Пожар на "Приамурье"
picturehistory — 08.06.2023В ночь с 17 на 18 мая 1988 года во время стоянки пассажирского лайнера «Приамурье» (срок службы 28 лет) в японском порту Осака произошел пожар. На борту находилось 295 пассажиров и 129 членов экипажа. Погибло 11 человек, один пропал без вести и 35 человек пострадали от ожогов и удушья, были госпитализированы.
СПРАВКА: судно под заводским номером 111 было спущено на воду в 1960 году, построено и передано под названием «Владивосток» Дальневосточному морскому пароходству во Владивостоке в 1960 году. Владивосток относился к классу грузопассажирских морских судов «Михаил Калинин», проект 101, немецкое обозначение Seefa 340 (нем. Seefahrgastschiff für 340 Passagiere — морское пассажирское судно на 340 пассажиров), изготавливавшихся с 1958 по 1964 год и сташего самым крупносерийным проектом среди морских заказов в СССР, включавшего «Владивосток» и ещё 18 «сестёр», судов-близнецов. В 1967 году судно было переименовано в Приамурье.
Комиссия Минморфлота СССР установила, что пожар возник в результате нарушения элементарных правил пожарной безопасности пассажирами каюты № 346, пользовавшихся, вопреки инструкциям, нештатными бытовыми электронагреватальными приборами.
Стремительному распространению огня способствовало попадание в очаг легковоспламеняющихся веществ, которыми могли быть баллоны с газом для зажигалок и аэрозоли.
К сожалению, пассажиры не сразу сообщили о начавшемся пожаре. Попытки справиться с огнем самостоятельно не увенчались успехом. Распространению пламени по другим помещениям судна способствовала естественная тяга - теплой ночью все двери на судне были открыты...
Огонь охватил капитанский мостик, административные помещения. Невозможно было использовать судовые средства связи. Некоторые из пассажиров не услышали сигнала тревоги, оповещающего о пожаре. Не все противопожарное оборудование было быстро приведено в действие. Почему-то не экипажу, а пассажирам пришлось бежать на берег и разбивать там стекло с кнопкой для вызова японской пожарной команды...
Японские пожарные прибыли через 20-25 минут. Всего в тушении пожара и эвакуации пассажиров приняли участие до 50 пожарных машин и четыре противопожарных катера. Эвакуация пассажиров была проведена организованно, без паники, в первые 10-20 минут после объявления тревоги, по специальному запасному трапу. Выживших доставили сначала в гимназию недалеко от порта, а затем в отели.
Несмотря на то, что водяные и пенные струи заливали «Приамурье» всю ночь и все утро, справиться с огнем удалось только через 13 часов после начала пожара. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что бесконтрольное и бездарное вливание воды привело к крену судна более 20°. При дальнейшем поступлении воды судно могло опрокинуться. Были доставлены и начали откачку мотонасосы. Судно удалось спрямить, уменьшая крен до 8°.
Температура во внутренних помещениях при пожаре была настолько высокой, что даже пожарные в жарозащитных костюмах и ИП не могли находиться на судне больше 20 минут.
Комиссия, расследовавшая аварию, выявила серьезные недостатки в действиях экипажа, который хотя и принимал непосредственное участие в тушении пожара, но показал слабые практические навыки по борьбе за живучесть судна в экстремальных условиях.
Фактически, руководство борьбой с пожаром и за непотопляемость судна, вынуждены были принять на себя японские специалисты, которые не знали особенностей устройства судна, его технического состояния (предельная изношенность корпуса и систем), не имели соответствующей документации.
В результате пожара судну причинен значительный материальный ущерб.
МИД Японии выразил соболезнования послу СССР Николаю Соловьеву. Соловьев в свою очередь поблагодарил Японию за помощь.
После пожара в июле 1988 года судно ушло под другой флаг и переименовано в «Priamurye».
|
</> |