Помощь зала

Лично у меня в этом вопросе весьма скупой подход. Я не даю чаевые и не дарю "спасибо"-подарки. Мы сейчас, конечно, не про рестораны\официантов говорим, хотя я и тут придерживаюсь весьма строгих правил: к примеру, раньше, когда я работала в центре города, и когда на обед мы ходили в близлежащие ресторанчики - я никогда чаевые за бизнес-ланч не оставляла, потому что это обычный ежедневный обед, ограниченный определенным меню без выбора, зачем чаевые давать?... Ладно если это был вечер с друзьями-подружками в реторане, тогда без вопросов... да и то, в зависимости от уровня обслуживания, а не "потому что надо".
Но сейчас моя мысль имеет отношение к сфере услуг - если вы ходите к одному и тому же мастеру в салон (стрижка там, покраска, косметолог....), вы даёте чаевые? Дарите какие-либо подарки?... У меня есть постоянный мастер Лена, к которой я хожу краситься и стричься (и к ней же Ксюшу привожу), и есть постоянный мастер Таня, которая косметолог, и к которой я хожу за бровяме и эпиляцией. С обеими у меня весьма стабильные отношения, мы всё время о чём-то болтаем, они обе знают и помнят всякие мелочи из моей текущей жизни, равно как и я знаю столько же об их жизни - короче, обычный бабский трёп о погоде, детях, мужиках, и о том, что нам постоянно нечего надеть. Но я при этом всегда плачУ столько, сколько с меня берут по ценнику салона, и никогда не прошу делать для меня какие-либо исключения или давать мне скидки. Так уж у меня повелось.
При этом я не могу назвать наши с ними отношения достаточно близкими, чтобы я могла позволить себе переступить определённую черту и перестать брать сдачу, или начать оставлять дополнительные деньги... Ну сколько я могла бы оставить? - 100 рублей, 500 рублей, тысячу? - тут либо человека обидишь, либо себя разоришь непонятно зачем.
И вот недавно, как раз в очередной мой поход за бровяме, мы с Татьяной (которая косметолог) обсуждали лыжи и сноуборды: она похвалилась, что сын ее (на год старше моей Ксюши) увлекся не так давно сноубордом, и надысь она очень удачно купила ему доску, и теперь он расстроен, что весна на дворе и блаблабла. Я в ответ брякнула, что ненавижу все эти сноуборды и лыжи, ну и слово за слово, и она говорит - "ой, я вообще на лыжи встала только этой зимой, меня клиентка моя заставила - в знак благодарности подарила мне какой-то там семейный скипасс в Тягачево, пришлось нам всем ехать". Упс.
А до этого - от Лены, парикмахерши, я слышала про то, что её кто-то из клиентов отблагодарил годовым абонементом в фитнес-клуб... Упс.
В общем-то и ничего такого нет, обе эти истории не звучали как тонкий намёк для меня на толстые обстоятельства. Но я же знатный параноик! Я стала после этого думать, что вот, клиенты дарят такие подарки, и может быть это такая нормальная практика в нашем современном мире?!?! И задумалась. Вот за что можно так отблагодарить мастера? Блин, во-первых, я не настолько богата, чтобы дарить ТАКИЕ подарки. Во-вторых, я считаю, что я довольно недёшево оплачиваю все свои регулярные визиты в эти салоны. В третьих, я вообще считаю, что дарить какие бы то ни было подарки людям, которых ты едва знаешь - некий моветон что ли... В четвертых - и тут мы возвращаемся в начало - а за что?... ведь они делают свою работу, которую я оплачиваю - ни больше, ни меньше.
Нет, ну я понимаю, что если я прихожу в салон под самый новый год или под самое восьмое марта, я могу, к примеру, коробочку конфет задарить, кофе-чаю попить девчонкам. Но и это я стараюсь не делать, чтобы не переводить отношения совсем в ненужную мне плоскость. Да и потом, я вот об этой стороне "бизнеса" даже не задумывалась никогда!!! А что, если всё давно поменялось в этой сфере? Что, если все клиенты ходят с подарками, и одна лишь я, как дура, без подарка?....
В связи с чем и вопрос: а вы как поступаете?
Ну или хотя бы - что вы вообще об этом думаете?
|
</> |