Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.

топ 100 блогов n_dank22.03.2023 Любимая тема — драконы.

Пример небольших по размеру подсвечников в форме дракона:
Drachenleuchter Подсвечник «Дракон». XII-XIII век. Высота: 8 см. Пустотелая бронза. Находился в Вене (?). Norddeutsche 12.-13. Jh.
— 1200-1250 год. Размер: 27,7 х 28 см. Бронза. Изготовлено в Хильдесхайме. Местонахождение: Landesmuseum Württemberg, Stuttgart.
Хвост дракона напоминает рыбий плавник. Перья выгравированы. Дракон держит в пасти молящегося рыцаря в кольчуге и коническом шлеме. В средние века считалось, что чешуя дракона светится, когда он выбегает из тёмной пещеры. Свечение чешуи или же языки пламени из драконьей пасти соотносятся с пламенем зажженной свечи. Средневековые подсвечники с драконьими мотивами символизируют укрощенного дракона, то есть победу над злыми силами.
— Начало XIII века. Размер: 22,2 х 18,3 см. Позолоченная бронза. Изготовлено в Хильдесхайме. LWL-Museum für Kunst und Kultur Münster.

Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.



Мотив подсвечников с изображением фантастических драконов в сочетании с растительными и орнаментальными узорами имел огромную популярность в романском искусстве. Такие подсвечники использовались и в церквях (как алтарные), и в богатых домах. Сохранилось достаточное количество экземпляров, датируемых XII-XIII столетием. Расцвет темы «Drachenleuchter» приходился на последнюю четверь XII века в Лотарингии.
Романское искусство. Это западные драконы, без восточного влияния (sie sind eine abendländische Schöpfung). Западное творение, давно уже стершее воспоминания о сасанидских гиппокампах, которые были привнесены в европейский орнамент через византийские шёлковые ткани. Образ гиппокампа — коня-змея или коня-дракона — типичен в искусстве Средней Азии.

Примеры лотарингских драконов из книги Otto von Falke; Erich Meyer «Romanische Leuchter und Gefässe, Giessgefässe der Gotik» — Berlin, 1935:
Вариантс воином номер 175 имеет высоту 23 см.

Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.

Примеры из издания 1935 года можно найти на современных фотографиях:
— Göttweiger Drachenleuchter (E. 12. Jh.), Foto: Bernhard Rameder. Подсвечник-дракон из бенедиктинскиого монастыря Göttweig. XII век.
— Лотарингия, подсвечник-дракон, вторая половина XII века.
— Нижняя Саксония, подсвечник-дракон, первая половина XIII века
Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.






О знаменитом трехглавом драконе-светильнике, созданном по эскизам Альбрехта Дюрера я рассказывала здесь:
Светильники в виде драконов.

Немецкий купец и меценат из Нюрнберга Anton Tucher (* 1458—1524) в 1522 году подарил светильник в виде дракона ратуше Нюрнберга, работу выполнил Вейт Штосс (Veit Stoß) по эскизам Альбрехта Дюрера. На головах дракона были закреплены подсвечники.

Drachenleuchter, den Anton II . Tucher 1522 für die Regimentsstube des Nürnberger Rathauses gestiftet hat.
H. 48 cm; L. 153 cm; B. 125 cm
Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.







История о драконе связана с именем Магна из Фюссена лат. Magnus, что означает великий, или Манг/Mang (699—772) — святой, подвизавшийся на территории современных Швейцарии и Германии; настоятель монастыря в Фюссене. События относятся к VIII веку. Магнус построил себе келью, в которую Пипин Младший приходил с дарами и из которой впоследствии вырос монастырь Фюссен. Епископы в Аугсбурге в то время также ценили ключевое географическое и экономическое положение монастыря на пути в Италию.
По преданию, св. Магн мог разговаривать с животными и приручил дикого медведя, повадившегося воровать яблоки в его саду, он уничтожил злобных речных и горных духов и победил дракона. Своим посохом он понуждал уходить змей и медведей подальше от тех мест, где жили люди. В настоящее время имя святого Магна глубоко почитается в Фюссене и ежегодно в его честь устраиваются великолепные церковные шествия. Считается, что святой Магн защищает от змей, крыс, мышей, червей и полевых вредителей. Спустя столетия бенедиктинцы призывали защищать поля от мышей и личинок с помощью чудотворного посоха Магна.

