Пожары
alexxx_245 — 30.07.2010 После месяца 30-40-градусной жары центральные области европейской России столкнулись с невиданными за последние десятилетия пожарами. Огонь, весь июль уничтожавший леса в разных областях России, к концу месяца подошел вплотную к населенным пунктам. В которых, как неожиданно выяснилось, средства для борьбы с пожарами такой силы попросту отсутствуют.С огненной стихией, по-средневековому страшной и труднопобедимой, 29 июля боролись в двух основных очагах: около Воронежа, где пожары практически взяли миллионный город в пылающее кольцо, и в Рязанской и Нижегородской областях, где полностью сгорели не менее десятка деревень и сел, а районный центр Выкса Нижегородской области оказался под угрозой эвакуации.
— Мы едем из Рязани в Спас-Клепики, это около 70—80 километров, — рассказал «СП» 30 июля Иван, житель Рязанской области. — Лес горит по обеим сторонам дороги, почти на всем этом расстоянии. По дороге мы видели множество полностью сгоревших деревень, от некоторых осталось всего по два-три дома. Особенно тяжелые разрушения в селе Криуши, где сгорели не только жилые дома, но и магазины, почта и т.п. На всем пути мы встретили всего 2-3 пожарные машины. Кажется, что тушение идет как-то вяло, не в полную силу…
Еще более яркую, куда более пугающую картину рисуют в своих блогах жители города Выксы и близлежащих сел. «К городу пожар подобрался с двух сторон — с юго-запада и с востока, взял в клещи. Ветер постоянно меняется, — пишет Ирина, жительница Выксы. — Уже эвакуируется район на юге<…>. Приехал муж. На его глазах полностью сгорело два села, он сам несколько раз чуть не погиб в огне. Спас много людей. Спасать строения бесполезно — нет техники. На всю Верхнюю Верею, на 340 домов, было 2 пожарных машины.
Все апокалиптично. Идет стена огня, перед ней идет ураганный ветер, несущий пылевую бурю и падающие на голову горящие ветки и куски коры. Потом идет стена огня. Строения и деревья вспыхивают как спички, мгновенно. За окном постоянно ревут сирены пожарных машин, с юга небо освещено розовым заревом. Соседи выбегают с баулами и сумками, пакуются в машины.
Мы собрали самые необходимые вещи, сидим на сумках. Вероятность, что пожар до нас не дойдет, уменьшается с каждой минутой».
Таково было положение дел на вечер четверга, к утру пятницы, благодаря перемене ветра и действиям пожарных, огненная стихия в Выксе несколько поутихла.
Итак, на середину пятницы 30 июля, только по самому жестокому участку пожаров, вокруг Выксы, ситуация, по информации жителей райцентра, выглядит так:
Потери: Верхняя Верея (Гибловка), Семилово, Шарнавка
Сильные повреждения: Тамболес (около половины деревни), Борковка (по левой стороне по 95-й, по правой по 85-й дом стоят, остальные сгорели), Мирный (сгорела левая сторона дороги, где двухэтажные дома), Красный Бакен (сгорели база отдыха и дачи)
Отстояли: Грязную, Шиморское, Нижную Верею, Вилю, Ризадеевский, Туртапку, Бл. Черную, Песочную.
В городе Выкса повреждений нет.
Возгорания на данный момент: отсутствуют.
Информации о жертвах на данный момент нет.
Уже к полудню стало известно, что около Выксы начались новые возгорания. Верховой огонь — это тот самый устрашающий шквал пламени — бушует в районе Пустошки-Покровки.
В Воронеже блогеры пишут о том, что на улицах и в домах становится трудно дышать; под угрозой уже ближайшие к городу дачные поселки, в гаражных кооперативах взрываются автомобили. Даже официальные сводки внушают ужас:
«В данный момент на территории Воронежа полыхают три очага лесных пожаров общей площадью 3 тысячи гектаров — Железнодорожный район: село Боровое, село Сомово, Кожевенный кордон; Левобережный район: село Масловка; Коминтерновский район: улица Антонова-Овсеенко. Во время пожаров погибли три человека: двое — в селе Масловка, кроме того, при тушении пожара в поселке Каменно-Верховка в Воронежской области погиб пожарный. Пострадали 94 человека», — рассказала журналистам представитель пресс-службы регионального управления МЧС.
