Пора соборов кафедральных


Пару недель назад выпало мне участвовать в крещении. И всё бы ничего – в смысле, стандартно, как это обычно бывает на таких процедурах (кадилом помахали, нужные тексты пропели, подули-поплевали и пошли по домам) – но вышло всё совсем не по привычному сценарию. Благодаря священнику. Впервые за много лет я услышал реальную проповедь! Обычно священники ограничиваются прейскурантным набором манипуляций и произнесением всех необходимых в таких случаях текстов, а здесь, после всего этого, последовал реальный разговор с присутствовавшими. При этом не отвлечённый и не на малопонятном массам церковнообразном языке, не назидательный и не осуждающий (дескать, грешники вы тут все), а живой, открытый и совершенно доступный даже человеку, вообще впервые в жизни ненароком заглянувшему в церковь. «Как современно!», подумалось мне. Священник-то продвинутый, умеет заинтересовать и не отпугнуть при этом, повёрнут к пришедшим к нему лицом, а не корешком Писания.
Каждому времени свои символы и своё восприятие. Это, кстати, касается не только религии, но и всех областей жизни нашей, включая политику, экономику и культуру. Последнюю в особенности. Потому что живопись, кино или архитектура столетней давности имеют совершенно иной посыл, нежели нынешние. И восприятие их, соответственно, тоже разное. Не зря некоторое время назад на просторах ЖЖ с лёгкой руки SHAKKO.RU разразилась столь оживлённая дискуссия касательно «Чёрного квадрата» Малевича. В разное время – разное восприятие. С религией та же история. Глупо думать, что церковь должна жить законсервированной жизнью века с XIX, никак при этом не меняясь. Нет, она, конечно, может не меняться, только в этом случае ей грозит почти полное вымирание, как в Нидерландах, например, где отели да библиотеки открываются в бывших храмах, потому что прихожан нет. А если прихожане нужны – можно и над собой поработать. Однако, желательно, без перегибов.
Я сейчас не про крещение онлайн и не про приём заказов молебнов по имейлу. Я про религиозную архитектуру. В последнее время некоторые известные архитекторы строят такие храмы, что сразу не разобрать, церковь это или бизнес-центр, или дворец съездов какой-то. И, если такое покатит в продвинутой Европе, то в России народ пока не настолько продвинут, чтобы ходить в храмы типа новой версии берлинской Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. У нас традиций в этом смысле придерживаться продолжают, но определённые оригинальные проекты уже появляются. Причём на самом высшем уровне.

В прошлом году только ленивый не прошёлся едким плевком или ушатом помоев по собору Воскресения Христова в парке Минобороны «Патриот», что в Подмосковье. Вина собора, очевидно, в том, что он, во-первых, назначен главным храмом Вооруженных Сил Российской Федерации, а, во-вторых, слишком уж нестандартен для восприятия писавших о нём. Ещё бы – мозаики с солдатами из разных эпох и даже (Господи, помилуй) с Путиным, которая якобы была, но потом убрали; сплошная цифровая символика в количествах ступеней, высоте крестов и куполов и т.д.; трофейные нацистские материалы, использованные при строительстве; да и вообще – военный собор, это как такое может быть?! В христианстве же про «не убий» и про щёки, которые необходимо безустанно подставлять, все помнят. Не вяжется это всё, дескать! Поэтому сразу понесло народ в размышления про сращивание церкви с властью, про путинскую пропаганду, будь она неладна, про сплошную милитаризацию населения, про немереные деньги, потраченные на это строительство, из которых наверняка половину украли, и про невесть что ещё.