Die Basilika St.Mang, Füssen
Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.

Дракон, словно котёнок, обвивает хвостом ноги святого Магна, лишь огонь в его глазах напоминает о покорённой силе. В базилике св. Магна в Фюссене повсюду встречается тема драконов. Два огромных светильника-дракона перед алтарём:

Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.


Эти гигантские подсвечники называют не только Drachenleuchter (подсвечник-дракон), но и Luzifer-Leuchter. Два подсвечника Люцифера стоят слева и справа перед алтарём. Люцифер, изгнанный с небес «падший» ангел, изображен в виде дракона. Драконы здесь рассматривается как символ зла, но они несут свечу, символизирующую веру в Бога. Это можно интерпретировать таким образом: святой Магн с помощью христианства заставил зло служить добру.

Drachenleuchter in der Stadtpfarrkirche St. Mang in Füssen von Thomas Seitz, 1724. Фото из сети.
Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II. Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.

Изготовил драконов скульптор Thomas Seitz (*1683—1763). Возможно, в представлении скульптора это были просто драконы, истории о которых сохранились в народных преданиях. Интересны детали: конструкция крыльев; шерсть, а не чешуя, на теле крылатого огнедышащего  существа.


Drachenstuhl von Thomas Seitz, 1724.
Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.


Никого не удивили бы два ангела, поддерживающие свечи перед алтарём, но драконы — это нечто совершенно небывалое. В 2011 году один из подсвечников-драконов был отправлен в Freising auf den Domberg на выставку, посвященную ангелам. Епархиальный музей христианского искусства в баварском Фрайзинге представил 550 экспонатов, изображающих ангелов. Были показаны самые важные типы изображений и темы: Божий суд, ангелы-хранители, небесные вестники, победоносный Архангел Михаил, многокрылые серафимы, Taufengels (крестильные ангелы — часто размером в человеческий рост фигурка ангела как особая форма крестильной купели эпохи барокко), шаловливые путти и карающие грешников ангелы и т. д. Крылатые изображения гибридных существ из Вавилона, Ассирии и Египта демонстровали захватывающее переплетение древних восточных культур с Ветхим Заветом. На выставке были представлены также иконы из России.


Выставка «Ангелы - посредники между небом и землей»
2010/2011 Diözesanmuseum Freising «Engel — Mittler zwischen Himmel und Erde»

Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.
Источник фото: http://www.florian-raff.de/2011/44-Engel.html

В данном случае перед нами не просто огромный мифический дракон, но само побеждённое зло, поставленное на службу добру. Данное скульптурное изображение, вероятно, надо рассматривать как пример одного из воплощений «падшего ангела».



Бронзовый светильник «Вольфрам» XII век. Канделябры / подсвечники, выполненные в виде фигур. Часть I


Одна из тем о драконах.
О скульптурных изображениях драконов.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото: depositphotos.com Центральное телевидение Северной Кореи сообщило об успешном проведении пятого ядерного испытания. Также был подтвержден курс страны на дальнейшее развитие ядерной программы, передает РИА Новости. Около 09.30 по местному времени (03.30 по московскому ...
Пишет Борис Рожин colonelcassad в Проспект Шухевича Киевский городской совет 1 июня проголосовал за переименование проспекта Генерала Ватутина на проспект Романа Шухевича. Об этом сообщает "Украинская правда". Данное решение на заседании проголосовали 69 депутатов. Тоги ...
На пресс-конференции В. Путина присутствовал весьма увлекательный персонаж из The Wall Street Journal. Ему удалось аккредитоваться, задать несколько вопросов, и, самое важное, - получить ответы президента РФ, запомнившиеся многим. Одно но: засветился он, прямо скажем, не с лучшей стороны. ...
Ю.Екишев: Как справедливо указывает Тихомиров: целью новой государственности является создание нормально взаимодействующих управительных вертикалей. В нашем случае – это Русский порядок на нашей земле.  Основными свойствами власти являются: 1) сила, 2) разум, 3) закон. При этом т ...
Ок, вы говорите, что в Москве все круто, потому что это столица и тут все деньги? Только в сытой Москве, мол, вся эта красота, фасады-фестивали, дороги-дворники, реставрации-развязки? А за МКАДом жизни нет, кругом тлен и разруха, ни одной целой дороги и разбитые фонари? Ребята, а вы ...