Помощница

Я внутренне пожалела жену приторно важного в манерах незнакомца, которая стояла на шаг позади него с выражением лица, застегнутым на все пуговицы. Если бы я была художником, то запечатлела бы образ их семьи примерно так – его, вальяжно сидящим на высоком стуле и с приподнятым подбородком читающим газету, и ее – не поднимая лица, с внутренним непокорством чистящую надетые на его ноги угрюмые башмаки. Но так как Бог обделил меня этим даром, вместо планшета я взяла ноутбук и начала быстро стучать по клавишам, стреляя в невежественное прочтение Книги книг.
Конечно, можно читать физическими глазами, видя физические буквы, сложенные в физические слова «глава» и «помощница», и делать соответственные заключения. Но Божье слово не мелководно, как букварь с фразой «мама мыла раму», поэтому давайте попытаемся нырнуть в его глубину и вычерпать жемчужину, запечатанную в раковину буквы, написанной черным по белому.
Я была совсем ребенком, когда моя старшая сестра понудила меня разрабатывать аналитические способности, составляя портрет человека по его внешним признакам. И, войдя во вкус, и стараясь это делать как можно приличней, я рассматривала черты лиц людей, руки, ногти, мимику, прическу, походку, чтобы сделать свои детские предположения о том, кем является этот человек. Конечно, на объективность эти портреты не претендовали, однако, их воспроизведение чуть-чуть познакомило меня с понятиями анализа и синтеза, опыт чего я впоследствии перекинула в другие области.
В начальной школе нас учили из букв складывать слова. А когда мы стали постарше, нас начали учить читать мысли автора, спрятанные между строк. Изучая классиков, мы подвергали своей характеристике их художественные образы, опираясь не только на мимику, прическу и походку, но на все многообразие деталей, какими оснастил нас автор. Частью этого многообразия всегда было их соседство с другими персонажами, – то есть, если бы не ворона с ее пением «во все воронье горло», не раскрылось бы плутовство лисицы, и если бы не лисица с лукавым замыслом, не раскрылся бы персонаж глупой вороны с ее неадекватным представлением о своих певческих способностях.
Что, если мы попробуем не просто прочитать глазами известные нам места Писания, касающиеся отношений мужа и жены, а проанализировать их сущность, опираясь на их соседство?
Мы непременно доберемся до слова «помощница», но давайте начнем с двух требований, предъявленных к мужьям и женам, и возведенных во главу угла строительства библейской семьи: «Мужья, любите своих жен» и «Жены, повинуйтесь своим мужьям».
Вряд ли кто-то из нас сподобится найти в Библии буквенно воспроизведенное обращение к женам о том, чтобы они любили своих мужей. Однако, посчитал ли Господь любовь жены к мужу неуместной заповедью, если не записал ее Своим пером? Конечно, нет! Подтверждение этому мы прочтем в «соседних» местах: «Люби ближнего своего, как самого себя», «Любите друг друга, как и Я возлюбил вас», или более того: «Любите врагов ваших». Хочется верить, что ваш муж не является вашим врагом, но даже если и так, то читайте в том стихе: «Жена, люби своего мужа». Любовь – это мотивирующая сила повиновения, которая строит платформу для того, чтобы привести в исполнение слова «Жены, повинуйтесь своим мужьям».
Касательно трактовки первого стиха мало у кого найдутся возражения. Со второй цитатой сложнее, потому что всякий мужчина захочет прочесть ее в том варианте, в котором она записана, и не смотреть на непривлекательное соседство, выраженное в словах «Повинуясь друг другу в страхе Божьем». Однако, это также предельно ясный стих, обращенный к носителям мужского пола в том числе, потому что Божье желание, чтобы каждого человека обучить ремеслу повиновения и тем самым освободить от губительной гордости.
Мужская гордость – это вовсе не предмет, который надо охранять, поддерживать и реставрировать. Кто сказал, что мужчина, ну, просто так создан?! Если в него это устройство, питающее гордость, кто-то и вложил, то во всяком случае не его Творец. Мы прекрасно знаем, как дословно Бог относится к гордости. И Он явно не разделяет ее на мужскую и женскую. Если мы предполагаем, что Бог ненавидит женскую гордость, то отчего Он должен быть благосклонен к мужской? Грех не подразделяется на мужской и женский. Женский блуд – грех, и мужской блуд – грех. Женская гордость – грех, и мужская гордость – грех. Давайте называть вещи своими именами – именами, которые им присудил Сам Бог. А повиновение как раз и является отличной тренажерной установкой, которую Господь соорудил, чтобы там ломать гордость и упрямство.
Повиновение в Божьем дизайне – это не рабство. Напротив, – свобода! Это способность прислушаться к своему партнеру и уступить его мнению, ведь армейская модель семьи не только женщину, но и мужчину не делает счастливым. Семейные генералы иногда забывают о плодах Духа, которые велел всем взращивать Господь. И такой плод, как кротость, вполне уместно и привлекательно будет смотреться на груди их суровых мундиров.
Как же это все соседствует с тем, что муж является главой семьи, а жена – помощницей? Глава – это покровительство, это опора, это защита, это направление. Глава – это позиция ответственности. А ответственность – это ноша, а не лычки на погонах. Если бы мужчины осознали ее в полноте, возможно, некоторые из них не захотели бы на том посту находиться. Потому что там не командуют и не строят в шеренгу. Там оберегают, заботятся и принимают решения, вдохновленные Господом.
Итак, мы добрались до слова «помощник», которое в сознании многих ставит женщину на второстепенную позицию. Однажды, не совсем соглашаясь с этой общепринятой трактовкой, я размышляла над этим словом. Так ничего и не надумав нового, я призналась в том, что зашла в тупик, но, не успев поставить точку в моих никуда не приведших мыслях, я неожиданно для себя начала благодарить Бога за то, что Он наш Помощник. Я цитировала библейские стихи, которые приходили ко мне один за другим: «Ты наш помощник в бедах, от Бога приходит помощь наша; Он – помощь наша и защита наша; Ты – помощь моя и избавитель мой!» В тот момент я поняла, что Бог, который сотворил все, Кому нет подобного во всей Вселенной, не стесняется называться нашим Помощником, Ему не чужда эта роль, это не унижает Его достоинство и не ставит Его на второстепенную позицию.
Остающиеся вопросительные знаки в моей голове аннулировались буквально на следующий день, когда в мои руки попала книга L. Cunningham & D. Hamilton «Why not women?», в которой давалось объяснение еврейскому слову, переведенному на русский язык как «помощница». Я не большой фанат чтения Библии с еврейским и греческим словарями, но когда первоначальное значение меняет смысл и переворачивает наше понимание с головы на ноги, я предпочитаю заглянуть в оригинал.
Чтобы расшифровать смысл еврейского слова, авторы задали наглядный вопрос: если ваш ребенок делает задание по математике, и у него что-то не получается, к кому он обратится за помощью? – к тому, кто превосходнее его в этих знаниях! То же слово, которое характеризует Бога помощником, употребляется и относительно жены, способной превзойти в каких-то вопросах своего мужа.
Согласитесь, что вряд ли найдется муж, который будет опровергать свои превосходства над женой и после правильного библейского прочтения постесняется взойти на пьедестал ее помощника!
P.S. Все вышесказанное не заносит призрачный феминистский жезл над позицией мужа, как главы. Ведь каковы бы ни были темперамент, способности и призвание женщины, в семье она хочет быть за чьей-то спиной.
2005 г.