Похвальное слово Великому Российскому Файрволлу

топ 100 блогов ammosov19.05.2014 Опыт Китая показывает, что блокировка крупнейших интернет-сервисов крайне способствует созданию собственных интернет-гигантов. В Китае очень рано прибили Google, Twitter, Facebook - в результате процвели Baidu, Weibo, Renren. Возможно, нам имеет смысл делать то же самое систематически: как какой американский сервис наберет в России аудиторию, хлоп его в пользу отечественного клона. В итоге будет много крупных интернет-компаний, что и для занятости и для фондового рынка хорошо - и опять же, будет кому отечественные стартапы покупать. Или же, пусть международные гиганты выкупают свое право окормлять Россию - если у вас 3% аудитории из России, так извольте и 3% сотрудников и костов перевести на Россию. Чтоб люди тут работали, чтоб бюджеты через нас проходили.

Как можно обосновать гипотезу о великом национальном файрволле как средстве развития своего интернет-бизнеса? Как известно, есть рынки, которые регулировать ни в коем случае нельзя - это конкурентные рынки, где рынок лучший регулятор, и есть рынки, где государство вмешиваться должно - это ситуации, где возникает market failure. Типичный пример market failure - это tragedy of commons, где граждане совместно уничтожают ничейный, но нужный ресурс. Когда необходимо организовать распределение ограниченного ресурса - скажем, радиоэлектронного спектра или полезных ископаемых - государство может вмешаться, чтоб поделить ресурс может быть и не вполне экономически и юридически честно, но по крайней мере в интересах долгосрочного развития общества в целом.

Так вот, я выдвигаю гипотезу, что граждане интернетчики страны - такой же ограниченный ресурс, а интернет-компании - такие ж естественные монополии. Пользователю не нужно несколько операционных систем, поисковых систем, почтовых адресов, социальных сетей, новостных ресурсов или облачных дисков. Более того, раз выбрав такой сервис, он зачастую привязан к провайдеру накопленными у него френдами, файлами или письмами - так же, как номером как к сотовому оператору. Это ведь не случайно, что государства сперва определили всеобщий формат телефонного номера, а затем декретировали, что операторы обязаны его передавать друг другу с абонентом по требованию (MNP) - сами б операторы этого никогда не сделали, потому что это против их деловых интересов. Таким образом, конкуренция на этом рынке не приводит к увеличению национального богатства - только к переделу того, что граждане и рекламодатели так и так могут и готовы заплатить.

Более того, зарубежные конкуренты могут, используя бешеные инвестиции, получаемые в юрисдикциях с ультрадешевыми деньгами (QE США при Бернанке стал истинным благом для инвестиций в заведомо бесприбыльные стартапы, которые пожирают денежные пенки как кашу), тупо демпинговать на рынке на уровнях, где прибыльность никогда не будет возможна - ни себе ни людям. Если кто хочет пример, далеко идти не надо - оператор таксопарков Uber, собравший сотни миллионов легких денег, сейчас и в России и за рубежом раскидывает промокоды как пьяный матрос в порту. Если не лениться собирать их, можно ездить бесплатно месяцами, а другие такси-сервисы вынуждены делать то же самое, лишь бы не быть затоптанными.

Более того, раз созданный интернет-сервис масштабируется намного легче, чем создается. Это означает, что зарубежный лидер приходит с уже готовым продуктом (программами, контентом) и инфраструктурой его поставки (серверами, датацентрами и каналами), а местному конкуренту продукт нужно создавать. Часто интернет-продукт не столько заумен и хитр в создании, сколько просто трудоемок. Особого благодеяния в том, что зарубежные интернет-сервисы доступны россиянам, нет - они просто денежку на наших гражданах молотят (часто еще и собирая рекламные и прочие доходы за рубежом с десятков стран сразу через самые низконалоговые юрисдикции).

Итак - зарубежные компании это сервис россиянам, российские - это сервис россиянам плюс рабочие места плюс налоги. Поскольку интернет-аудитория страны является ограниченным ресурсом, у государства есть право и обязанность распределять его в интересах всего общества. Вот таковы мои аргументы за требование иностранным интернет-компаниям держать в России количество рабочих мест инженеров-разработчиков, пропорционально не меньшее тому, чем доля их российских пользователей в общемировой, или предоставлять свой сервис через российского лицензиата. Уважаемое жюри, я закончил.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас - 5 кг. раков. Пока ещё живых. Плюс - пиво. :) ...
Кладовка Левконои - ...
Среди всякого информационного потока о протестах и митингах против нечестных выборов, хунты Путина-Лилипутина и прочей коррупции прямо пенопластом по стеклу выделяются статейки-посты про то что можно\немодно носить в нынешнем революционном ...
А я уже запостила свой не-астероид, похожий на сперматозоид) Вообще увидела дату,потому что 2 июля в Нижнем Новгороде сотрудники Центра культуры и кино «Зарница» организуют обзор фильмов «Чужие в городе Н», приуроченный ко Всемирному дню НЛО. Онлайн, конечно. У нас же меры и все такое. ...
Больше 10 миллионов убитых в гражданскую войну. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников. Число жертв голода в России в 1921—1922 годах составило около 5 миллионов человек. Эмигрировало больше 2 миллионов человек. Общие потери в результате войны, эпидемий, эмиграции, ...