Поиграем?
— 11.06.2015Как-то попалась мне на глаза любопытная заметка. Называлась она грозно: «Американским школьникам предложили встать на место нацистов и возненавидеть евреев». Конечно, заголовок статьи необязательно должен соответствовать содержимому, очень уж журналисты любят делать из мухи слона. Что-то вроде оказалось и на этот раз. Муха, правда, была размером с хорошую собаку. Ненавидеть евреев школьникам не предлагалось, задача ставилась скромнее – поставить себя на место нацистов и объяснить с их точки зрения, почему евреи являются злом.
Конечно, первой реакцией было недоумение, и даже оторопь. И не только у меня. Как следовало из заметки, поступок учительницы вызвал волну возмущения, за которой последовали санкции и извинения. Директрисса школы заявила, что тема, выбранная учительницей для данного задания, является оскорбительной и недопустимой. Но все же, добавила она, учительница не так уж неправа. Частью нового учебного плана округа являются подобные обсужения. Их цель – научить детей аргументировать свою точку зрения. Иными словами, проводятся своего рода ролевые игры. Правда, в данном случае, роль предлагалась одна, и несколько странная.
Тут я задумался. А так ли уж учительница была неправа? Ведь, сама по себе, ролевая игра – дело хорошее. В ней дети идентифицируют себя с разными персонажами, пытаются представить себе их переживания и мысли. Иными словами, погружаются в определенную жизненную ситуацию, примеривают ее на себя. Проблема лишь, с какими явлениями жизни детей можно знакомить, а с какими пока рано или нельзя вообще. С кем можно предложить детям себя отождествить, а с кем нет. Ведь все мы боимся, что, примерив на себя маску зла, ребенок не захочет с ней расставаться. Потому поступок той самой учительницы выглядит неприемлемым. Но, с другой стороны, если в детской душе есть что-то, что может откликнуться на призыв темных сил, то совсем не факт, что это «что-то» само собой пропадет и рассосется, даже если и оградить ребенка от вредного влияния. Вполне возможно, что оно будет незримо присутствовать внутри и даст неожиданный всплеск, если вдруг попадет в благоприятную среду. Ведь и немцы в своей массе были обычными людьми, воспитанными, не жестокими, как правило, не антисемитами - никто не жалуется на какой-то особый немецкий антисемитизм до Гитлера. Мы сделаны из того же теста. Значит, и мы не застрахованы от внезапного одичания.
Что надо, чтобы этого не произошло? В первую очередь, надо научить детей понимать самих себя, видеть всю многогранность человеческой природы и уметь правильно относиться ко всем ее проявлениям. Ролевые игры для этого – замечательное средство. В них можно научить детей выяснять и анализировать свои качества и поступки, почувствовать свои сильные и слабые стороны, ощутить и осудить зло в самих себе. Но такая игра должна соответствовать уровню детей, их глубине понимания жизни.
И более того, одной игры мало. Где гарантия, что ребенок не «вживется в образ», не ощутит вкус в отрицательной роли? Для этого надо еще научить смотреть на себя со стороны. Поэтому очень важно проводить игру на глазах других детей, чтобы потом она была предметом общего обсуждения. Еще лучше даже игру заснять и устроить просмотр совместно с обсуждением, так чтобы и сам ребенок видел, как он выглядит в той или иной роли. А затем дети сообща сделают вывод из просмотренного, дадут ему оценку. Тогда, пропустив восприятие через призму общества, (которым в данном случае будет являться группа детей), ребенок не будет зациклен на своих собственных переживаниях и станет более объективно относиться к сыгранной им роли и к себе в ней.
И тут мы подходим к самому главному. Как, на основании чего будут делаться выводы? Ведь со своей стороны каждый прав. И если очень постараться, то можно оправдать или обвинить кого угодно в чем угодно. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы подвести детей к мысли, что, рассуждая «со своей колокольни», до правды дойти нельзя, ее нужно искать в какой-то другой плоскости. Если человек рассуждает, исходя только из своих ощущений, из своего мнения, он зачастую вступает в неразрешимый конфликт с другими людьми. Конфликт, который может закончиться болью и кровью. Опорой должно быть иное. Правильные, гармоничные отношения между людьми, ощущение близости, теплоты, общей связи – вот что должно быть главной ценностью. Тогда злом будет все то, что препятствует таким отношениям. И тогда появится критерий для оценки. Тогда, выявляя все то, что нарушает гармонию отношений, и учась правильно относиться ко всем возникающим помехам, детское сообщество будет расти как единый организм, способный справиться со всевозможными «вирусами». Тогда ролевые игры обретут правильную форму, дадут возможность «предварить болезнь лекарством».
Беда в том, что вышеупомянутая учительница ни о чем подобном не думала. Она просто столкнула детей со злом, не дав никаких защитных средств. И ее осудили совершенно верно. Но и ограничиваться простыми запретами тоже нельзя. Школа должна готовить детей к жизни, а в жизни есть все. Значит, и работать надо со всем, а не прятать от себя зло в ящик с замком. Иначе найдутся недобрые люди, которые подберут к замку отмычку.
|
</> |