Погружение в мир Арканара / "Трудно быть богом" (2013)
selyanka1 — 11.01.2023
"Трудно быть богом" (2013) был одним из самых длительных
долгостроев в отечественном кино. Работа над фильмом по
мотивам одноимённой повести братьев Стругацких продолжалась около
14 лет и после смерти режиссера Алексея Германа 21 февраля 2013
года была завершена его сыном..
Критики единодушно признали фильм эпохальным творением гения, на
осмысление которого уйдут годы.
Российская публика мрачный черно-белый эстетский фильм с
элементами садизма и мерзкой грязной физиологией, с сюжетом, мало
похожим на оригинальную повесть, приняла плохо и не
только осмысливать отказалась, но и смотреть. По
состоянию на 2020 год у фильма "Трудно быть богом" был самый низкий
рейтинг на портале "КиноПоиск" среди тех, которые были удостоены
премии "Ника" за лучший фильм.
Я очень долго думала, надо ли мне делать пост об этом фильме,
и решила, что надо, но только с некоторыми объяснениями.
Я лично отношусь к тем людям, которым данный фильм резко не
нравится.
В любом художеcтвенном произведении есть этическая
сторона и эстетическая.
Эстетическая сторона в этом фильме - гениально эстетская,
Герману необыкновенно доходчиво и проникновенно удалось перенести
на экран ощущение грязи, вони и жути бытия средневекового общества.
Ты в этом фильме как бы переносишься в Средневековье и начинаешь
себя ощущать его частью, во многом
благодаря Босхy и Брейгелю,
не с копированием, а с переосмыслением.
![Погружение в мир Арканара / Погружение в мир Арканара / Трудно быть богом (2013)](/images/main/pogrujenie-v-mir-arkanara-trudno-bit-bogom-2013-c68139.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7572608/7572608_900.jpg)
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Этическая сторона фильма - я даже затрудняюсь вежливо
высказаться...
Собственно, фильм можно было бы бы назвать "Ода говну" или
"Средневековая ода говну". Фильм просто насыщен сценами, где народ
в этом говне ковыряется, рассматривает его, нюхает, обмазывает им
лицо и чуть ли не в рот сует. Для чего и с какой целью режиссер
Алексей Герман решил познакомить мировую общественность с подобным,
я даже не знаю, как объяснить. Он был очень серьезно болен, когда
снимал этот фильм и умер от почечной недостаточности. Может быть
течение болезни и моральные и физические страдания и настроили его
мозг вот на всю эту невероятно отталкивающую физиологию?
Кадр из фильма. Средневековый сортир и средневековые развлечения
ткнуть, куда не просят - ахаха...
Идея взята у любимого Брейгеля
Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего "Нидерландские
пословицы" или "Мир вверх тормашками" 1559 г. Берлинская картинная
галерея, Германия. На этом фрагменте в частности изображены
пословицы "Висит, как нужник над ямой" (Очевидный случай), "Вдвоём
ходят в один сортир" (Находятся в полном согласии) и "Вытирать
(чью-то) задницу о дверь" (Относиться (к кому-то)
пренебрежительно). Нужник тут, кстати, висит не над ямой, а
над каким-то водоемом типа ручья, который впадает в море или
залив
И я вообще не могу представить, каким нормальным людям может
понравиться фильм, где бесконечно ковыряются в говне, как бы
эстетски гениально это не было бы показано.
Тем не менее, мне нравятся костюмы и образы этого фильма,
особенно, когда ты их видишь в цвете
И этот пост я делаю
1. ради костюмов и образов, на которые очень интересно
взглянуть
2. ради понимания, до какого уровня говна упала российская
культура и ее так называемые "деятели" после развала СССР, если вот
на такое дали денег и позволили снять все это ковыряние на экране
палками в жопах. Oсобeнно с учетом тех дифирамбов, которые фильму
"Ода говну" "Трудно быть богом" пели на
Западе.
![Погружение в мир Арканара / Погружение в мир Арканара / Трудно быть богом (2013)](/images/main/pogrujenie-v-mir-arkanara-trudno-bit-bogom-2013-56cea3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7573810/7573810_300.jpg)
На съемках
Про работу с Алексеем Германом, в том числе и над костюмами
"Трудно быть богом", рассказывает художница по костюмам
Екатеринa Шапкайц
- Вашим первым фильмом был "Мой друг Иван Лапшин" (или
как он тогда назывался — "Начальник опергруппы")…
Первым большим фильмом, где я участвовала и на
подготовительном, и на съемочном этапах — от начала и до конца. Я
работала ассистентом у очень хорошей художницы по костюмам — Гали
Деевой. И это была моя первая встреча с Германом, все, что было
дальше, началось как раз со знакомства на "Лапшине".
У Германа была счастливая особенность — вовлекая, он
демонстрировал заинтересованность: лично ты был очень важен, было
важно именно твое мнение. Тебя взяли в огромное дело, которое
сплачивает людей. Многие у него переходили из проекта в проект: я,
гример Оля Извекова, работавшая с ним еще на картине "Двадцать дней
без войны", и многие другие. Это были люди, которые все время
находились в готовности что-то делать и сочинять.