Ключевой момент в настроениях воронежцев, рязанцев и выксунцев — общая безнадежность: фразы в том духе, что «мы не Москва и не Подмосковье, нас тушить некому», звучат регулярно и устно, и в интернете. И такие подозрения не беспочвенны. Дело в том, что региональное руководство до последнего — пока огонь не начал уничтожать одну деревню за другой — не признавало ситуацию с пожарами настолько серьезной, чтобы обращаться за помощью к федеральному центру или объявлять общеобластную тревогу.
Так, 27 июля на правительственном селекторном совещании по природным пожарам губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сообщил, что его региону не требуется никакая помощь от федерального правительства: дескать, с пожарами Нижегородская область может справиться своими силами. А сегодня, 30 июля Шанцев все также бодро уже докладывал о положении дел председателю правительства Владимиру Путину:
«В.П.Шанцев:… Обстановка сложная, Владимир Владимирович, непростая. Но она находится под контролем. Мы все делаем для того, чтобы справиться с тем, что сегодня происходит в области, в лесах. Я думаю, что мы обеспечим необходимую безопасность наших поселений.
В.В.Путин: Валерий Павлинович, нужна ли какая-нибудь дополнительная помощь от нас в этой ситуации?
В.П.Шанцев: Не нужна, пока мы справляемся сами. Пожары возникают… Вот, в частности, самый сложный пожар, над которым мы сейчас работаем, — он пришел к нам из Рязанской области на границе с Выксунским районом. Мы его практически локализовали, а он прорвался в другом месте из Рязани».
В качестве реакции на катастрофу Владимир Путин порекомендовал уйти в отставку главам муниципалитетов пострадавших районов. «Рекомендую руководителям муниципалитетов, в отношении которых есть большие сомнения по доверию со стороны граждан, сложить с себя властные полномочия, а губернаторам создать рабочие группы и штабы во главе с одним из своих заместителей, которым поручить оперативную работу по взаимодействию с гражданами», — заявил он. Интересно, что строгие меры Путин предложил применить лишь по отношению к избранным на прямых выборах главам муниципалитетов — ни губернаторов, ни глав районных администрации, назначаемых свыше, «зачистка», судя по всему, не коснется.
В результате, утром 30 июля в Выксу приехали Валерий Шанцев и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Жители, однако, встретили их неласково. «Шойгу показался около администрации, ему даже не дали рта раскрыть, с кулаками бросились, — пишет Ирина, жительница Выксы. — Шанцев открестился от того, что он якобы отказывался от помощи и свалил все на журналистов — дескать, это они наврали, писаки противные. И собирается баллотироваться на второй, а потом и на третий сроки губернатором. Жаль, что он показался людям в Выксе всего на минуту. Я думаю, задержись он — его просто порвали бы на части».
При этом надо отметить, что техника МЧС и пожарной охраны работает достаточно активно — летают несколько самолетов Ил-75 и Бе-200, сбрасывая на очаги пожара по нескольку десятков тонн воды за рейс. Работают и наземные пожарные команды. Однако проблема состоит в том, что потушить верховой лесной пожар, уничтожающий деревни, привычными способами нашей эпохи практически невозможно.
В связи с этим стоит вспомнить, как боролись с подобными пожарами в засушливые годы прежние поколения жителей сел и небольших городков. В первую очередь, спасти от огня деревню в такой ситуации реально только не подпустив к ней огонь. Для этого вокруг большинства населенных пунктов старой России существовали защитные зоны, зачищенные от леса. В случае угрозы пожара жители села рыли дополнительные противопожарные канавы, спасавшие от переноса огня по траве («низового» пожара).