Это всё эмоции. Они меня очень долго забавляли, пока я, наконец, в начале месяца нынешнего не собрался и не проехался в этот парк «Патриот» сам. Потому что я не из тех, кто «не смотрел, но осуждаю». Пока сам не увидишь – собственного мнения не получится, а будешь плясать, как крыса, под дудку чужого впечатления. Делаем глубокий вдох, успокаиваемся и начинаем трезво размышлять. Украли половину бюджета при строительстве? Ну и что? В России ВСЕГДА и ВСЕ воруют. Это просто нужно принять как данность. Без этого у нас никак. Милитаризация населения? Такой момент имеется, к сожалению, но если вспомнить, как государь император Александр Александрович некогда говаривал, что у России лишь два надёжных союзника – армия и флот, то всё сразу понятно и логично. И, если у флота есть свой собор в Кронштадте, почему у сухопутной армии не может быть такого же собора? Пропаганда… Пропаганда чего? Путина? Так убрали ж его с мозаики)). А всё остальное в соборе – это, как раз, то самое новое, переосмысленное, современное восприятие храма. Все споры ведь именно о верхнем храме, где на мозаиках не только стандартные и всем знакомые святые, но и Богородица с лицом и в позе Родины-матери, и бойцы Великой Отечественной и Афганской войн, и сцены знаменитых исторических сражений. Получается, что этот архитектурно-художественный проект – собор нового поколения, поколения будущего, который, вместе с тем, устанавливает чёткую и твёрдую связь с прошлым. И многим он оказался ментально недоступен для восприятия, потому что от собора большинство ожидает стандартной схемы, имеющей устоявшуюся структуру, отработанную веками. А если что-то выходящее за пределы привычного шаблона и ломающее стереотипы – сразу остракизм. Стереотипность мышления, перефразируя Гойю, рождает чудовищ. И «Чёрный квадрат» Малевича пал жертвой именно такого стереотипного мышления. А если такое мышление ещё и проспринцовано либерализмом и оппозиционностью (хоть шедевр создайте, но если его создала действующая власть, то он априори уродлив), то отмываться от дерьма придётся ещё очень долго.




Наконец, про церковь и власть. Не хочу задевать ничьих чувств, однако церковь ВСЕГДА была инструментом политическим, во все времена и во всех странах. Начиная с Древнего Египта. Те страны, которые в наши дни отказались от услуг церкви, имеют достаточно денег в бюджете, чтобы держать народ в повиновении. А те, у кого недостаточно (именно в бюджете, речь не о собственных карманах), используют церковь. Так было и так будет. И ничего с этим не сделать. Именно поэтому храм Воскресения Христова разделён на верхний и нижний. Верхний – связь поколений и взгляд в будущее, а нижний – традиционный православный для тех, кто ментально не готов к верхнему. Нижний для них и для срощенной с государством церкви. Верхний – надежда на, как это не банально прозвучит, светлое будущее. И не надо путать религию с верой, это очень разные понятия. Верить можно во что и в кого угодно, включая Бога, при этом совершенно не пользуясь услугами церкви. Религия – институт, полностью зависящий от культа/церкви (так же, как и церковь от религии).




Именно поэтому нижний храм совершенно не отложился у меня в памяти, а вот верхний произвёл неизгладимое впечатление. Мне посчастливилось подняться и на хоры, и на звонницу, и в купол. И оттуда собор раскрывается совершенно иначе. Там ощущаешь себя, что ли, ближе к Богу, поскольку находишься в самом средоточии, взирая на огромное пространство храма сверху. И только там, вплотную приблизившись к мозаикам, осознаёшь, какой гигантский и уникальный труд совершили те люди, которые эти мозаики выполнили. Со звонницы открывается великолепный вид на окрестности, и ты понимаешь, что собор – это всего лишь архитектурная доминанта того комплекса, который вокруг.