Он заражал своим желанием сочинять, вытаскивал все самое
творческое из человека, а те, кто не втягивался, уходили. В конце
концов, появилось общество людей, страшно заинтересованных в
воспроизведении этой атмосферы и жизни. У меня не было опыта, и я
воспринимала это как должное, но потом выяснилось, что почти никто
так не работает.
Алексей Герман на съемочной площадке
- Но были же люди, которые с ним не могли сработаться.
Уходили, скандалили.
Люди уходили, некоторые возвращались. Вот Алексей Злобин,
который книгу потом написал, — он три раза уходил и возвращался.
Подробностей этих отношений я не знаю, потому что в режиссерской
группе была самая большая текучка: одни уходили снимать собственные
фильмы, другие просто уходили. Потом на "Трудно быть богом" Герман
набрал своих студентов с Высших режиссерских курсов ВГИКа: они в
Чехии работали, потом год у нас, а потом вышли на диплом, выросли и
стали свое кино снимать.
Конечно, так бывает, что не сработались, и человек ушел, но я
не припомню конкретного примера драматической истории.
- В одном интервью Ярмольник рассказывал, что во время
работы над "Трудно быть богом" они вспоминали
вестерны.
Герман был очень насмотренным зрителем. Любил Бергмана,
Феллини (не всего, но главные фильмы), Тарковского. Мы все время
смотрели кино. Как только начинался проект, мы готовились к
огромному количеству хроники, игровых фильмов —просто для
вдохновения, даже необязательно из того времени. Например, "Фанни и
Александр" перед "Трудно быть богом". Просто смотрели хорошие
фильмы. И в голове у Германа это преображалось во что-то совершенно
свое.
Он, конечно, великий "воспроизводильщик" эпохи, и снимал все
как будто бы кусок подсмотренной жизни.
Кадр со съемочной площадки
У Германа были свои идеи цвета. У него было совершенно
открытое сознание, он не подчинялся абсолютно никаким
канонам.
Когда мы начинали "Трудно быть богом", был вариант, что,
может, будем работать с цветом. Но потом Герман говорил: "Просто
так снимать в цвете — это глупо, неинтересно и плохо". Он все время
приводил пример того, как нужно снимать в цвете — "Фанни и
Александр". Когда действие происходит в теплом мире бабушки — вся
одежда в красных и оранжевых тонах, а когда в ужасном мире пастыря
— все одеты в холодной гамме (белое, голубое, серое), когда героя
освобождают, и он попадает в опасный мир, где все раскрывается с
другой стороны, — появляются контрасты холодного и теплого. Каждую
сцену, каждого героя нужно разрабатывать. И когда все снято в
черно-белом, то больше и достоверности, и простора для фантазии у
зрителя.
В "Трудно быть богом" никакие законы исторического костюма не
соблюдались, и началась полная вакханалия придумывания. Конечно, мы
опирались на исторические костюмы.
Лица, мода — это Босх,
Брейгель, но с небольшими вкраплениями итальянских вещей. Такой
суп.
Алтарный образ "Сад земных наслаждений". Иероним Босх. Вид с
открытыми створками
Под катом для тех, кто интересуется, сравнительный анализ
Босха и "Трудно быть богом" в картинках
Композиционное построение картины Босха, в котором
присутствует множество персонажей и персонажных групп на разных
плоскостях (планах) совпадает с подобным композиционным решением в
фильме "Трудно быть богом". Прежде всего это невозможность
сконцентрироваться на одном плане: множество героев, как и в
произведении Босха, действуют одновременно. Композиция (в
особенности части, изображающей Ад) построена так, что не задает
четкого движения зрительскому взгляду, и позволяет погрузиться в
произведение. Взгляд зрителя хаотично выхватывая то один, то другой
образ, начиная от крупного и заканчивая небольшими. Босх
прорабатывает каждую мельчайшую деталь как важнейшую. Каждая группа
персонажей, каждый художественный образ является важной и
необходимой частью создаваемой модели мира. Тот же подход
применяется Германом при детальной проработке фактуры каждого
образа.
"Сад земных наслаждений". Фрагмент
Художественный образ Ада Арканара во многом созвучен
Босховскому Аду, в котором так же господствует мрак по сравнению с
редкими всполохами света, который является во многом светом адского
пламени, освещающего мучения грешников. Кроме того, можно отметить
сходство и в монохромном представлении художественных образов,
сравнивая с фильмом Германа образ Земли на третий день творения,
представленный на закрытых створках алтаря.
Кадр со съемок фильма "Трудно быть богом"
"Сад земных наслаждений". Створка "Ад". Фрагмент
Алтарный образ "Сад земных наслаждений". Иероним Босх. Вид с
закрытыми створками и "Сад земных наслаждений". Фрагмент
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Я не копировала дотошно никакие исторические крои, все было сделано
более примитивно, но так, чтобы знаково определялось позднее
Средневековье. Там есть элементы и японского костюма. Поскольку в
сценарии и в книге это другая планета, то мы могли поступать как
хотим.
