Понедельник. Про кино.
merry_go_round — 31.01.2011 Отныне в целях самоорганизации по понедельникам буду отвечать на вопросы. Просили написать про кино, про кисти, про френдов. Еще нужно про Becca, cle de peau, chantecaille. Еще про классификацию ароматов и закончить Aftelier. Сегодня в порядке очереди про кино.Переехав в Москву, я стала смотреть как минимум по фильму в день, а на выходных, бывало, и по пять. И так на протяжении лет трех. Потом, конечно, перекушала, особенно кино серьезного и перешла на мейнстрим, где тоже много прекрасного.
Ниже попробую привести список всего, что мне нравилось, что стало любимым и не только, потому что в кино много такого, что, как и в литературе, знать обязательно. Да, я придерживаюсь того мнения, что существуют вещи, которые нужно читать/знать/смотреть хотя бы для самообразования, даже если они не вписываются в мировоззрение и эстетические вкусы. Это на дает засохнуть в своем мирке и развивает некоторую гибкость, которая всегда полезна. Как там было у Тарковского в "Сталкере"?
"Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит" (с)
Впрочем, это я уже цитировала.
Список хаотичен, вне рейтинга, я бы не взялась, как и в духах, составить свой твердый даже топ-10. Слишком много хорошего создали люди в кино. Итак, по делу:
1. Раз уж заговорила о Тарковском, то Тарковский. Я начинала смотреть его с Рублева. То, что было в детстве в учет не беру, это было бессознательно и никаких впечатлений не оставило. После Рублева были Иваново детство, Сталкер, Солярис, а потом уже Ностальгия, Зеркало и Жертвоприношение. Сейчас, в наше время, каждый второй режиссер, особенно российский, очевидно пытается опираться на Андрея Арсеньевича, но получается плохо, очень плохо. Особенно плохо получается у тех, кто пользуется популярностью - это я подвожу к Звягинцеву. Мне не нравится Звягинцев и все, что он снимает. Особенно Изгнание. Любимое у Тарковского - Ностальгия. Самая трудная для меня его картина - Жертвоприношение. Я понимаю, что до такого уровня сознания нужно дорасти, домучаться и не знаю, смогу ли когда нибудь.
2. Чтобы не прыгать юной козой, продолжу об отечественных. Муратова. Кира Георгиевна единственная, кстати, женщина-режиссер, снимающая так плодотворно, долго и стабильно. По крайней мере я других не знаю. Чтобы ее понять, начните с раннего. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда хронология имеет значение. Не все мне нравится у нее безаговорочно, но многое. Сейчас, если бы передо мной стояла задача познакомить кого-нибудь с ее творчеством, я бы показывала в таком порядке
Короткие встречи
Долгие проводы
Среди серых камней
Астенический синдром (смотрела в три захода. один из самых страшных фильмов)
Чувствительный милиционер
Увлеченья
Три истории
Настройщик
Два в одном
По поводу Мелодии для шарманки. Мне было больно его смотреть. Я не смогла.
3. Сокуров. Я видела очень мало. Александру, Одинокий голос человека и Отец и сын. Хочу посмотреть все. В Москве меня ждут его диски.
4. Михалков. Да, да. Пока его не понесло, он снимал отличное кино, великолепное просто. Вот список того, что смотреть не только можно, но и нужно
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
1976 — Раба любви
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
1979 — Пять вечеров
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981 — Родня
1991 — Урга — территория любви (Урга)
1994 — Утомлённые солнцем
Урга - территория любви, это вообще "чистый джармуш" - самый любимый мой фильм у Никиты Сергеича.
5. Алексей Ефимович Учитель. Заинтересовалась им благодаря Прогулке, который мне совершенно не понравился, но как же хороши Космос как предчувствие и Дневник его жены! А еще Мания Жизели.
Всех не вспомнишь. Марк Захаров, Иоселиани, Данелия (посмотрите малоизвестный "Слезы капали"), Герман. Отдельно отмечу фильмы Пыль с Мамоновым, 8 и 1/2 долларов с Охлобыстиным, Нога с Охлобыстиным, Такси-блюз с Мамоновым, Дикое поле (из недавнего), Бумажный солдат Германа-младшего. А еще мне нравятся Дозоры. Наше кино всем более известно, потому не стану делать на него упор, а перейду к классике.