А вокруг – полное раздолье для семейного отдыха, причём не тупого, с обжираловкой и гнусным тиром, а осмысленного. Во-первых, выставка военной техники. Этим добром, правда, давно никого не удивишь – подобное в Москве можно найти хоть на Поклонной горе, хоть в Измайловском парке, однако здесь ассортимент наиболее впечатляющий. Для мальчиков вообще раздолье. Во-вторых, «Поле Победы» - масштабная инсталляция боевых действий эпохи Великой Отечественной войны. Разбитые самолёты, танки, грузовики, покорёженные взрывами избы и настоящие окопы – прекрасное наглядное пособие по истории войны. На Поклонной горе такое тоже имеется, но в гораздо более скромных объёмах. Наконец, в-третьих, собственно, то, к чему «Поле Победы» прилагается – музей «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе». Это самое удивительное и интересное, что предлагает парк «Патриот». Два с лишним километра событий войны, шаг за шагом, мы проходим её всю, от начала и до конца, от 22 июня 1941 года до 9 мая 1945-го. Каждый шаг соответствует дню, и каждый день описан экспозицией событиями на стенах музея. Между годами сооружены очень наглядные инсталляции о блокаде Ленинграда, обороне Севастополя, Сталинградской битве и других знаковых событиях, изображающие военно-полевой госпиталь или захват немецких разведчиков. Всё это оснащено интерактивными играми, в которые может поиграть каждый, проверив свои знания о войне. Шаг за шагом мы погружаемся в тот ужас и в ту боль, в которые погрузилась в своё время наша родня, на долю которой выпала участь вариться в этом страшном котле.




Музей уникальный и по структуре, и по начинке. Он напомнил мне музей Мерседес-Бенц в Штутгарте, где зрители спускаются по спирали сверху вниз, ассоциируя экспонаты с историческими вехами на стенах, однако в Германии – сверху вниз, путь лёгкий. Здесь же всё время прямо, вперёд и вперёд, к Победе, и, чтобы не заныть об усталости, нужно усердие. Я присел всего лишь единожды, и то лишь, чтобы посмотреть кадры кинохроники, которые крутили в одном из промежуточных залов. С другой стороны, вспомнился музей истории Германии в Бонне. Он охватывает историю страны с 1940-го по наши дни. Причём экспозиция начинается с единой нацистской Германии и потом распадается как бы на две параллельных, сравнительно показывающих развитие ГДР и ФРГ, чтобы в конце экспозиции соединиться вновь. Всё это тоже жутко наглядно и интерактивно, будто сделано специально для детей. Вот именно по такому принципу и стоит делать в наши дни музеи, чтобы без мерзких старух, по-гадючьи шипящих, если ты вдруг ненароком заступил за линию, а говорящих с посетителем на доступном, открытом языке. Тогда и людей в музеях станет больше. Музею не следует быть местом для некой интеллектуальной элиты, музей – чтобы образовывать и делать человека ближе к истории (страны, искусства, и т.д.). В такие музеи, как в Бонне и как в парке «Патриот», и нужно водить детей, чтобы они на живом примере понимали, о чём идёт речь. Чтобы ненавистные в школе учебники превратились в друзей.



Всему своё время. Время разбрасывать камни и время их собирать. Так и с храмами – было у нас время их разрушать, а теперь настало время возводить. А если к храму прилагается такой замечательный музей, как «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе», то это вдвойне отрадно, ведь и собор, и музей должны быть развёрнуты к человеку, пришедшему в них, лицом, а не неизвестно чем. Как тот священник, что удивил меня простой и искренней проповедью после крещения. Старое правило – «будьте проще, и люди к вам потянутся» здесь работает на все 100. И никакая пропаганда, милитаризм, «патриотическое воспитание» и прочая дрянь здесь совершенно ни при чём. Созидая храм, мы созидаем себя. А если этот храм не только оглядывается назад, но и смотрит далеко вперёд, мы созидаем и своё будущее.

P.S. Помнится, кто-то всё никак не мог разгадать, что значит монограмма ХП или ПХ, украшающая стены собора. Версий было несколько, но ни одна не в точку. Я спросил у сотрудников музея, и ответ оказался проще пареной репы – «Храм Победы».
(c) petrus_paulus
Пост проиллюстрирован фотографиями из личной коллекции автора.
Благодарю дирекцию парка «Патриот» за предоставленные дополнительно фотоматериалы