Полтавский музей дальней авиации. 1 часть.



В 2007 году на территории бывшей полтавской авиабазы был создан музей дальней авиации. В его экспозиции - 9 самолётов, из которых 5 тяжёлые бобры/ракетоносцы (Ту-16, Ту-95МС, Ту-22, Ту-22М, Ту-160), 1 средний бобёр (Су-15), пара учебно-тренировочных машин и Ту-134, который тоже учебно-тренировочный, но уже достаточно большой, чтобы на нём можно было учиться летать на тяжёлых бобрах.
Не буду тянуть резину, информацию о музее вы найдёте в педивикии, а я перейду непосредственно к фоткам.
Для начала общий вид музея. Территория сравнительно небольшая.

На крыше бомбоубежища поставили мелкокалиберную зенитку. Я в артиллерии не шарю совершенно, но, по идее, это уже послевоенная модель. Хотя и простая, как двери.


На территории музея установлено несколько памятников. Этот - лётчикам и военным журналистам, погибшим в ходе операции "Франтик". В списке есть даже два американца (у них в 44 году тут была "концевая остановка" - сперва из Британии пролетали над Германией, бомбили, долетали до Полтавы, заправлялись и летели назад).



Памятник Юрию Кондратюку. Капсула настоящая, но очень сильно б/у.



Кроме того, чуть ли не под каждым самолётом, да и вообще по территории разложено множество авиабомбочек разных калибров. На некоторых взрыватели почему-то не выкручены. Стрёмно, ёпт.


Ну, хватит про памятники. Перейдём к самому вкусному - к самолётам.
Начнём с турбовинтового красавца Ту-95МС.

У него триммер размером с руль высоты обычного истребителя времён ВМВ...

Никакого прохода между гермокабинами я не обнаружил. Логично предположить, что Петрович на Ту-95МС весь полёт сидел в гордом одиночестве. Вот уж точно работа для настоящих мизантропов.

Назначение этой странной конструкции мне неизвестно. Вообще, по всему фюзеляжу растыкана куча всяких обтекателей, выпуклостей и впуклостей, которые явно не улучшали аэродинамику.

Вот какой-то воздухозаборник. Ну, можно предположить, что он нужен для ВСУ.

Бомболюк закрыт неплотно. Но для меня его всё равно не открыли =(

Главная особенность Ту-95 - турбодвигатели. В отличие от поршневых, они обладали запредельным КПД, но зато и шумели пиздец как.

Шасси мне чуть выше колена.

Выхлоп двигателя тоже создавал дополнительную тягу.

Каждая лопасть на глаз - метра два длиной.

Штанга устройства для дозаправки в воздухе. Ту-95 немного не хватало дальности, чтобы сгонять до Вашингтона и назад без дозаправок.

Моща!

Размеры неплохо видны по фигуркам людей и "Жигулю" на заднем плане.

Не знаю, как у вас, а у меня встал.
Ну а теперь - кабина.

Большие красные кнопки отвечают за флюгирование винтов (разворот лопастей параллельно курсу самолёта). Нужны при отказе двигателей.

Авиагоризонт, компас, высотомер, спидометр и прочие приборы первой важности.

РУД тоже узнаётся сразу. Но вот за что отвечает крантик с надписью "канал", я так и не понял.

Дворники на стратегических бобрах ставили вполне обычные.

Место "оружейника".

Тут сидел бортмеханик.

Это рабочее место радиста.

Бортмеханик отвечал за закрытие и открытие входного люка, хотя штурман сидел ближе. И не спрашивайте меня, что означает надпись "вентиляция костюма". Я, конечно, подозреваю, что пилоты тоже люди и время от времени пердят, но они же летали не в скафандрах...

У бортмеха и радиста есть свои иллюминаторы. Можно было полюбоваться на панораму Лос-Анжелеса или Вашингтона в последний раз.

Это уже приборы штурмана.

А вот приборы управления оружием. Справа вверху указатель координат. Сейчас там всё установлено на дефолтные значения, но мы-то знаем, что там было раньше...

И снова место шутрмана.


Вдоль потолка тянутся ряды каких-то переключателей.

А вообще, радует домашний уют - на полу ковролин, каждое место отгорожено занавесочками...

Оказывается, огнетушители тут специальные, авиационные. Огнетушитель от танка не подойдёт.

На борту Ту-95 был кипятильник!

Вход в кабину - через люк передней стойки шасси.

Вон там сверху - пол кабины.


На этом пока остановлюсь. Остальные фотки будут позже.
P.S. Улиточные вахтёры каквсигда:
