в конце экспозиции соединиться вновь. Всё это тоже жутко наглядно и интерактивно, будто сделано специально для детей. Вот именно по такому принципу и стоит делать в наши дни музеи, чтобы без мерзких старух, по-гадючьи шипящих, если ты вдруг ненароком заступил за линию, а говорящих с посетителем на доступном, открытом языке. Тогда и людей в музеях станет больше. Музею не следует быть местом для некой интеллектуальной элиты, музей – чтобы образовывать и делать человека ближе к истории (страны, искусства, и т.д.). В такие музеи, как в Бонне и как в парке «Патриот», и нужно водить детей, чтобы они на живом примере понимали, о чём идёт речь. Чтобы ненавистные в школе учебники превратились в друзей.

(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) парк
(с) парк "Патриот"
(с) парк
(с) парк "Патриот"

Всему своё время. Время разбрасывать камни и время их собирать. Так и с храмами – было у нас время их разрушать, а теперь настало время возводить. А если к храму прилагается такой замечательный музей, как «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе», то это вдвойне отрадно, ведь и собор, и музей должны быть развёрнуты к человеку, пришедшему в них, лицом, а не неизвестно чем. Как тот священник, что удивил меня простой и искренней проповедью после крещения. Старое правило – «будьте проще, и люди к вам потянутся» здесь работает на все 100. И никакая пропаганда, милитаризм, «патриотическое воспитание» и прочая дрянь здесь совершенно ни при чём. Созидая храм, мы созидаем себя. А если этот храм не только оглядывается назад, но и смотрит далеко вперёд, мы созидаем и своё будущее.

(с) парк
(с) парк "Патриот"

P.S. Помнится, кто-то всё никак не мог разгадать, что значит монограмма ХП или ПХ, украшающая стены собора. Версий было несколько, но ни одна не в точку. Я спросил у сотрудников музея, и ответ оказался проще пареной репы – «Храм Победы».

(c) petrus_paulus

Пост проиллюстрирован фотографиями из личной коллекции автора.

Благодарю дирекцию парка «Патриот» за предоставленные дополнительно фотоматериалы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А мне опять не сидится дома:)И завтра в ночь уезжаю с детьми и внуками на Украину. ...
Ron English ©То ли ворот душит тесный,то ли камни на душе,соблазняли счастьем бесыс нелюбимой в шалаше.И конечно же надулиспьяну праздник удался,напоили, обманули,завалили как лося.Поздновато спохватилсябаба-дура, сам дурак,и шалаш ...
Не славим, не вздыхаем, Не произносим вслух. Она живёт, как память, Домашний светлый дух. Когда повеет стужей Сквозь наледь на окне, Она согреет ужин На медленном огне. ...
"Зампредседателя ЦК партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович в разговоре с RT призвал Большой театр сделать постановку балета о Владимире Ленине к столетию Октябрьской революции". https://ru.rt.com/8qys Но чтобы ставил обязательно ...
Две ночи практически не спала, загул + работа, а вставать надо было рано. К концу ...