Поешь деликатного, площадь. О романе Донны Тартт "Тайная история".

Сравнение campus-романа Донны Тартт с "Волхвом" Фаулза неизменно почему-то вызывает ироничное пожимание бровями подо всеми без исключения высокими лбами. Между тем, сложно найти два бестселлера такого буквального, такого беззастенчивого совпадения замысла, нерва и спектра основных тем. Поскольку "Тайная история", как и "Волхв" - об ущербной, лишённой душевно и интеллектуально хлеба насущного молодости материально несостоятельной образоващины, о паническом её страхе прожить жизнь серую, обыденную, сходную с жизнью миллионов погрязших в беззвёздной, физиологической рутине пота, крови, спермы, праха , о юношески-солипсичном отторжении любых форм этой обыденности, о страстном стремлении вырваться из - и осознанной готовности к трансгрессии то есть к жертвам. Донна Тартт тоже пишет о жалком вожделении нищебродом - красоты. Красоты в варианте прихотливого изыска, холодно-бесстрастной иронии, элегантности, непринужденности и свободы, не приобретаемых иначе как в обмен на большое, слишком большое количество денежных знаков. Эта красота презираема философами, но и в поверхностности своей страшно жестока, поскольку, порочная, глупая, заведомо не приносящая сумевшему к ней приобщиться аутсайдеру ни счастья, ни покоя, ни даже мимолётного удовлетворения - манит и притягивает сильнее и неотразимей любой чистой благодати. Как холёная, гламурная дева с золотыми волосами. Как ярко-целлулоидная заокеанская страна. Как университетская, герметически закрытая компания богатых снобов с индивидуально под них составленным учебным планом и наставником, как будто сошедшим с рафаэлевской фрески "Афинская школа". И ведь знаешь, что они - не про тебя кадры, что если даже и примут в кружок, то лишь как утилитарную единицу, чтобы сожрать, выпить кровь и мозг, потешиться, измучив, подставить, подтерев тобой, как половой тряпицей, собственные с точки зрения обыденности грешки - а идёшь как кролик в пасть удаву. Потому что красота обжигает, ранит, бросает оземь и, сама того не замечая, топчет мраморной, безупречно пропорциональной, эллински мускулистой ногой. В древнегреческом красота и страх - однокоренные слова, а Аполлон в архаической традиции был не только богом гармонии, но и насылал на военные лагеря ахейцев бич Божий чуму. Собственно и любовь к классике в реалиях сегодняшних американских университетских реалиях чуме сродни: заражает, пускает чирьи по телу, ослабляет до полной социальной непригодности вне интеллектуального лазарета, щадя и интересничая лишь с избранными богами. Мамоной в данном случае.
|
</> |