Покойный патр. Алексий таким не был...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Покойный патр. Алексий таким не был... Покойный патр. Алексий таким не был...](/images/main/pokoyniy-patr-aleksiy-takim-ne-bil-8bad10.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080?v=532.1)
Сейчас прочел несколько воспоминаний и некрологов, посвященных почившему патриарху. Я не был знаком с ним лично, потому не могу оценивать никаких характеристик его «как человека». Но кое с чем я не согласен в оценке его «как деятеля»:
(а) Почти все ораторы воспоминают его «успехи» в организации реставрационных проектов, открытии новых храмов и восстановлении монастырей. Но у восхваляющих «оптический обман»: Они у его личным успехам относят то, что было просто характерной чертой эпохи. Во-первых, что, патриарх вот лично заведовал всеми стройками? Может, и каждый кирпичик лично клал? Он дал «распоряжение» и подобрал бригаду администраторов храмостроительных проектов. Велика заслуга! Основная нагрузка ложилась на плечи реальных тружеников (или тех, кто на этих проектах «нагревал руки»). Во-вторых, он что, вот прям с большим таким скрипом и трудом отстаивал все эти проекты? Насколько я помню, тогда (в нач. 1990-х) инициатива исходила от государства, которое создавало себе имидж «покровителя религии» и которое, в лице своих чиновников, тоже нехило нагрело ручки на «откатах», «двойных бухгалтериях» и т.д. Т.е. в то время храмостроительные проекты просто сами в руки шли и надо было бы быть совсем безмозглым существом (а патриарх таким отнюдь не был!), чтобы не воспользоваться представившимися возможностями. Да и тот же глава УПЦ КП Филарет Денисенко ничуть не отставал от Москвы в своих храмостроительных «подвигах».
(б) Говорят о его покровительстве духовному образованию. Но вот это сказки! Прежде всего, потому что в России никто толком не понимал в те годы, каким должно быть духовное образование. У нас и сегодня образование не выполняет своего предназначения. «Семинарщина» в массе своей воспитывает маргиналов, и только если сам выпускник понимает, что Семинария если что и дала ему, так это необходимость преодолевать в себе ее посевы, то мы получим (быть может) что то доброе с этого выпускника. А в массе своей мы получаем либо всяких Уткиных и Максимовых (т.е. полная стагнация и тупизм, отсутствие мозгов и музейная установка «хранить традицию», а нередко с приправой чрезмерной лояльности власти), либо полностью разочаровавшихся в вере (потому что тот «саквояж с инструментами», который дает современная Семинария, непригоден для работы с современными проблемами, с которыми встретится семинарист после того, как покинет стены бурсы) нигилистов. Эти последние либо вовсе разрывают с религией (Усатов), либо нагло издеваются над ней изнутри (Рубский). И у иерархии нет иммунитета против этих граждан, потому что иерархия в массе своей сама тупа и невежественна и просто не понимает, «о чем вообще говорят эти блоггеры».
(в) Особая тема – монашеская духовность. Конечно, «в семье не без урода», но современные массовые разоблачения говорят о том, что у нас появились моральные уроды прямо вот семьями (в прямом и переносном смысле). Психические и сексуальные патологии превратились в ярко-черное пятно на белой ризе Христовой. Конечно, нередко масштаб этих патологий преувеличивают, но и того, что есть в реальности – достаточно для серьезной дискредитации пастырской традиции в РПЦ/УПЦ МП. Не буду называть имени этого уже почившего епископа, но именно по решению патриарха Алексия его сделали епископом вместо того, чтобы извергнуть из сана за аморалку. Я не судья покойному и не знаю, какие причины побудили его принять такое решение (сначала отменить лишение сана, а потом еще и возвести во епископы), но я считаю, что покрывать такие аномалии недопустимо.
Первоиерархом, стоящим у кормила корабля, должен быть человек исторически прозорливый, предвидящий на 10 лет вперед. Покойный патр. Алексий таким не был, но, надо отдать ему должное, и не пытался выглядеть тем, кем не был…"
отсюда
|
</> |