6. Великий Бергман. Сцены супружеской жизни нужно посмотреть каждому, потому что ничего лучше о М и Ж пока еще не сняли. С них же можно и начать, потому что он динамичный, интересный и о наболевшем. Фанни и Александр - эпический и эпохальный, как Война и Мир, действительно итог, как он сам говорил, его работы. Кроме них я еще очень люблю Молчание, Персону, Лицо, Шепоты и Крики, Земляничную поляну и Седьмую печать, которая находится под сильным влиянием Куросавы, а также Сквозь мутное стекло, Час волка и Лето с Моникой. Но предупреждаю - это кино не для отдыха, смотреть его - это как работать. И головой, и сердцем и всем, что там у вас есть в арсенале
7. Куросава. Мой самый любимый, Дерсу-Узала, быть может потому, что он самый привычный. И еще Доктор Красная Борода. Посмотрите хотя бы что то из Куросавы, чтобы понимать потом, откуда в кино у чего ноги растут.
8. Антониони. Конечно это Фотоувеличение, Красная пустыня (прекрасная, как картина), Приключение, Ночь, Затмение и, пожалуй, еще Забриски Пойнт, как манифест 60-м, а все, что после, уже совсем другой Антониони.
9. Лукино Висконти. В каком-то интервью он сказал, что красоте и гению может простить все. Социалист по убеждениям и гей, одним из первых заговорил о гомосексуализме в кино. Самыми спорными его лентами считаются Смерть в Венеции, Гибель богов и Людвиг, которые и есть мои любимые у него. На съемках Людвига он перенес инсульт и умер в 76 году от простуды.
10. Мой Феллини - это 6 полнометражных фильмов
1954 — Дорога / La Strada
1957 — Ночи Кабирии / Le notti di Cabiria
1960 — Сладкая жизнь / La Dolce Vita
1963 — Восемь с половиной / 8½
1972 — Рим / Roma
1973 — Амаркорд / Amarcord
и одна короткометражная лента, вошедшая в сборник "Три шага в бреду". Называется Тоби Даммит. Там у него самый страшный дьявол в виде маленькой девочки с мячиком в руках. Его лучше смотреть в хронологии, если начнете с 8 1/2, рискуете сразу и бросить.
11. Годар. Он очень плодовит и я видела мало, но На последнем дыхании нужно обязательно знать. Это главный фильм так называемой "французской новой волны" и еще там в финале умирает молодой Бельмондо и играет совершенно прекрасная Джин Сиберг
Если вам понравятся эти режиссеры, то остальные картины того времени вы найдете сами. Например, Хиросима, моя любовь Рене, или Тупик и Нежна я кожа с Франсуазой Дорлеак, или Вальсирующих, с молодым Депардье и так далее
12. Кустурица. Он снял один из самых моих любимых фильмов, который я смотрела раз 20 уже - Аризонскую мечту. Я не припоминаю режиссера, европейского, у которого получилось бы снять в Голливуде такое же крутое кино, как и у себя на родине. Очень люблю Время цыган и Андеграунд.
13. Вендерс. Второй мой самый любимый фильм, после Аризонской мечты - это Алиса в городах, которая входит, вместе с Ложным движением и с С течением времени в его Трилогию движения. Еще люблю Париж-Техас. И все остальное, кроме, пожалуй, самого популярного у него Неба над Берлином, который считаю попсовым, пусть и хорошим.
14. Джармуш, у которого во многом ноги выросли из Вендерса. Весь. Целиком, Как смотреть не важно, но лучше, пожалуй, не с последней картины и не со Сломанных цветов. Можно с Отпуска без конца, лучше с Более странно, чем в раю, а еще лучше с Пес-призрак. Путь самурая (из которого растут ноги у Тарантино). Очень его люблю у Джармуша. Тарантино тоже люблю, но писать о нем не буду, его знает каждый.
15. Кубрик. Его Заводной апельсин, эта эстетствующая жестокость, мне нравится больше книги. Его Космическая Одиссея 2001 одно из самых трудных для восприятия кино, но смотреть ее стоит. Его Сияние один из немногих фильмов ужасов, которые я могу смотреть. Еще Цельнометаллическая оболочка и С широко закрытыми глазами, после которого я вдруг открыла для себя, что Круз, оказывается, умеет играть. К сожалению, я не видела его ранних картин.
