«Поле битвы: Земля». Как был создан величайший плохой фильм

Но есть и узкая категория провальных картин, которые приводят в качестве эталона ужасной кинофантастики. Например, «Бэтмен и Робин», «Горец 2» или экранизации игр от Уве Болла. И есть одно кино, которое считается даже неудачнее их и регулярно занимает первые строчки в списках худших фильмов всех времён и народов.
«Поле битвы: Земля» не просто коммерчески провальное кино. Это фильм, который нарекли одним из худших в истории фантастики, который похоронил карьеры причастных к его созданию, после выхода которого разразился громкий судебный процесс по обвинению в мошенничестве. По случаю 25-летия «Поля битвы: Земля» я написал для «Мира фантастики» статью, в которой вспомнил странную, а местами безумную историю его создания.

В начале 1980-х писатель и основатель печально известной Церкви саентологии Рон Хаббард решил тряхнуть стариной и написал свой первый за почти 40 лет роман — «Поле битвы: Земля. Сага о 3000 годе». Делал он это, находясь в полунелегальном положении.
В те годы саентологи вели немало незаконных операций: запугивали и травили своих критиков и уничтожали материалы, компрометирующие церковь и её лидера. В самой масштабной из них, получившей название «Операция Белоснежка», порядка 5000 (!) адептов движения устроились на работу в Департамент юстиции и Налоговую службу США секретарями, уборщиками, машинистками. Затем они крали документы, которые имели отношение к Церкви и могли ей навредить. Когда об этом стало известно властям, последовали обыски и аресты. Причастность самого Хаббарда к «Белоснежке» доказать так и не удалось, но он всё равно не стал рисковать и с конца 1970-х до самой смерти на всякий случай прятался от ФБР, переезжая из одного безопасного дома в другой.

Книга с ходу привлекла внимание Голливуда. В 1983 году компания Salem Productions купила права на её экранизацию. Планировалось снять два фильма, бюджет каждого должен был составить внушительные по тем временам 15 миллионов долларов. Продюсером назначили Уильяма Иммермана. Для написания сценария наняли Абрахама Полонского, режиссёром же планировали сделать Кена Эннакина, известного комедией «Воздушные приключения». Съёмки должны были стартовать в 1985 году.


В 1994 году Траволта вытянул счастливый билет. Он не был основным кандидатом на роль Винса Веги в «Криминальном чтиве», но Майкл Мэдсен на свою голову успел подписаться на «Уайатта Эрпа», так что Тарантино пришлось найти ему замену. Огромный успех фильма и номинация на «Оскар» воскресили карьеру Траволты, вновь сделав его большой звездой.

Сценаристом стал Дж. Д. Шапиро, работавший над комедией «Робин Гуд: Мужчины в трико». Он попал в проект весьма оригинальным образом. В одном журнале Шапиро прочитал, что центр саентологии в Лос-Анджелесе — лучшее место, чтобы познакомиться с красивой девушкой, и решил лично это проверить. Спутницу жизни Шапиро так и не нашёл, зато познакомился c президентом центра, которая оказалась поклонницей «Мужчин в трико». Она организовала встречу Шапиро с Траволтой, и тот утвердил его на должность сценариста «Поля битвы: Земля».
Как утверждает Шапиро, его сценарий сильно отличался от того, что в итоге сняли. Его вариант якобы был куда мрачнее, убедительнее, а персонажи в нём прописаны намного лучше. А ещё сценарист старался, чтобы никто не воспринял фильм как пропаганду саентологии. Руководству MGM понравилась рукопись, а Траволта даже назвал её «„Списком Шиндлера“ от научной фантастики».

Вскоре после этого проект поменял студию. Хорошенько всё обдумав, руководство MGM сочло, что материал слишком рискованный. Основной причиной назвали огромный бюджет и общую «наивность» книги. Но не приходится сомневаться, что на решение повлияла и скандальная аура вокруг автора первоисточника, и бесконечные судебные тяжбы саентологов с оппонентами. И хотя судьи чаще вставали на сторону церкви, такие истории не способствовали улучшению её имиджа.
Траволта попытался поставить фильм со студией 20th Century Fox. Поначалу там проявили интерес, но отказались примерно по тем же причинам, что и MGM. Казалось, на этом в истории экранизации поставят точку: ни одна из крупных голливудских студий не хотела связываться с ней. Но тут на горизонте появилась странная компания, чьё имя в последующем тоже прославится не лучшим образом. Речь о Franchise Pictures.
Franchise Pictures появилась в 1997 году. Её владелец Эли Самаха позиционировал свою студию как спасителя проектов, которые застряли в производственном аду. Компания быстро привлекла к себе внимание нестандартными сделками и умением делать фильмы с бюджетами почти как у крупных голливудских студий (правда, зачастую эти деньги было сложно разглядеть на большом экране).

