Политическое сознание как иллюзия
chaotickgood — 11.06.2013
- Я знаю, ты, конечно, социалист. И я, мы все теперь социалисты,
но я не понимаю, для чего раздавать даром деньги и дружить с
низшими классами. На мой взгляд, можно быть социалистом, но время
проводить в приятном обществе.
Джордж Оруэлл, "Да
здравствует фикус!"
Политические взгляды, особенно в отсутствие реальной
политической жизни, является всего лишь частью идентичности.
Я тут прочёл книгу Мэтта Ридли "Происхождение альтруизма и
добродетели", довольно спорную, но интересную, и там высказывалась
любопытная гипотеза, что называть себя альтруистом и коллективистом
- выгодно, потому что это рекламирует тебя, как человека, с которым
выгодно сотрудничать. При этом быть альтруистом и коллективистом
для большинства - невыгодно, потому что это означает, что тобой
будут пользоваться. Таким образом складывается странная ситуация.
Куда ни плюнь, кругом одни альтруисты, а конкурентная грызня и
попытки потопить друг друга не прекращаются.
После этого мне стало понятно, почему практически любые
политические тесты показывают домнирование социализма в мире над
всеми прочими идеологиями, но при этом какого-то особого
отображения этого в действительности не наблюдается. Граждане,
ничтоже сумняшеся, рекламируют себя, но не больше. Раньше они
называли себя "добрыми христианами", а теперь социалистами и
феминистками. Даже программа действий не особо изменилась - помочь
бедным на словах и запретить порнографию на деле.
А потом я ещё подумал вот о чём. Называть себя социалистом
выгодно в обществе, основанном на сотрудничестве. А в обществе,
основанном на насилии, выгодно называть себя авторитаристом и
консерватором, подчёркивая свою готовность подчиняться и подчинять.
Именно в этом подлинный смысл консерватизма, особенно такого,
который ничего не консервирует, а наоборот, обращается к каким-то
никогда не существовавшим в реальности образцам, а иногда и требует
довольно радикального переустройства общества. Зато он рекламирует
"консерватора", как человека, который успешно впишется в
иерархическую пирамиду.
Мораль сей басни такова: большинству населения вообще
наплевать, как будет устроено общество, им важно в него вписаться.
Надо для этого быть гомофобом и ксенофобом - они будут. Надо быть
толерантным и мультикультурным - тоже нефигово. "Как так немецкий
народ сошёл с ума за одно поколение?" - он на этот ум и не
забирался. Всем просто было насрать. Если чтобы считаться "хорошим"
надо жечь евреев, значит будут жечь евреев. Если после этого нужно
в этом раскаяться - раскаются. Так и живём.