рейтинг блогов

"Пока, Сталин!"

топ 100 блогов tematixomir16.07.2020 Искусство без политики возможно, но иногда встречаются настолько необычные работы, что даже при большом усилии разделить их не получается. Не получается это и в документальной работе Сергея Лозницы - украинского режиссёра, явно не питающего симпатии к главному герою своей картины "Прощание со Сталиным", но не сумевшего обойти очевидную любовь народа тех лет.

Пока, Сталин!

Режиссер фильма Сергей Лозница, судя по многочисленным интервью, очевидно считает режим правление Сталина "тоталитарным и кровавым", о чём прямо будет говорится в самом конце фильма.

Теперь о картине, фильм состоит из смонтированной документальной хроники снятой режиссерами Сергеем Герасимовым, Ильей Копалиным, Михаилом Чиаурели, Григорием Александровым для работы на фильмом 1953 года «Великое прощание». Три месяца отбирались кадры из более чем 30-ти часового архива Гостелерадио. Еще четыре месяца ушло на непосредственную работу над фильмом.

Картина структурно выстроена очень грамотно, развитие происходит поступательно, вот мы видим как гроб с умершим заносится в Колонный зал Дома союзов, далее через географическое многообразие нам показывается масштаб события, следом значимость события подкрепляется кадрами прилета множества иностранных делегаций. Огромные потоки людей на улицах Москвы выстраиваются в желании простится с главой государства. Лица их трагичны и печальны, многие с трудом удерживают слезы. Была ли это постановка трагедии или же люди искренне скорбели о потери каждый для себя определит сам. Вот что об этом говорит сам режиссер – «Я не хотел использовать откровенные кадры, в которых показаны рыдания, потому что они начинают все разрушать. В материале такие кадры есть, и непонятно, актерство ли это. Хотя я в это не верю. Я беседовал с огромным количеством людей, помнящих это время, и у многих это чувство было искренним — они находились в состоянии исступления. Я хотел передать эту эмоцию» Я в свою очередь хочу отметить, что практически все люди показанные в хронике на себе испытали тягости Второй мировой войны, закончившейся не так давно. И не только войны, а тяжелые предвоенные годы подготовки к этой самой войне. Они не питали иллюзий в отношении планов нацистской Германии в отношении их земли, и их самих. Смотря на отношение людей к Сталину через призму понимания этих вопросов, представления о наигранности кадров лично у меня отпадает полностью. Очень многое для понимания ситуации говорят кадры с плачущим маршалом советского союза Константином Константиновичем Рокоссовским, который к слову в тяжелом 37 году тоже попал под обвинения в шпионаже и находился под следствием, а на момент 53 года является министром обороны Польши. Есть над чем задуматься, наблюдая кадры священнослужителей, которые в знак уважения не крестятся перед гробом со Сталиным, а совершают поклон. В развитие фильма мы наблюдаем митинги и демонстрации, проходящие по всей стране. В целом просмотр лиц разных людей, пришедших на похороны и эмоций выражаемых ими затягивает.

Пока, Сталин!

В заключительной части фильма мы наблюдаем кадры того как гроб выносят из здания Дома союзов, колонная движется в направлении мавзолея на Красной площади, проходя по проспекту Маркса (нынешняя Моховая) и через Манеженую площадь. Впереди колонны идут маршалы Советского союза Буденный, Шапошников, Конев и др. Рядом с гробом можно заметить Хрущева и Берию, очень тонкий момент можно разглядеть произошедший между ними: Берия идет впереди позади него Хрущев, Берия оборачивает и резким жестом руки показывает Хрущеву идти по левую руку от него, тот незамедлительно занимает место. Интересно это тем что через несколько месяцев Берию расстреляют по обвинениям в измене Родине и шпионаже. Следующая часть фильма самая нудная и затянутая, это речи Маленкова, Хрущева и Берии. Растягивая эти кадры режиссер как мне кажется хотел показать выхолощенность идей коммунизма, которую мы можем определить своим послезнанием. И вправду звучат эти речи однообразно и догматично.

И вот мы наблюдаем заключительные кадры фильма в которых режиссер посчитал нужным к кадрам с венками возле мавзолея и печальным лицам людей находящихся там, подставить песню «Колыбельная сыночку». Что автор говорит этим? Возможно это остроумная отсылка к известному прозвищу Сталина как Отца народов. Сергей нашел возможность этой на мой взгляд неуместной песней, выразить его отношение к происходящему. Ну как любое современное отечественное кино этот фильм не может не кинуть камень в огород нашей советской истории, а именно на экране мы видим текст информирующий нас о том что по некоторым историческим исследованиям за время правления Сталина убито, замучено(?) и сослано в ГУЛаг 27 миллионов человек, это не считая 15 миллионов уморенных голодом. Никаких ссылок на «исторические исследования» нам конечно не дают, спасибо и на этом, а то могли бы сослаться и на «исторические исследования Солженицина. По ним можно насчитать то ли 70 то ли 100 миллионов жертв сталинизма, у кого на что наглости хватит. Для чего это было показано? На мой взгляд ответ очевиден, подобный взгляд на сталинскую эпоху является обязательным атрибутом человека, желающего входить в кружок как отечественной, так и европейской интеллигенции. Это как входной билет или пропуск. Художественный смысл этого послания на мой взгляд отсутствует, а вот идеологический посыл понятен. Миллионы людей настолько утратившие свою личность, что плачут по тирану, который принес им столько бед. Оспаривать это я не буду, просто замечу что подобный посыл был высказан зрителю. Согласились бы участники данной картины с такой постановкой вопроса?

Выводы. А главный вывод собственно в том что Сергей Лозница является талантом документального кино (в отличии от его на мой взгляд слабых работ в игровом кино), что подтверждает в очередной раз. И какой бы идеологический взгляд нам не пытался бы передать автор, лица людей показанных фильме расскажут нам намного больше. Печаль трагедии читается на лицах людей. Поймал себя на мысли, что мало по какому правителю государства равно искренне будет плакать и военный маршал и простой рабочий…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если у вас нету кролика, или хотя бы котика, значит вы не в тренде. Модные тенденции прошли мимо вас, помахали ручкой, и ушли далеко вперед, даже не оглянувшись... Остался от них лишь еле заметный след на дороге в светлое будущее, по которому вы вряд ли сможете пройти... конечно если ...
— Помню меня учили как муравейник пустить на корм. Если набрать прилично так муравьев и подсушить у костра, то получается что-то типа мясной протеиновой муки длительного хранения. Слегка перетереть, добавить воды, и можно жарить как котлеты. Вкус необычный, ближе всего по вкусу ...
(название никак не связано с трудом Белинского) Мечтали ли вы в детстве о какой-нибудь игрушке,так,что она снилась вам по ночам,заставляла завидовать владельцу по-черному,так,что вы готовы были бы ее украсть,если бы предоставился такой случай? Света мечтала. У соседки по коммуналке Алены ...
Помню, наш сотрудник, молодой, лейтенант уголовного розыска, шел, по его словам, никого не трогал, примерно в полуденное время. В отдел с обеда возвращался. Тут налетает на него толпа молодых юношей, валит на землю и как давай его ногами охаживать. Тот кричит: "Милиция! Я офицер ...
А кто это у нас на этой фотографии такая няшечка, а кто это у нас такая мимимишечка? Не поверите, звезда всея Интернета нашего, гламурная хоругвь бодипозитива, живой источник уверенности для каждой дамы шикарных форм и изгибов, Чехова свет Анфисушка. Милая такай зайка, поражающая улыбкой, ...