
Поминки по индустрии


Черная пятница. 27 ноября 2020 года. 17 часов 14 минут. Читаю подряд ленту rbc.ru с тегом «IT», пропуская только новости, которые не относятся напрямую к нашему отечеству:
- в России будет проведен налоговый маневр в ИТ-отрасли (про предложение президента бессрочно снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний с 14 до 7,6%);
- Путин потребовал отсекать архаичные препоны в информационных технологиях (прочитал, но, к сожалению, так и не понял, что не нравится президенту и о каких препонах речь);
- бизнесу предложили следить за отправленными на удаленку сотрудниками (о том, как «одна из крупнейших российских ИТ-компаний "Крок" начала продавать антикризисный пакет решений для бизнеса в условиях коронавируса», в частности, «программу-агент, которая будет отслеживать действия сотрудника и события на его компьютере, сможет контролировать рабочий график, автоматически подсчитывать время, потраченное сотрудником на выполнение профильных операций, и т.д.»);
- ресурс для ИТ-специалистов «Хабр» покинул Россию (о новой юридической прописке легендарного портала на Кипре);
- в России выявили новый канал утечки персональных данных (о том, как российские системные администраторы слили в 2019 году 2% всего объема персональных сведений);
- Акимов назвал проблему кадров основной на пути к цифровому государству (вице-премьер России считает, что государству практически невозможно стать привлекательным работодателем для ИТ-специалистов).
Поверьте, я ничего не утрирую, не компилирую, тем более не подгоняю реальность под замысел — это реальная новостная лента российских IT, прочитанная подряд!
Проанализируем прочитанное.
Первое, что бросается в глаза, — отсутствие просвета (не позитива, а именно просвета, даже малейшего). Тут, правда, можно придраться: снижение налогов — чем не просвет? Ну да, наверное.
Но даже без снижения налогов пессимизм ленты вполне можно списать на глобальную пандемию и нарушение привычных алгоритмов работы, поэтому ничего специфического, тем более удручающего, минорная тональность новостной ленте российского IT не придает.
Все новости — о том, что хорошего сделал и предложил президент (тем более что все его предложения реально хорошие и по намерениям, и по содержанию), и о том, как государство, внемля советам мудрого президента, отрапортовало о выполнении (убрало «препоны», снизило налоговое бремя и т.д.).
Ничего специфического в данной зацикленности тоже нет, потому что дискурс «хороший царь, плохие бояре» — это абсолютный non-event.
Последние 300 лет он присутствует в российском информационном поле постоянно и независимо от общественно-исторической формации за окном: абсолютной монархии, конституционной монархии, советского тоталитаризма, периода ускоренного перераспределения национальных богатств и собственности, наконец, нынешнего этапа — попытки соединить советский и потребительский социальные мифы в конструкции, наиболее полно передаваемой моделью «латиноамериканского госкапитализма».

Тем более тема государства и президента не является эксклюзивной для информационных технологий: прокрутите новостную ленту любой другой сферы нашей общественной жизни, и вы увидите, что плохие бояре и хороший царь с равной интенсивностью фигурируют и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и в медицине.
Не чернуха, не государство, не президент, тогда что? Что так напрягает в информационной ленте, посвященной российским информационным технологиям?
Где, простите, непосредственно сам объект информирования? Где все эти российские компании, которые создают информационные технологии, потребляемые затем рынком?
Под рынком хочется понимать именно рынок потребителей, а не государственные заказы, гранты, манипуляции с налогами и т.п. Чтобы было понятно, чего не хватает, нужно взять любую нероссийскую новостную ленту и почитать ее так же подряд, без купюр.
Предлагаю повторить эксперимент: сейчас уже 17 часов 53 минуты, запускаю ленту с cnet.com и читаю подряд:
- Best Black Friday 2020 deals: Oculus Quest 2, iPhone 12, AirPods Pro, Xbox gift card and more (лучшие предложения на рынке IT-гаджетов в любимый день потребителей планеты — Черную пятницу);
- Apple defends security chief, accused of offering bribes of iPads for gun permits (о том, как Apple защищает своего начальника отдела безопасности, предложившего взятку айпадами в обмен на разрешение на ношение оружия);
- Amazon to give $300 holiday bonus to front-line workers (Amazon раздает на праздник бонусы по 300 долларов сотрудникам с высоким риском подхватить корону);
- Apple will reportedly move iPad and MacBook production out of China («яблочная» компания выводит из Китая производство айпадов и макбуков);
- Black Friday deal: The OnePlus 7T hits an all-time-low $300 (умопомрачительное снижение ценника в Черную пятницу на смартфон от OnePlus, который на российских прилавках продают по 40 тыс. рублей).
Дальше можно не продолжать, потому что и так все ясно: перед нами новостная лента IT, переполненная информацией об IT-компаниях, их продуктах, услугах, повседневной жизни. Не важно, что негатива в этой ленте тоже хоть отбавляй — тут тебе и коррупция, и нарушения закона, и сомнительные сделки. Важно, что есть ЖИЗНЬ! Есть эти самые IT-компании, которые создают море разливанное продуктов и услуг, а затем соревнуются между собой в борьбе за покупателя и потребителя.
В прокрученной нами ленте российских IT-новостей присутствовало два имени российских IT-компаний: «Крок» и «Хабр». О первой, полагаю, из 100 читателей слышало от силы два-три человека. Не потому, что «Крок» маленький (он как раз огромный по местным, российским меркам), а потому, что «Крок» — это системный интегратор, который занимается исключительно B2B-сервисами, то есть предоставлением услуг бизнеса для самого же бизнеса.
Компания «Крок» замечательная, но она неинтересна рынку потребителей в России, равно как и рынок рядовых потребителей неинтересен «Кроку», потому что он оперирует в тех областях, которые только и выжили в отечественном IT — рынку государственных и окологосударственных структур.

