Пока слышим "а чо такова?", обучения практикам мышления не будет
ailev — 18.10.2022 Юрий Кузнецов в своём посте написал: "Т.н. русская идея может быть выражена тремя словами: "А чо такова?" (https://www.facebook.com/yuriy.kuznetsov.5/posts/pfbid02y6wwFZhLzaUMutXYPFJiTc2QK2iZoSkR9nyqyKWnkg4GWBhx37z9qQpLcQfTZ9fMl). И я вдруг понял, что это он просто описывает происходящее вокруг него. Эта "так называемая идея" ни разу не русская, она вполне общепланетная. И это огромная проблема: люди, которые не считают неправильное неправильным. Юра, конечно, имел ввиду игнорирование этики. Что-то типа "-- давай вон тому вломим! -- а если он нам? -- а нам-то за что?!". Или если идёт разрушение энергетики в целой стране, и в больницах этой страны перестают работать операционные, перестаёт подогреваться еда в микроволновках, вечерами в домах темно (ну, или можно зажечь свечи, чтобы перепеленать ребёнка, но вот компьютер уже не включишь, чтобы заработать себе на еду на какой-то удалёнке), отвечается "зато это выгодно нашим военным, наши парни будут целее" -- и дальше на замечание, что это готтентотская этика, слышится вот это "а чо такова?".Но это "а чо такова?" просто проявление много более низкоуровневого феномена по интеллект-стеку: отсутствие логического мышления: если указываешь на логическое противоречие, то это не считается проблемой. Асли выключить логику, то дальше ни про этику нельзя разговаривать, ни практики любой деятельности обсуждать, ни знания накапливать, ничего нельзя, full stop. GPT-3, которая вроде нормально что-то говорит или делает, а потом вдруг драматически ошибается -- и не замечает своей ошибки, а когда указываешь на неё -- получаешь "а чо такова?".
Вот только последний пример (из https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/pfbid0tcvGpzw296sGmiP1JvxKEwmJBv4ELSc4ukRqWyBz8UPLGV2eprsVL7oGepxREaF4l), я там пишу собеседнику в комментах "Предприниматель::тип, предприниматель::человек, предприниматель::позиция, предприниматель::роль -- а что это с точки зрения типов волшебно противоречиво выглядит, так "а чо такова?"". Собеседник не понимает, почему такой стиль обращения с понятиями, какой он демонстрирует, меня не устраивает.
Я посылаю собеседника на курс "Онтологика и коммуникация", где всему этому должны учить, в том числе ставить в голову "машинку типов":
-- отличать слова-термины от понятий
-- определять типы понятий
-- отлавливать противоречия в типах
-- выполнять какие-то практики преодоления проблем с этими противоречиями в типах (например, табуировать проблемное слово, или менять провоцирующий на ошибки термин, или переспросить и уточнить значение)
Но "машинка типов" может быть поставлена в голову и использована только в том случае, если ты понимаешь проблему. Нельзя форда-президента заправить бензином, как форда-автомобиля. Но что делать, если ты указываешь на фразу "Форд отличался отменным аппетитом. Когда он был президентом, его заправляли на бензозаправках не меньше трёх раз в день" и тыкаешь в несоответствие типов "Форд" и "его". А тебе в ответ "а чо такова?". Мой опыт показывает, что:
-- если уж сказали "а чо такова?", то в голове нет "логической машинки"
-- даже если какие-то детали "логической машинки" есть (например, будет признано, что формально что-то не так, "не совпадает"), то ошибка в логике не считается как-то связанной с изменениями в рассуждении, в порядке действий, исправлении ошибки. То есть "логическая ошибка" не требует исправления, это "а чо такова?".
Логику при этом я понимаю по-старинке, до сведения её только к матлогике. Вот текст 2011 года, я там цитирую Benthem про несводимость логики только к выводу следствий из посылок, https://ailev.livejournal.com/915253.html.
Как решать проблему "а чо такова?", то есть проблему даже не слепоты к логическим ошибкам, а убеждения, что логические ошибки не имеют никакого значения в жизни, и поэтому на них не надо обращать внимания, я пока не знаю.
Я думаю, что её нужно для курса "Онтологика и коммуникация" решать так же трудно и надёжно, как решили с инсталляцией в голову "машинки типов". Да, есть люди, у которых "машинка типов" в голове существует вот прямо с детства. Есть люди, которые понимают, что нельзя одновременно утверждать, что "чайник холодный" и "чайник горячий". А есть люди, которые утверждают -- и когда им это указываешь, удивляются, чем это ты недоволен, "а чо такова?". Хорошо бы понимать, что делать, чтобы такой реакции не было, а дальше шло исправление ошибки. Пока слышим "а чо такова?", обучения практикам мышления не будет -- незачем ведь учиться, проблем нет, интеллект не нужен.
Мой опыт: человек, от которого слышишь "а чо такова?", на курс "Онтологика и коммуникация" не идёт. Ему не нужно. У него там не болит. В курсе решают не его проблемы. Так что решать эту проблему, может быть, надо ещё до этого курса, где-нибудь на подготовительных курсах. Ну, или принять радикальное решение: как слышишь "а чо такова?", так просто считаешь, что времени на такого человека тратить не надо, и общаешься тепло и лампово, как с кошками и прочими мимими: вы же не будете кошку посылать на курс "Онтологика и коммуникация"! Если у человека GPT-3 в голове, а интерфейс для развития логики отсутствует, то пусть с ним возятся какие-нибудь детские сады, общеобразовательные государственные учреждения и т.д.. Мы же будем развивать тех, кому это не "а чо такова?", а "ой, как нехорошо получилось, а как поступают в таких случаях?". С другой стороны, людей жалко, оставлять их в кошечках не хочется.
Берём в работу, будем над этим дальше думать.