Попить кофе в Ялте удалось не только лишь всем

Ялтинско-Потсдамская система позволила создать относительно устойчивую систему международного права, которая продержалась более 50 лет – до тех пор, пока американцы не начали бомбить слабых без санкции ООН

В 1945 пришло понимание, что Третий рейх на пороге поражения. Япония тоже приказала долго жить. Руководители стран антигитлеровской коалиции решили, что пора встретиться лично и обсудить вопросы послевоенного мирового порядка.
Сталин настоял на встрече в Крыму, мотивируя отказ полететь в Шотландию аллергией на сырость нелюбовью к мужчинам в юбках. Точкой проведения конференции была выбрана Ялта, небольшой курортный городок, в котором до революции любила отдыхать российская аристократия, в том числе император Николай II и члены его семьи.
На море участников конференции охраняли крейсер «Ворошилов», эсминцы и подлодки Черноморского флота, к которым присоединились боевые корабли союзников. В воздухе барражировали 160 истребителей авиации флота, на побережье были размещены крупные артиллерийские подразделения, в первую очередь зенитные. Все эти меры были предприняты на тот случай, если немцы с территории Северной Италии вдруг решат нанести удар по Крыму. На ближних подступах жизнь и здоровье гостей от возможных диверсантов защищали 500 офицеров из наркомата внутренних дел и около 1200 оперативных работников в штатском. Всего же на полуострове для этих целей было размещено четыре полка войск НКВД.
Конференция открылась в Ливадийском дворце 4 февраля 1945 года подробным докладом заместителя начальника Генерального штаба РККА генерала Алексея Антонова о положении на советско-германском фронте.
В Ялте Рузвельт, Сталин и Черчилль решили, что восточную часть Германии оккупирует Советский Союз, северную — Великобритания, западную — США, а часть южной достанется Франции
Допуск официального Парижа в стан государств — победителей нацизма был сделан в знак признания заслуг «Сражающейся Франции» во главе с генералом Шарлем де Голлем, а также как залог послевоенного мира на континенте, где Франция должна была служить основным противовесом Германии. Требовалось провести новые границы и на других территориях, находящихся под влиянием той или иной страны антигитлеровской коалиции. На Балканах вопрос решился без особых споров: Греция отошла в сферу влияния Лондона, тогда как Югославия, Румыния и Болгария — под влияние Москвы.
Наибольшие споры вызвало будущее Польши — государства, которое до 1939 года занимало значительные земли на востоке Европы и лишилось их в результате войны. Было решено, что граница между Польшей и СССР пройдет по старой «линии Керзона», установленной еще в 1920 году, а утерянные территории восполнялись Польше на севере и западе за счет Германии. Таким образом убивались два зайца: полякам компенсировались потерянные области, а Германия лишалась важных для себя районов — промышленной Силезии, части Померании и Восточной Пруссии, которую в Берлине традиционно рассматривали как военный форпост против России.
Сложнее обстояло дело с политическим устройством Польши. Британцы настаивали на приоритете польского правительства в изгнании во главе с премьером Томашом Арчишевским, которое пребывало в Лондоне, однако к началу конференции власть в освобожденной советскими войсками Польше находилась у временного правительства, признанного СССР. В этом вопросе Рузвельт поддержал Сталина, и в итоге именно просоветскому временному правительству поручили формировать состав будущего кабинета министров Польши.
Американского президента, в отличие от британского премьера, меньше интересовало происходящее в Восточной Европе. Куда больше его волновала ситуация на Тихом океане, где предстояли серьезные бои за острова Иводзима и Окинава. Японские солдаты, моряки и авиаторы, несмотря на подавляющее превосходство США, сражались отважно до фанатичности, бросаясь в самоубийственные атаки как на суше, так и на море, а в воздухе действовали камикадзе — летчики-самоубийцы.
От действий последних только в битве за Филиппины ВМС США потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили десятки других боевых кораблей. Кроме того, в Китае еще не была разгромлена Квантунская армия, самая мощная группировка Японии.
Все это обещало Соединенным Штатам долгие месяцы борьбы и рекордно высокие потери в живой силе, с которыми в сравнение не шли цифры убитых и раненых солдат в Европе
Атомное оружие уже разрабатывалось, но насколько оно будет мощным и действенным, никто тогда точно сказать не мог. В силу всех вышеуказанных причин Рузвельт был крайне заинтересован в том, чтобы Советский Союз выступил против Японии вместе с союзниками.
Его желание совпадало с намерениями Сталина, который желал вернуть утраченные в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов Курильские острова и Южный Сахалин, а также отплатить самураям за позор Порт-Артура и Цусимы. В итоге на конференции было решено, что ровно через три месяца после победы над Германией СССР вступит в войну с Японией, что и произошло 9 августа 1945 года. В заключение встречи руководители трех государств по предложению Рузвельта решили вместо утратившей авторитет и допустившей мировую войну Лиги Наций создать новую международную коалицию — Организацию Объединенных Наций. Было решено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия стран-победительниц, получающих право вето при решении важных или спорных вопросов.
Ялтинская конференция была высшей точкой согласия в отношениях стран антигитлеровской коалиции, но не стала прочным основанием для дальнейшего послевоенного сотрудничества — впереди была долгая холодная война, расколовшая мир на два противостоящих лагеря. Решения, принятые в феврале 1945 года в Ялте, теперь оспариваются некоторыми странами. Однако полезно помнить, что встреча в Крыму позволила человечеству многие десятилетия обходиться без мировых войн — благодаря механизму, заложенному Организацией Объединенных Наций.