Гибель польского судостроения
http://nstarikov.livejournal.com/160379.html?style=mine#cutid1
Публикацией данного материала, начинаю целую серию статей о
вреде вступления в ВТО для российской экономики. Только дураки
учатся на своих ошибках. Умные, те используют опыт других
дураков.
Давайте не повторять чужие ошибки.
Итак – статья Николая Шумилова.

ВТО могильщик «Солидарности».
Недавняя история взаимоотношений Евросоюза и польской
кораблестроительной промышленности (в лице Гдыньской, Щецинская и
Гданьской судоверфи) весьма поучительна. Последняя вообще имеет для
«свободной» Европы символическое значение: именно здесь
располагался штаб движения «Солидарность», который под руководством
электрика Леха Валенсы являлся форпостом подрывной деятельности на
территории польского государства.
А произошло там буквально следующее. В разгар мирового
финансового кризиса польское правительство предоставляет
государственную поддержку своим крупнейшим промышленным
предприятиям. Однако вдруг этим вопросом заинтересовались
европейские чиновники, которые, в лице Европейской Комиссии,
признали такую государственную поддержку нелегальной и
противоречащей принципу свободной конкуренции.
По «справедливому» мнению Европейской комиссии, эти средства не
направлены на долговременное выживание этих предприятий, а
обеспечивают им «нечестное» преимущество над своими европейскими
конкурентами (очевидно, это касается дважды банкрота – Гданьской
верфи).
Еврокомиссар по конкурентной политике Нелли Кроэс уверена, что
решение Еврокомиссии гарантирует здоровую экономическую
деятельность (!) того, что будет на месте этих верфей. Вместе с
тем, в Европе всем очевидно, что за позицией Еврокомиссии стоят
лоббисты, представляющие интересы судостроителей Германии и
Великобритании.
В результате принятого решения Комиссия обязала верфи вернуть
деньги в госбюджет, чего, очевидно, предбанкротное предприятие
сделать не может. Так же стоит уточнить, что судостроение является
отраслью с длительным производственным циклом (2-5 лет), из чего
следует, что вернуть деньги оно сможет только после постройки
судна, а до времени их будет только тратить.
Так вот, такое решение в отношении вышеуказанных судоверфей
повлекло необходимость продажи их имущества с целью возврата
средств господдержки. Гдыньская и Щецинская судоверфи уже ушли в
историю. Их имущество распродано, работники уволены (около 50 тыс.
человек), территория расчищена. Вместе с заводами встал вопрос
дальнейшего существования социальной и обучающей сферы.
Это Гданьская политехническая школа и Щецинская морская
академия. Их выпускники теперь своей стране не нужны. В качестве
батраков их смогут принять только в Норвегии.
В позиции европейского сателлита, у польских властей отсутствует
вменяемая позиция в отношении кораблестроительной отрасли.
Какой-либо программы, направленной на поддержку польского
судостроения вообще нет, поскольку это противоречит принципам
свободного экономического пространства.
Глава казначейства Польши Александр Град от лица польского
правительства выразил удовлетворение решением Еврокомиссии о
распродаже имущества верфей в Гдыне и Щецине. По его мнению, эти
меры являют собой компромисс, который хорош как для Польши, так и
для верфей, и позволяет Польше спокойно идти по пути приватизации.
При этом правительства других стран ЕС, таких как Германия или
Финляндия, вопреки и под носом у еврокомиссаров предпринимают шаги
по поддержке своих судостроительных предприятий.
«Помиловать, нельзя казнить» решили в Еврокомиссии только про
Гданьскую судоверфь. По решению Еврокомиссии, верфь получит
субсидию с условием продиктованной ей реструктуризации,
предусматривающей сокращение каждого пятого из оставшихся двух
тысяч (при штате в 17 тысяч) сотрудников. В рамках этой
реструктуризации верфь вынуждена будет запустить новые производства
на месте 2 из 3 существующих стапелей.
На одном из них будет производство башен для ветроэнергетики, на
другом – производство стальных конструкций. Но не
кораблей! План реструктуризации «позволяет» верфи
производить не более 6 судов в год, при существующих мощностях – до
30. Вместе с тем, по мнению профсоюзов, закрытие 2 из 3 стапелей не
сможет обеспечить оставшихся рабочими местами, и сделает
предприятие нерентабельным и отсрочит гибель последней польской
судоверфи на год-два.
Выводы.
Всё вышесказанное является хорошей иллюстрация того, что
«светит» нашей стране при включении механизмов «свободной»
конкуренции в их современном понимании. В данном конкретном случае
речь идет об утрате порядка 80% реальных судостроительных
мощностей, значительное перепрофилирование с неясными перспективами
для оставшихся сотрудников. Старение работающих специалистов на
верфи, плюс утрата молодых кадров на фоне минимизации набора в ПТУ
и падения уровня подготовки выпускаемых специалистов.
И это всё судьба страны с рыночной экономикой и члена
ЕС.
Польскому народу дорого обходится рыночный фундаментализм и вера
в светлое будущее в объединенной Европе. А англосаксы как всегда
рулят и не терпят наличия конкурентов в своем экономическом
пространстве. В их понимании Польша может быть только их огородом и
отхожим местом.
Это наглядный пример для тех наивных людей, кто считает ВТО
панацеей для российской экономики. Пора задуматься о том, что
«свободные рыночные условия» обеспечивают свободные руки кому
угодно, только не нам, а для отечественной промышленности они несут
гибель и экспансию со стороны.
Николай Шумилов