Показания трюмного старшины Галкина. 1943 г.

Копия /ХК/ИХ 1.7.43
"Генеральный штаб Секретно
Разведывательный департамент
№ 6637/приложение-1 /секретно
Главный штаб ВМФ Разведывательное бюро Протокол допроса № 1 337/43
Допрашиваемый: военнопленный Галкин 19.6.43
Русская попытка спровоцировать конфликт с Эстонией и уничтожение финского пассажирского самолета "Калева" в июне 1940 года.
В июне 1940 года я служил на подводной лодке "Щ-301", которой
командовал еврей Гольдберг, тогда - капитан-лейтенант, сейчас -
капитан 3 ранга и командир 4-го дивизиона подводных лодок.
В июне 1940 года "Щ-301" находилась в Ораниенбауме, когда был
получен приказ выйти в море и перейти на остров Суурсаари
(Гогланд). Здесь с канонерской лодки "Красное знамя" Гольдбергу
доставили пакет, в котором содержались следующие инструкции:
подводная лодка должна идти в бухту Локса, которая в то время
использовалась исключительно эстонским военно-морским флотом, и в
которой было запрещено появляться русским кораблям. Предполагалось,
что появление там подводной лодки приведёт к открытию эстонцами по
ней огня, что и являлось главной задачей. Если бы это произошло,
авиация (Имеются в виду ВВС КБФ) была готова нанести бомбовый удар
по эстонским кораблям в бухте Локса. Одновременно главные силы
Балтийского флота должны были войти в северную часть Локсы и быть
готовыми принять участие в бою. В случае открытия огня эстонцами
"Щ-301" должна была немедленно уходить из бухты Локса, предоставив
"решать" вопрос главным силам флота и авиации.
Однако появление "Щ-301" в бухте Локса не вызвало столь бурной
реакции эстонцев, как это предполагалось, и огонь ими не
открывался. Подводной лодке пришлось довольствоваться благополучным
уходом в море. Подводная лодка продолжала своё плавание на запад от
острова Кери, когда по радио был принят приказ о начале (морской и
воздушной) блокады Эстонии.
Приказ содержал указания проверять все суда, покидающие Эстонию, а
также всех пассажиров и весь груз на их борту. Предполагалось, что
эстонское правительство будет пытаться покинуть страну и, возможно,
будет находиться на каком-либо судне. В случае, если какое-либо
судно не остановится или попытается оказать сопротивление,
разрешалось открывать по нему огонь. Национальная принадлежность
судна не имела значения. Тоже самое относилось и к самолетам. Для
выполнения задачи подводной лодке был придан сторожевой корабль,
задачей которого было конвоирование в назначенное место тех судов,
на которых будет обнаружено что-либо "запретное".
Экипаж "Щ-301" наблюдал, как русские истребители сбили пассажирский
самолет, летевший из Эстонии на север. Самолет упал в районе маяка
Кери (Речь идёт о событиях 14 июня 1940 года, когда самолёт "Юнкерс
52" под наименованием "Калева"' (регистрационное обозначение
"ОН-А1Л") финской авиакомпании "Аэро" был сбит над Финским заливом
севернее острова Кери (Кокшер) двумя летающими лодками-морскими
ближними разведчиками МБР-2 из состава 1-го минно-торпедного
авиационного полка ВВС КБФ). "Щ-301" подошла к месту падения,
опередив рыболовные суда (На самом деле первыми в районе падения
самолёта оказались 5 эстонских рыболовных судов, по меньшей мере
одно из которых было досмотрено моряками с "Щ-301"), На воде
плавали обломки самолета. Вализы, в которых находилась американская
дипломатическая почта, и чемодан с французской дипломатической
почтой (Среди 7 пассажиров, находившихся на борту "Калевы" в её
последнем полёте и погибших вместе с самолётомг были 1
американский, 2 французских и 2 немецких дипкурьера) были подняты
на борт подводной лодки (по финским данным, советскими моряками из
воды было поднято 109 кг простой и дипломатической почты). Также
были найдены личные документы финского лётчика. Только из них
экипаж подводной лодки узнал о национальной принадлежности сбитого
самолета.
В то время, когда подводная лодка находилась на месте гибели
самолета, показался финский самолет - истребитель или легкий
бомбардировщик (Имеется в виду истребитель "Брюстер" Р2А-1 ВВС
Финляндии, пилотировавшийся Эйно-Ильмари ("Иллу") Юутилайненом).
Сделав несколько кругов, самолет скрылся. Была дана команда открыть
по нему огонь, но из-за отказа пулемета огонь открыть не
смогли.
Мокрая дипломатическая почта была высушена на борту подводной лодки
и затем (по финским данным, в 07.05 15 июня) передана на подошедший
эскадренный миноносец типа "С" (пленный не помнит названия этого
корабля) (имеется в виду один из 5 эскадренных миноносцев КБФ типа
"Гневный" (проекта № 7-У), предположительно, "Сметливый" или
"Стерегущий"), который тут же ушел с почтой в Кронштадт.
Экипажу подводной лодки было приказано хранить молчание об этом
инциденте.
Комментарий:
Сравнение (показаний) с данными сводки № 1 (1940 г.) ЦРР ("Центра
радиоразведки"), с. 2, подтверждает, что информация военнопленного
об инциденте с "Калевой" - совершенно правильная.
П/п Начальник Разведывательного бюро: коммандер У.Варпелайде
П/п офицер бюро: лейтенант Ю.Мякеля Копия верна: офицер бюро:
лейтенант Харри Кангасте
|
</> |