«Поле битвы: Земля» — классический пример такого подхода. В Franchise Pictures заявили, что бюджет фильма — 75 миллионов, после чего начали искать инвесторов. Предложением заинтересовалась немецкая компания Intertainment AG. По сделке, также включавшей в себя «Девять ярдов» и «Искусство войны», она согласилась оплатить 47% производственной сметы «Поля битвы: Земля», взамен получив права на её европейский прокат. Несложно понять, почему немцы купились: Самаха позиционировал новинку как новую «Планету обезьян» с Траволтой, которая навсегда изменит жанр фантастики. На тот момент актёр всё ещё был крупной звездой с чередой коммерчески успешных фильмов — а связанные с саентологией скандалы почти не долетали до Германии.
Вот только реальный бюджет «Поля битвы» составлял не 75 миллионов, а лишь 44. Intertainment AG, сами того не зная, покрыли порядка 80% сметы. Более того, Franchise Pictures удалось уговорить Траволту вложить в экранизацию ещё 5 миллионов личных средств. Таким образом компания заполучила кино, почти ничего на него не потратив.
Наконец Franchise удалось найти дистрибьютора и в США. В Warner Bros. согласились заняться прокатом картины и выделить 20 миллионов долларов на её продвижение. Но уже тогда многие в Голливуде понимали, что дело движется к катастрофе. Сотрудничавшее с Траволтой актёрское агентство умоляло его не сниматься в фильме и отступило, лишь когда он пригрозил разорвать с ним сотрудничество. Даже голливудский саентолог №1 Том Круз, по слухам, отговаривал Warner Bros. от дистрибуции фильма. Впрочем, сам актёр отрицает это.
Траволта шёл напролом, игнорируя предупреждения. Он щедро раздавал интервью, в которых сравнивал «Поле битвы» со «Звёздными войнами» и обещал революцию в жанре фантастики. Вскоре встал вопрос о том, кто же снимет эту революцию.

Кристиан начал карьеру как декоратор «Новой надежды» и получил за это «Оскар». Позже он стал сам снимать фильмы, ни один из которых, впрочем, не снискал особой славы, и поработал режиссёром второй съёмочной группы «Призрачной угрозы». Видимо, Лукас счёл, что работа над крупным проектом поможет карьере его протеже. Или же, если вспомнить, чем всё кончилось, он его почему-то ненавидел.

К тому моменту Траволта был уже не так молод, чтобы играть юного Джонни Гудбоя, и согласился на роль главного злодея Терла. В те времена ему обычно платили по 20 миллионов за фильм, но ради проекта мечты актёр согласился на гонорар в «скромные» 10 миллионов. Роль Джонни досталась Барри Пепперу, чья карьера после «Спасения рядового Райана» и «Зелёной мили» набирала обороты. Из других известных актёров на фильм подписался Форест Уитакер, согласившийся сыграть пришельца Кера.

«Поле битвы» печально известно избытком странных светофильтров и так называемых «голландских углов» — это когда камера смотрит на героя снизу вверх, а горизонт завален набок. Роджер Кристиан объяснял это тем, что хочет придать фильму ощущение «комикса». Но разгадка, вероятно, прозаичнее. По словам оператора Джиллза Наттгенса, у «Поля битвы» был самый низкий бюджет на освещение за всю его карьеру. Киноделы изворачивались как могли, чтобы скрыть недостаток денег и сделать картинку интереснее.


