
Полные не в моде. Никогда.

Посмотрите портреты - везде тонкие талии, а иной раз даже бледные лица. А уж XX век - время настоящего культа стройности. Борьба за актуальную фигуру продолжалась весь XX век и продолжается поныне. Стройность, как выяснилось, залог здоровья и долголетия. Культ худобы - это урбанистическая философия, когда всем - мало места и нужно срочно уместиться. Никакого отношения к заговору геев-модельеров это не имеет. Хотя бы потому, что первыми, кто любил худых моделей были Поль Пуаре (сугубый гетеросексуал) и, собственно, Коко Шанель (женщина, если кто не в курсе). Дома растут вверх, становясь всё стройнее и выше, оставляя позади широкое раздолье усадеб, крестьянских дворов, Версалей и Сан-Суси. Мир хочет вверх, женщине тоже ничего не остаётся, кроме как вырасти и постройнеть.

- Итак, 1920-е годы. Ещё совсем недавно женщины боялись солнечных
лучей, мужчин, собственных ног, общественного мнения... А также
ветра, скорости и поцелуев без любви. А теперь? «Она спустила с
плеч лямки купального костюма, и её обнаженная спина блестела на
солнце; нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно -
коричневый загар». Худоба, стройность 1920-х годов - это
костляво-изысканное, точёное тело городской кошки, любящей
раскалённые крыши. Она передвигается на длинных, породистых ногах,
у неё плоская грудь и никакого сладкого изгиба между талией и
бёдрами. Плечи её узки, как и бёдра. Она похожа на те правильные,
логичные, футуристично-конструктивные прямоугольники, которые
рисуют архитекторы, желая заселить весь мир в дома-коммуны и
накормить одной большой котлетой из фабрики-кухни. Маленькая
голова, короткая стрижка - добавление к сухому силуэту. Отсекаем
всё лишнее. В моде обнажёные ноги и глубокий вырез на спине - спина
должна быть худой, но сильной. После тенниса - лёгкий обед, после
ужина - жёсткий флирт. Безгрудая, плоская, колючая худоба - это ещё
один способ встать вровень с сильными мужчинами, сравняться с ними
в телесной ловкости, а точней - в телесной свободе. итаем у Жозефа
Кесселя: «На ней был синий мужской костюм из грубой шерсти, но и
он не мог скрыть чистых, тугих линий ее нетерпеливого
тела».
- А 1930-е годы? Стройность Девушки с Веслом - это тело античной
Дианы, призванной отдать своё тело Труду и Обороне. И Партии.
Борьба за стройность из модного моциона превращается в военные
сборы. Плавание, бег, лыжи, прыжки с парашютом. Спартанская
девушка-блондинка в белом, обтягивающем бёдра, платье, может быть и
весьма томной, но эта томность - кинематографическая, голливудская,
отвлекающе-расслабляющая. Чтобы слегка забыться перед боем. Худоба
1920-х - иной раз нездоровая, с тёмными кругами вокруг глаз - от
бурной ночной жизни, с брызгами шампанского на блестящем вечернем
платье от Lanvin, с разбитостью, с тоской в весёлых глазах, где
отражаются ночные фейерверки из садов Великого Гэтсби. Стройность
1930-х - это мускулы, это - радость энергичного тела, горячее
ощущение эстафеты, прыжка, прорыва, это - целомудренная
обнажённость «тоталитарных» скульптур. У этих женщин уже есть
кое-какие грудь и бёдра, но они вовсе не массивны, не переразвиты.
В них нет плодородной тяжести, дебелой, ленивой прелести, от
которой веет ватрушками, сладкими духами, затхлостью тесных комнат.
Стройность 1930-х - это телесная солнечность, предвоенная
боевитость, мускульная крепость. Чтобы тело и душа были молоды!
- Послевоенная стройность - это стройность лилии в стиле Dior,
это тонкая, традициционно-корсетная талия New Look-овских
манекенщиц, которые с подзабытым дамским лукавством взирали с
обложек 'Vogue' и 'Harper`s'-a. Кристиан Диор объявил войну
суровому стилю предыдущих десятилетий и вернул миру женщину из
породы belle femme. Снова появились тугие корсажики, искусственные
бюстики, накладочки, приманочки. Стройная красавица 1950-х - это
женщина-бутон или - иной раз - женщина-роза с хорошо выраженными
формами. В мужских журналах показывают румяную грубятину, развитые
груди, могучие чресла, пухлые, налитые мясистые ноги и - осиные,
стиснутые талии. В изысканных журналах мод, красивые женщины не
грубо-пикантны, а манерно-изящны. У них всё до крайности эстетно,
всё веет парижским стилем, придуманными историями о маркизе де
Помпадур и Марии-Антуанетте, о забытой сладости былых времён, когда
Прекрасную Даму - лёгкую, нежную, уносили на руках - прямиком в
будуар, на атласные простыни. Париж с обложки 'Vogue' 1950-х... Там
много выверенного шика, тонких вин, таких же лёгких благовоний и
бледно-фисташковых кружев, которые и не снились доиндустриальной,
почти доисторической маркизе де Помпадур.
