Поехали!
reedcat1965 — 12.04.2023Статуэтка, как понимаю, изображает имевшихся на то время советских космонавтов. Если мне не изменяет память, в живых осталась только Терешкова и Волынов (Союз-5 и -21).
К теме космоса я, как ни удивительно, имел касательное отношение в школе и институте.
В 9-10 классах я посещал астрономический кружок при Республиканской станции юных техников. Где-то в начале 1981 года в журнале «Квант» опубликовали статью о планируемом международном (разумеется среди соцстран) конкурсе «Малый Интеркосмос». Идея вызвала интерес, и где-то на 20-й минуте обсуждения я выдал идею. Ни много ни мыло, устройство для сбора космической пыли. Было еще несколько идей, но откровенно бредовых. Через пару дней все оформили, запаковали в конверт и отправили по адресу. В сентябре внезапно пришло приглашение на второй тур в Москве на осенних каникулах. Слегка охренел. Тем не менее, в начале ноября погрузились в поезд Минск-Москва и отправились. Втроем: я, руководитель кружка Константин Иванович и еще один генератор идей Володя Гольдберг.
В Москве нас ждал фрагмент комунизьма. Жили в гостинице ЦК ВЛКСМ «Орленок», все проходило в Дворце Пионеров на Ленинских горах. Нас свозили в Звездный Городок и мавзолей.
Кстати, в Звездном я впервые услышал о том, что в СССР строится ответ Space Shuttle («Буран», но название тогда не говорили).
Гостиницу посещали вербовщики из профильных вузов: МФТИ, Бауманки, МАИ и прочих на предмет завлечь в абитуриенты. Я всерьез готовился в МАИ, но не срослось (впрочем, особо не жалею).
В нашей секции мой проект внезапно занял второе место. Мне вручили диплом и в качестве приза вымпел, который был на «Салюте-6» (где-то у тещи лежат).
Второй раз космическая тема появилась в институте, когда работал на кафедре. Тогда я писал всякие программы для СМ-4, и один из проектов было управление вибростендом для испытания разных приборов, которые летали. Под это дело мне даже оформили 3-ю форму допуска. Но на пусконаладку студента, разумеется, не отправили.