Подземная жизнь на 14-ой стрит.
abrod — 14.01.2014

Станция метро 14 стрит
украшена удивительными скульптурами бронзовых человечков, авторские
права на которых принадлежат Нью Йоркскому скульптору Тому
Оттернесу. Несмотря на свою "мультяшность" (а может и благодаря
ей), эти скульптуры несомненно являются произведениями настоящего
искусства, так как они действительно живут своей какой секретной
жизнью и при взгляде на них все время кажется, что это какая-то
другая скульптура, так как пока ты стоял отвернувшись, или просто
сморгнул они у тебя за спиной только что перебежали с места на
место. Я это понял еще тогда, когда они стояли и остывали в
литейной мастерской, а когда кусочек цемента откололся, один из них
помахал мне рукой и даже, кажется, чихнул, а потом так пукнул, что
еще один кусочек цемента в соответствующем месте тоже отлетел.
Дело в том, что в Пратте была пожалуй лучшая литейная мастерская в
Нью-Йорке и я крепко подсел на это занятие. Честно говоря
наибольшее наслаждение в жизни я испытал, когда специальным
механизмом впервые опрокинул тигль с расплавленной бронзой в свою
форму. Это непередаваемое ощущение: несмотря на предельное
возбуждение всех органов чувств, я его иначе как религиозным опытом
назвать не могу. Во всяком случае я понял, почему большинство
гностических религий возникло именно в центрах металлургии, Причем
впоследствии, когда я начал заниматься этим для заработка и даже
был инструктором по литью, это чувство никуда не делось и каждый
раз когда я видел льющуюся бронзу, я снова и снова испытывал
чувство восторга, сравнимое наверное только с зачатием ребенка.
Происходило это так: раз в месяц 20-30 скульпторов-литейщиков
скидывались на бронзу, приносили свои формы и мастерская начинала
плавку и разливку бронзы. А потом все шли спать, пока бронза
остынет, а через пару дней приходили вскрывать свои формы. И этот
процесс тоже сравним только с рождением ребенка, так как многие не
могут спать, а ходят и курят как молодые папы в роддоме.
Среди этих скульпторов был знаменитый Том Отернесс автор скульптур
на 14-й стрит, или какой-то его подмастерье, я честно говоря не
знаю. Во всяком случае несколько из этих скульптур появилось на
свет Божий именно в мастерской Пратта при моем непосредственно
участии.

Самое смешное, что моя роль
в этом деле ролью разливщика бронзы не ограничилась. Дело в том,
что классе в шестом я прочитал в каком-то журнале про то, как в
городе N кто-то привез маленьких крокодильчиков, а потом когда они
подросли просто спустил их в унитаз. Крокодилы в канализации
выжили, выросли и стали нападать на людей. Я естественно рассказа
это в семье и меня все дружно подняли на смех, обозвали фантазером
и лгуном и даже заставили поверить, что я действительно все это
придумал. Меня мои родственники долго дразнили "крокодильчиками",
что стало источником обиды на всю жизнь. Со временем все это
забылось, но после того столкнулся с их подлостью и жестокостью уже
в зрелом возрасте в Америке, я все время это вспоминал. А они у
меня настоящие акулы капитализма, и когда нам дали задание сваять
что-нибудь "соцреалистическое", на тему борьбы с ужасами
капитализма (а такого искусства в Америке очень много), я слепил из
папье-маше крокодила, вылезающего из люка канализации и хватающего
прохожего. Я конечно не стал рассказывать про свои детские обиды и
что родственники стали для меня символом пресловутых ужасов
капитализма, но крокодил у меня получился классным и отнюдь не
мультяшным. Да я ему еще пасть красным вымазал и в него как-то все
сразу по системе Станиславского поверили и я долго слушал всякие
троцкистско- фрейдистские теории своих одноклассников о том почему
этот крокодил действительно является аллегорией американского
империализма. Правда почему американского я так и не понял, для
меня как раз русского, или вернее американо-советско-еврейского,
зато все остальное в этих теориях вставляло по полной
программе.
Я уж не знаю как эта история попала к Тому Оттернесу, в конце
концов идеи носятся в воздухе, но у меня нет никаких сомнений, что
концепт этой скульптуры именно мой. Несмотря на мультяшность этой
бронзы, сходство слишком сильное. Во всяком случае я не вижу
никаких других причин для ее присутствия в этой
инсталляции,
получившей название "Подземная жизнь", что по аглицки звучит
как "Жизнь в подполье" один в один, в которой все остальные
персонажи действительно воюют с капитализмом и подготавливают
Великую Американскую Социалистическую Революции Извините, но на
какой месяц она у них назначена мне до сих пор неизвестно. Увы!