Тест-просмотры картины завершились катастрофой. Зрители откровенно улюлюкали и уходили с сеансов. А когда после пресс-показа Траволта спросил журналистов, понравился ли им фильм, те ответили ему гробовым молчанием.
И всё же авторы не стали вносить в картину особых изменений. «Поле битвы: Земля» вышло в широкий прокат 12 мая 2000 года. В дебютный уик-энд кино стартовало со второго места, собрав 11 миллионов. После этого сборы рухнули в пропасть. За весь последующий прокат в США фильм добрал лишь 10 миллионов. Остальной мир принёс ещё целых 8 миллионов. Провал поставил крест на наполеоновских планах Траволты. Он планировал снять продолжение, охватывающее события второй половины книги (его премьеру назначили на 2003 год, чтобы не пересекаться с «Атакой клонов»), а также мультсериал. По фильму даже успели выпустить серию игрушек.

Создатели выкручивались как могли. Так, Траволта заявил, что фильм понравился Джорджу Лукасу и Квентину Тарантино. Кристиан тоже пытался утверждать, что зрители встретили фильм с восторгом. Эли Самаха обвинил во всём критиков, которые-де изначально предвзяты. А глава Церкви саентологов, по слухам, назначил виновным в провале Траволту за то, что тот взял слишком большой гонорар.
По иронии судьбы, чуть ли не единственное, в чём большинство рецензентов не обвиняло фильм, — как раз пропаганда саентологии. По мнению критиков, у авторов попросту не хватило на это мозгов. А один из рецензентов издевательски заметил, что главная угроза для саентологов не их оппоненты, а Траволта — особенно если он попытается экранизировать ещё одну книгу Хаббарда.

На этом проблемы фильма не кончились. Профинансировавшая его Intertainment AG начала что-то подозревать и обвинила Franchise в мошенничестве. Последовал громкий судебный процесс, на котором всплыла правда о реальном бюджете «Поля битвы: Земля» и других картин Franchise. Суд постановил выплатить Intertainment AG компенсацию в размере 121,7 миллиона долларов. Самаха был признан лично ответственным за ущерб в 77 миллионов долларов. Вскоре после этого Franchise обанкротилась, и в её истории была поставлена точка.
«Поле битвы: Земля» нанесло серьёзный удар по карьерам большинства его создателей. Ни Роджер Кристиан, ни Дж. Д. Шапиро, ни Кори Манделл больше не работали над значимыми фильмами. Звезда Барри Пеппера упала, не успев взойти. Не пострадала лишь карьера Форреста Уитакера, который избежал антипремий. Впрочем, он тоже не раз публично сожалел, что снялся в этом фильме.

Четверть века спустя «Поле битвы: Земля» всё ещё называют худшим фантастическим фильмом в истории — по крайней мере, у него на родине. В 2005 году ленте дали «Золотую малину» в номинации «Худшая драма за первые 25 лет существования премии», а в 2010 году — за «Худший фильм десятилетия». Сценарист Дж. Д. Шапиро пришёл на церемонию и принял «награду» от лица создателей фильма. Позже он заявил, что видел «Поле битвы: Земля» лишь раз в жизни на премьере — и это на один раз больше, чем следовало. Он испытывает странную гордость от своего детища, ведь из всех ужасных фильмов именно его — самый ужасный. Впрочем, он не забыл напомнить, что его изначальный сценарий якобы был куда лучше.

И если честно, конечно же на свете хватает куда более ужасных и нелепых фантастических фильмов. Но обычно они выходили сразу на видео, их мало кто видел и мало кто помнит. «Поле битвы: Земля» — совсем другой фрукт. Речь не о какой-то киношке категории «Г», о которой никто не слышал. На момент выхода это был громкий фильм с суперзвездой (а в те годы это действительно чего-то стоило!). Его подавали как будущий блокбастер, как новые «Звёздные войны», которые навсегда изменят жанр. А получилось плохо снятое и неприятно выглядящее кино с отчаянно переигрывающим Траволтой, далеко не лучшими спецэффектами и сюжетом, полных логических дыр размером со стадион. Добавьте к этому флёр саентологии и мошенничество с бюджетом — и получите закономерный результат.
Да, каждый из нас может найти фильм, который ещё хуже, чем «Поле битвы: Земля». Но это, честно говоря, не аргумент в защиту картины. Своими действиями и решениями создатели «Поля битвы: Земля» сами выкопали себе яму и винить в этом могут только себя.
|
</> |