- Стройность девочек-шестидесятниц - это молодёжный бунт первого
поколения, которое выросло без войны и не для войны. Это стройность
юных, - вечно юных бабочек, которым не хочется взрослеть, выходить
замуж, беременеть, рожать, стареть... Они могу себе всё это
позволить. От гладких форм диоровского Look-a не осталось ничего,
кроме позабытых маминых журналов, которые вместе с уютными диванами
и тёмно-зелёными, с золотой бахромой, шторами летят на свалку
истории. Зато в моде 1920-е, футуризм, холодный цинизм
геометрических форм, снова признанных актуальными. Снова смакуется
линия Корбюзье, а Ив Сен-Лоран создаёт скромные, почти детские
платьица по мотивам картин Мондриана. Однако если худоба 1920-х -
это стройность вполне зрелой девушки, почти женщины, то худоба
1960-х - это детская наивность большеглазой куклы, у которой ноги -
как руки, а руки, как ветки. Эди Сэджвик - дрянная девчонка с лицом
наивной школьницы, потрясает основы. Инопланетная, странная, с
длинными конечностями Пегги Моффит - это, скорее, уже создание,
существо, нежели девушка... «На пыльных тропинках далёких
планет»... Принято считать, что именно с 1960-х годов у женщин
началась настоящая истерия по поводу веса. Она была и до этого,
просто в 1960-х наконец-то перестали делать скидку на возраст и
другие факторы. (Отмечу, правда, что в СССР модели 1960-х никогда
не были веточками!).
- Стройные женщины 1970-х - это высокие, узкобёдрые, не тощие, а,
скорее, изящно сложенные блондинки скандинавского типа в брючных
комплектах с батником, или ещё в каком-нибудь платье-сафари, или в
сарафане с этнической вышивкой. Это уже не веточки 1960-х, это
довольно сильные женщины-лошадки. Они, наконец-то, овладели
офисами, научились осаживать мужчин, затянули стройные бёдра
грубыми ковбойскими джинсами и закурили в общественных местах.
Вместе с тем, эти женщины были сентиментальны, любили стиль ретро,
собирали антиквариант и уважали поэзию. 1960-е - мир юных девочек с
неразвитыми формами, 1970-е - мир взрослых женщин, которые просто
научились контролировать калории, ибо стройность - прекрасна. Модны
постеры с девушками Боттичелли - с молодыми, но зрелыми вёснами, с
прекрасно сложенными, но не тяжеловесными Венерами, со всеми этими
нимфами ренессансных лесов, одетыми в...этнические наряды, как
будто от Сен-Лорана, сменившего свою любовь к геометрии на страсть
к летящим и длинным юбкам. И эти девчонки из диско-групп,
дрыгающиеся в такт смелому ритму. Тёмненькая и беленькая, они поют
про деньги-деньги-деньги и SOS. Стиль диско - длинные ноги, худые
тела, которым не страшны даже белые атласные штаны-бананы.
- Стройность 1980-х - это снова сугубый спорт, это накачка и
подкачка, это спец-питание, это спец-изнурение, это правильный
загар и правильный прыжок. Журналы советуют и учат, как и чем себя
подстегнуть. Аэробные упраженения, забота о своём теле, о его
презентабельности - вот, что важно отныне. Топ-модели второй
половины 1980-х спортивны, вечно напряжены, однако же,
белозубо-улыбчивы. Но это уже не спорт 1930-х с его заботой о
коллективной, нарочито-военизированной стройности, где
руки-ноги-торсы призваны служить в US-Army или в РККА. Стройные
тела 1980-х - это тела индивидуалистов, которые соревнуются за
место под Солнцем. Тело - личное дело хищного одиночки, который ни
с кем не делится счастьем. Если стройность 1970-х - это, прежде
всего, диеты, ограничение в питании, подбор продуктов, то
стройность 1980-х - это всё больше фитнес, движение, а диета - как
бы вторым планом. Тело 1980-х не субтильное и не такое уж изящное,
а даже мощное, с широкой грудной клеткой, с хорошо развитыми
квадрицепсами, с бюстом и сильными руками. Это девушки-киборги,
готовые разметать всех Терминаторов, а потом пойти и
выпить...протеиновый коктейль со вкусом ананаса. Он вредный? Ну и
что? Главное - создать, слепить хорошее тело...!
- Стройное тело 1990-х - это бесплотная худоба девушки-эльфа,
которую зачем-то вытащили, выманили из Волшебного Леса, где она
питалась нектарами и запивала росой, одевалась в паутинку, дымку и
лепестки. Это хрупкость, доведённая до абсурда и болезненности,
когда эльфа хочется накормить куриными окорочками. Да что там?
Манной кашей. Никакого здоровья - один бессмысленный шик,
полуобморочность взгляда, горестные, печально-голодные очертания
тел. Длинные головы с большими ртами, с припухшими веками,
ноги-палочки в увесистых туфлях, летящие одеяния, слегка и небрежно
сколотые великими кутюрье на невесомых тельцах. Девочки эпохи
гранжа и минимализма: со стильной помойки - на белое пространство с
таким же белым диваном. Эстетика бедности, сменившаяся эстетикой
модной пустоты. Сначала модно быть рваным, потом - простым, как
очень маленькое чёрное платье. Настолько маленькое, что изначальный
шанелевский вариант смотрится громоздко и мощно. Полнота в эпоху
гранжа сморится нелепо. Пухлоногая sexy в стильных лохмотьях, при
растянутом свитере? Ужасно. В эпоху крайнего, доведённого до высшей
точки минимализма - тем более. Очень маленькое, очень простое
платье хорошо монтируется с очень узеньким и очень простым, без
излишеств, тельцем...
- Сейчас - тоже культ стройности и он будет продолжаться вечно, пока мы живём в городах, скученно, быстро, шумно. Пока мы ищем место в метро, чтобы втиснуть узкие бёдра в промежуток, куда не помещается даже наша сумка. Пока мы не можем себе позволить стареть и барственно пышнеть в 30 лет. И это хорошо, потому что худоба (если она приобретена на кортах и стадионах, на беговых и велосипедных дорожках) - залог здоровья и долголетия. Живите долго.
|
</> |
