Поговорим о счастье: счастье и удовольствие
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 26.06.2013Когда я пишу о счастье, как об объединяющей общество идее, то часто слышу вполне заслуженный упрек в утопичности идеи. Что, дескать, счастье у каждого свое. Что в счастье нельзя загонять силой. И другие не менее умные вещи.
Всё это так.
И вместе с тем – не совсем так. Потому что мы плохо понимаем природу счастья и отличие счастья от радости и удовольствия.
У человека много потребностей: от физиологических, например, в воде или в воздухе, до высших психологических потребностей – в в общении, в смысле и т.д.. Неудовлетворенная потребность проявляет себя в сознании в виде неприятного состояния, а ее удовлетворение переживается как радость, удовольствие. Многие называют такие радости счастьем. И они по-своему правы – почему бы и не назвать?
Счастий-удовольствий очень много, но они, эти состояния счастья длятся относительно недолго: иногда несколько минут, иногда несколько лет. По своему характеру они совершенно различны: для кого-то счастье – когда отпускает боль, для кого-то – когда удается обокрасть ближнего...
Если бы счастья-удовольствия были бы единственным доступным нам счастьем, то разговор о счастье как об общественной идее не имел бы смысла. Но в том-то и дело, что нам доступно и другое счастье – непреходящее и непроходящее.
Психическое развитие меняет человека: меняются потребности и меняется наполнение сознания. Процесс этот очень сложный и сугубо индивидуальный. Но в нем есть и общие для всех людей черты.
Например, человек расстается со многими желаниями, которые раньше казались ему важными: взрослые не нуждаются в игрушках, а совсем взрослые – и во «взрослых игрушках». Со временем люди избавляются и от страхов, и от ненависти. Небыстро, конечно. Но избавляются. Человек начинает больше думать и постепенно учится думать все лучше: видеть мир все более и более полно. Человеку открывается красота мира... И так далее.
Все эти изменения объединяет то, что сознание расширяется и его грубое содержание заменется все более тонким. Каждый может проследить, как это происходило в его жизни: от раннего детства до более зрелого возраста.
Развиваясь, человек достигает и совсем особых состояний. Их нельзя описать, но нужно сказать о двух их свойствах. Первое – они гораздо выше и светлее, чем наши обыденные состояния, неважно говорим ли мы об обиде на соседа или о радости от покупки новой машины. Второе – они непреходящи. Эти состояния я и называю настоящим счастьем.
Много ли людей достигло таких состояний? Вокруг себя мы видим таких людей очень редко. Но со временем, кто раньше, кто позже, их достигают все.
Когда мы говорим о счастье как общественной идее, этот разговор имеет смысл только в том случае, если мы понимаем счастье не как быстропроходящее счастье-удовольствие от вовремя выпитого стакана воды, а как непроходящее счастье высших состояний сознания.
И такой разговор осмыслен.
Если мы ставим перед собой не сверхзадачу, разрешимую только в необозримо далеком будущем, - сделать человечество счастливым. А ставим очень конкретную и практическую задачу: превратить процесс психического развития, который и без наших стараний идет везде и всегда, но идет стихийно, так вот – превратить этот стихийный и неосознаваемый процесс в сознательную работу и тем самым ускорить его.
В этом смысле не всеобщее счастье является нашей целью, а осознанное и умное стремление ко всеобщему счастью.