16. Кар-Вай. Счастливы вместе - единственный фильм про геев, который не делает из геев культа. Чунгкинский экспресс и Любовное настроение (один из лучших фильмов о любви). Черничные ночи не понравились совершенно.
17. Ким Ки Дук. Мне не очень нравятся его самые популярные фильм. Верней, нравятся, но самые два любимых, Пустой дом и Плохой парень. Ки Ки Дук очень неровный режиссер, на мой взгляд.
18. Такеши Китано. Считаю его очень крутым. Люблю почти все. Сонатину, Фейерверк, Кикуджиро (это комедия, про мальчика), Куклы (а это про любовь), Ахиллес и черепаху (про творчество), Такешиз (и снова про творчество, а все остальное перечисленное - боевики), Сцены у моря, Точка кипения
19. Если бы Последнее танго в Париже не снял Бертолуччи, его бы не смог снять никто. Очень для него история. Брандо там убийственно играет. Все, что снято с ним в Голливуде не показывает и пятой доли его актерского таланта, ну разве что Крестный отец. В Последнем тангов Париже он играет даже спиной. Еще, Конформист и Под покровом небес, после которого наступает опустошение.
20. Линч. Начав с Малхолланд Драйв, я стала смотрела все, и на последней по списку Внутренней империи меня заклинило. Не смотрите Линча много и один фильм за другим, а так - здорово. Мне очень понравилась Простая история.
21. Лилиана Кавани Ночной портье. Ничего более этого режиссера я не видела.
22. Аки Каурисмяке. Северные люди снимают удивительное кино. Самобытное и очень человечное. Триер исключение. Аки Каурисмяке дружит с Джармушем и этим все сказано. И юмор у них похож, поэтому если вам нравится Джармуш, этот фин вам, возможно, тоже понравится. У него все замечательное, но особенно Человек без прошлого и Огни городской окраины.
23. Бунюэль. Фильмы человека с таким лицом можно смотреть без рекомендаций. Классика, которую нужно знать, хоть это и не самый мой любимый режиссер. Дневная красавица, Дневник горничной, Скромное обаяние буржуазии.
24. Фассбиндер. Умер в 37 лет, но успел снять довольно много. Посмотрите Тоску Вероники Фокс, если пойдет, то дальше уже сами справитесь.
25. Касаветис. Увидела случайно, в дыму августовских московских пожаров, спасаясь от смога в деревне. А там есть телевидение, и вот я попала на Потоки любви. Очень мое кино. Пересмотрела все и пребываю в полнейшем восторге
И тут я утомилась. Заканчиваю. Основных я перечислила, об одиночных фильмах и в целом ниже, скорей всего, как обычно, что-то незаслуженно забыла.
Вкус на кино у меня такой же хаотичный и странноватый, как на музыку и духи. Я люблю многое. Но и многое не люблю. Например, я не люблю Озона, не очень люблю старый Голливуд. Альмодовара я смотрю, но он меня утомляет. Мне не нравится Иньярриту, если Суку-любовь смотреть еще можно, то Вавилон совершенно нет. Аронофски на мой вкус просто ужасен, могу частично оправдать только Рестлер. Мне не понравилась История Бенджамина Б., например, не понравилось Начало - совершенно, но понравился Район №9 и Старикам тут не место тоже понравился. Коэны мне глубоко симпатичны. После прочтения сжечь, Большой Лебовски - о да. Из популярного я просто вою и плююсь от Куда приводят мечты. Но мне очень нравится фильм На игле. Что еще нравится из одиночных? Кухонные байки, Кус-кус и барабулька, Ларс и его девушка, Ной - белая ворона, фильм Бразилия - просто потрясающий, один из лучших, Трудности перевода, Пролетая над гнездом кукушки, Человек со шрамом, Город бога (конечно же, обязательно!), Апокалипсис сегодня, Донни Дарко, 12 обезьян и много еще всего, но я не помню!
Может быть и вы что-то вспомните, делитесь:)
|
</> |