![4 ÐкаÑеÑина ШапкайÑ. ÐÑкиз к ÑилÑÐ¼Ñ Ð¢ÑÑдно бÑÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð¾Ð¼1.jpg 4 ÐкаÑеÑина ШапкайÑ. ÐÑкиз к ÑилÑÐ¼Ñ Ð¢ÑÑдно бÑÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð¾Ð¼1.jpg](/images/main/pogrujenie-v-mir-arkanara-trudno-bit-bogom-2013-04da16.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7546565/7546565_900.jpg)
Екатерина Шапкайц. Эскиз к фильму "Трудно быть
богом"
Екатерина Шапкайц. Эскиз к фильму "Трудно быть богом"
- Из чего был сделан комбинезон Руматы с болоньевыми
рукавами во второй половине фильма? Как будто из
резины.
У него не было комбинезона. Это кожаная куртка-бригантина. Как
раз историческая вещь, только немного гипертрофированная.
Одежда-доспех из сыромятной кожи (у нас, правда, не сыромятная, но
это не имеет значения), набитая конским волосом и со вшитыми
свинцовыми пластинами для защиты. Это был ключ к дворянским
костюмам. Герману очень понравилась куртка-бригантина, и я на этой
основе прогнала вообще всю моду Донов. Она оказалась еще и очень
выгодной для освещения: как только меняется источник света, эти
"колбасы" (не знаю, как их еще назвать) превращают фигуру героя в
статую, благодаря тому, что отбрасывают глубокую тень.
Екатерина Шапкайц. Эскиз к фильму "Трудно быть богом"
Поскольку фильм был черно-белым, мы уводили все в графику. Сверху я
прописывала свет: спреями, красками. Нужно было использовать как
можно больше фактур, чтобы появилась графическая разница: лыко,
пенька, металл, кожа разнообразная, мех. Чтобы тон набирался из
разных деталей. На общем плане это все серое, черное и белое, но
когда приближаешься, то видишь рукотворные крючочки, петельки — и
за них цепляется глаз.
На "Трудно быть богом" Герман уже тяжело болел. Когда были
паузы, мы придумывали что-то новое. Например, чтобы у Руматы "тут
какая-нибудь штучка сидела".
- "Ну давайте дракончика…"
- "А ничего, что его тут не было раньше?"
- "Да плевать совершенно".
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
Это тоже здорово: чтобы создать состояние героя, он мог
нарушить все законы монтажа, но вы этого никогда не заметите. И
дракончик у нас скачет то здесь, то там. Я пыталась ему возражать,
но он отвечал: "Это будет убедительно. Все будет отлично".
Так возникла железная рука на доспехах Черного воинства. Так
появилась маска у Руматы, в которой он превращался в какого-то
жука: "Надо подчеркнуть его безумие, а то как же он со своим
человеческим лицом начнет убивать". Вот мы и выдумали эту маску,
времени было много.
К финалу "Трудно быть богом" мы просто очнулись — ах! — и все
закончилось. Вжились, проросли… Нет, было не мучительно
абсолютно.
-Каким было взаимодействие с чешской съемочной группой?
Они удивлялись чему-то?
Конечно, удивлялись. Например, у чешских каскадеров, которых
мы с утра одевали, а потом они весь день валялись, ожидая, когда на
них обратят внимание, была такая поговорка: "Большая русская
жизнь…"
Кадры со съемок в цвете
Кадры со съемок в цвете
Кадры со съемок в цвете
***********************************************************************************
Далее цветные фотографии с выставки эскизов, костюмов и реквизита
из фильма Алексея Германа старшего "Трудно быть богом". в
музее "Эрарта" в Санкт-Петербурге
Доспехи из металла — Ю. Семенов, С. Хрусталев, Ю. Петров Колеты из
кожи — А. Коваленко Доспехи и корсажи из кожи — А. Филюшкин Костюмы
из ткани — Н. Градов, Г. Лебедева, О. Иванова, А. Филюшкин, О.
Ильина, Л. Кондратьева Вязание из шерсти и пеньки — Т. Миронова
Обувь — Е. Левицкая
Эскизы художников фильма Сергея Коковкина и Екатерины
Шапкайц
Эскизы художников фильма Сергея Коковкина и Екатерины
Шапкайц
Эскизы художников фильма Сергея Коковкина и Екатерины
Шапкайц
![Погружение в мир Арканара / Погружение в мир Арканара / Трудно быть богом (2013) 22 13678_erarta_019.jpg](/images/main/pogrujenie-v-mir-arkanara-trudno-bit-bogom-2013-410e28.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/7553004/7553004_original.jpg)
Отсюда Отсюда
Отсюда
В заключение скажу, что если вот это вот всё - произведение
РУССКОЙ культуры, то лично я - Папа Римский.
Поэтому пожелаю российскому кинематографу в этом году делать
не эстетское кино, а этичное. И что-нибудь такое подобрее и
подушевнее - что понравится не западным извращенцам на Каннах и
Оскаре, а нормальной обычной публике в любой российской
глубинке.