Политико-теологический анализ трех кризисов «обреченности» социального порядка
kroopkin — 25.05.2024 Тезисы доклада на конференции «Политическая теология III: Время, остающееся до нового начала» 24-25 мая 2024 года. Текст:В обосновании темы данной конференции была предложена карта понятий для анализа периодов «обреченности» социальных порядков в преддверии их сильной трансформации во что-то иное, чем то, что «есть здесь и сейчас», в преддверии «конца света». Это и сам «период обреченности», когда люди либо депрессуют в своем «эсхатологическом безразличии», либо суетятся в своей «миленаристской активности». Это «катехон», который «удерживает» наступающий «конец света» «в отдалении». И это «новое начало», возможное видение людьми того, что будет там, «за горизонтом», если все это перетерпеть.
Эту карту можно пополнить и сотериологическим аспектом: насколько проявляются у людей какие-либо «принципы спасения», т.е. то, что их поддерживает в убеждении правильности ими избранного поведения, то, что легитимирует их надежду дожить до «нового начала».
Теперь посмотрим, как в такой разметке видятся следующие кризисы: (1) провинциальная жизнь в РФ в 90-е (Нижний Новгород), (2) жизнь в Донбассе по угасании эйфории восстания (2016-21), (3) кризис «либеральной» страты Москвы после 2012-го года.
Кризис обреченности советских социальных порядков в Н. Новгороде в 90-е сопровождался
Отсутствием общего для всех «катехона»;
Отсутствием общего представления о конце и «новом начале»;
Отсутствием веры в «спасение», полной «безблагодатностью» данного «периода обреченности».
В то время люди «тащили свой крест» через «закусились», через «а вот вам там фигушки!..», причем даже облегчение бума 00-х не вывело жителей города из колеи «безблагодатности», которая рассосалась лишь к середине 10-х.
Жизнь в Донбассе периода «Минских соглашений»:
Общего «Катехона» у людей не было, если не посчитать таковым представление «История в России – дама неторопливая…»
Притом представления о «новом начале» уже присутствовали – «как мы прекрасно заживем, избавившись от …ой Украины!..»
Также проявился и аспект «спасения»: «Надо обязательно удержать фронт!»
Мотив «закусились» / «а вот вам фигушки!..» в Донбассе также присутствовал ярко.
«Либеральная» страта Москвы после 2012-го года:
Общий «катехон» – Запад.
«Новое начало»: «Вот избавимся от Путина!»
Сотериологические принципы страты: «Надо и дальше обличать и Путина и прочих «рашистов»!»
Здесь можно также отметить лимитрофное самоопределение страты – люди видят себя на защите «светлого града на холме» от этих «орков с востока». Прослеживается магичность их мировосприятия: «Вот введем верховенство закона / демократию, и заживем!»
В заключение следует отметить, что, и «катехон», и «новое начало» не проявились обязательными для периодов «обреченности» отмирающих социальных порядков. Притом «новое начало» (эсхатология) похоже присутствует в одной связке со «спасением» (сотериологией): «спасение» возможно лишь ввиду «нового начала».
|
</> |