Второе имя, промелькнувшее в нашей новостной ленте — «Хабр», — реально культовое и знакомое большинству читателей, интересующихся IT-технологиями. И вот теперь мы узнаем, что «Хабр» сделал то, что до него уже сделало подавляющее большинство российских компаний, программистов, софтверных инженеров, специалистов по железу, которых еще 10 лет назад было в РФ пруд пруди, а именно: «Хабр» вставил ноги!
Эта «вставка ног» и является ключевым выводом, который только и можно сделать после анализа российской новостной ленты образца 2020 года: IT-бизнеса в нормальном — потребительском — смысле слова в стране практически не осталось.
Мне, как человеку, следившему на протяжении 25 лет за процессом бурного становления, а затем — медленного умирания отечественного IT, воцарившийся сегодня безжизненный Кызылкум представляется тем более трагичным, что я, по мере скромных сил и возможностей, активно пытался популяризировать достижения этого самого отечественного IT.
Каждую неделю, из года в год, без единого пропуска, выходили мои «Голубятни» в культовой «Компьютерре», журнале, сформировавшем несколько поколений будущих российских айтишников. Поверите ли: самым сложным в написании очередной колонки для меня был выбор темы! Не потому, что их не хватало, а потому, что приходилось просеивать ежедневно десятки новых программ, разработок, оригинальных идей, компьютерных конфигураций, инфоповодов, связанных с новыми выставками, конференциями, презентациями новых моделей. Хотелось рассказать обо всем, но приходилось жестко выбирать, обходя вниманием много ценного и интересного для читателей.
90% процентов моих знакомых программистов давным-давно эмигрировали: кто в Барселоне, кто в Праге, кто в Вене, кто в Берлине, подавляющее большинство — в Австралии, Канаде, США. Они продолжают трудиться, создавать новый софт, писать код, участвовать в криптореволюции, в проектах, связанных с искусственным интеллектом.
Но все это — где-то ТАМ, далеко отсюда.
А что осталось здесь? Системные интеграторы, продающие бизнесам
отличные комплексы для дистанционного слежения и поддержания
трудовой дисциплины своих наемных работников. «Яндекс», который уже
всё, вся и везде — от еды и такси до умных колонок и ритейла.
«Сбер» — активный деятель российского IT. И надо всем этим сверху —
Могучее Государство. Нерадивые бояре на местах. Справедливый царь,
периодически ставящий бояр на место.
Не сомневаюсь, что кому-то внутри самого IT-бизнеса такое
положений вещей очень даже нравится, особенно если с него
кормиться.
Голосоносное народонаселение тоже все должно устраивать, потому что прилавки завалены самыми изысканными, самыми шикарными IT-гаджетами, причем в таком количестве и разнообразии, что 10 лет назад и мечтать не приходилось.
Что тогда не так? Самая малость: изобилие на нашем рынке — это изобилие чужих продуктов и услуг, характерное для интеллектуальной колонии. Такое положение вещей нормально для творчески бесплодных государств, коих к тому же в мире еще и большинство. Но такое положение оскорбительно и абсурдно для интеллектуального потенциала России.
Трагедия не в том, что этот потенциал иссяк, а в том, что
государство его выжало за собственные пределы. Это трагедия и
преступление.
Сергей Голубицкий
журналист, автор проектов minoa.biz и
vcollege.biz
|
</> |