Подростковые комплексы взрослой фантастики

топ 100 блогов dr_piliulkin17.03.2012 В прошлый раз высказался о подростковой фантастике. Как положено получил несколько отзывов типа: "в связи с явным регрессом самолюбование раздражает вдвойне... если молодому да раннему простительны какие-нибудь "Осенние визиты", то автору "Холодных берегов" непростителен "Черновик"...", "Давно подозревал, что Лукьяненко, как и весь наш литературный бомонд, страдают нарциссизмом...", "Нуууу, самоутверждаетесь? В вашем-то положении?" и самое чудесное - "лучше перестать писать ложь, которую вы называете художественным вымыслом, ведь реальность, о которой вы не знаете, намного фантастичней любой вашей фантастики..."

Видимо, надо высказаться и о фантастике взрослой. :)

Точнее - о двух важнейших ее составляющих - сексе и насилии. Что ни говори, а именно секс и насилие - краеугольные камни любой остросюжетной литературы, включая фантастику.

Во взрослой фантастике, так уж повелось, даже в советские времена эротика была допустима. В малых дозах, не у всех, но... Был и Иван Ефремов с его культом обнаженного тела, была Ольга Ларионова с романтической "Сказкой королей" и "Чакрой Кентавра". Да, особняком стояли практически асексуальные герои Стругацких - но даже у них были развратные Донны Оканы и влюбленный Румата.



А потом СССР исчез - и прорвало. Полились "Космические проститутки" и тому подобное... впрочем, о маскирующейся под фантастику макулатуре говорить не будем. Поговорим о книгах. Если в подростковой фантастике автор мог, кряхтя и потирая вспотевший лоб, описать поцелуй пионера и пионерки - и это уже было на грани фола, то во взрослой фантастике надо было идти дальше.

Вот только куда? Секс фантастике не то, чтобы противопоказан... но это и впрямь слишком мощная специя, которая неумело приготовленное блюдо просто уничтожит, задавит собой. Но и писать "без секса" стало как-то неудобно. И по нашей фантастике зашагали бравые мачо... но почему-то очень странные.

Посмотрим на стандартного героя фантастического боевика (имен опять же называть не буду, это явление глобальное). Обычно наш герой - средних лет, за тридцать, пора бы уже перебеситься, а бес в ребро вроде еще не должен ударить. Но герой неизбежно должен нести за собой шлейф любовных побед и несколько неудачных браков - иначе какой же он герой? На своем пути герой встречает девушку 18-20 лет (младше - нехорошо, хотя смельчаки допускают знакомство в 17), старше... старше, видимо, авторам становится скучно. :) По первости герой общается с девушкой совершенно удивительным образом. Он подтрунивает, прикрикивает, учит уму-разуму и всячески пресекает любые телесные контакты. Выглядит это примерно так (пример вымышленный, комментарии тоже мои):

- Что же ты за глупыш такой, Аленка? - спросил Дениска, меняя в автомате обойму (этот момент почти всегда сопутствует общению персонажей). Аленка рыдала, сидя на песке, и взгляд Дениски невольно задержался на крепких молодых грудях и упругой попке (довольно трудновато задержаться сразу на грудях и попке, но герои обычно ухитряются). - Я же тебе говорил - не лезь в воду, тут кракозябры живут! Чай должна уже понять - не на Земле мы!
- Денис... Денис... - прошептала Аленка. - Спасибо... можно - я тебя поцелую?
- Не время целоваться, - сухо сказал Дениска, ловко свежуя кракозябру и отрезая вкусные щупальца. - На, возьми мои запасные джинсы, прикройся... а то развела срамоту! (герой частенько в общении с девушками начинает вещать на посконно-домотканном языке).
Аленка покраснела и стала одеваться. Дениска усмехнулся, ловко шлепнул ее пониже спины и продолжил свежевать жуткую добычу..."

Но, разумеется, отношения героев продолжаются и вскоре (ко второй половине книги) их ждет секс. Герой резко повышает градус маскулинности, словно обед из кракозябры вызвал у него выброс тестостерона и набрасывается на героиню, как ураган - на домик Элли.

"- Да я же давно тебя хочу, - прошептал Дениска пересохшими губами. - С того момента как увидел, когда ты на крыше небоскреба от винтиплюхов отбивалась...
- А я это сразу поняла, - опустила глаза Аленка (только тут героине позволено пококетничать, непосредственно перед соитием).
Одним движением руки Дениска сорвал с Аленки блузку (автор обычно не задумывается, как Аленка отреагирует на испорченную блузку и рывок такой силы) и ее трепещущее тело упало в его объятия. Влажные жаркие губы... (губ много не бывает!)"

Ну и понеслось. Дальше уже все будет описано в зависимости от того, как давно автор отрывался от компа в поисках женщины - либо сухо и деловито (фух, любовная сцена, одна штука, есть!), либо сладострастно и подробно (а не оторваться ли мне от компа? у меня ведь жена есть!)

Нетрудно догадаться, что секс во взрослой фантастике - это как раз и есть подростковый секс. :) Точнее - подростковые мечтания о нем. Объект желания обязательно надо "построить" и "поизводить", свой опыт всячески преувеличить (от нуля до бесконечности), на явные намеки не реагировать (а вдруг она чего другого хочет?), зато уж дорвавшись - предаваться любви до бесконечности - убегая от муглогрызов, сидя в кабине боевого звездолета, на переменке перед физикой ведя научный диспут о тайнах происхождения Вселенной.

Почему так? Да очень просто. Авторы как правило теряются. Дело в том, что исходить из личного опыта (неважно, большой он или нет) описывая эротическую сцену - неловко. А фантазии всегда выглядят смешно и неивно, потому что все они оттуда - со школьной переменки, когда впервые загляделся на коленки одноклассницы...

Нет, конечно, исключения бывают. Но редко. Обычно секс в фантастике - это просто стремление автора показать - "Во какой у меня герой справный мужик! И я тоже ничего, не сомневайтесь!"

Еще хуже дела с насилием в фантастике. Оно, уж да простят меня коллеги, как правило тоже оттуда - из детства. Из сказок братьев Гримм и прочих детских ужастиков.

"Дениска осторожно приоткрыл люк, выглянул в ангар и вернулся назад. Лицо его было темнее тучи.
- Не надо тебе смотреть, что там, - сказал он Аленке. - И даже знать не надо, что с ними...
- Что с ними? - воскликнула Аленка.
- Они там все висят на крюках, с содранной кожей и разрезанными животами, - сказал Дениска. (обычно герой, только что стремящейся уберечь товарищей и подруг от ужасов, с готовностью эти ужасы описывает). - Все. И Аристарх Семенович, и Клавдия Ивановна, и Мгомбо, и даже Дружок...
- Какой ужас! - воскликнула Аленка. - А как же маленький Сеня?
- А его кпурфы как раз сейчас едят, - сообщил Дениска. - Сырым."

Понятное дело, что страшилки из детства - они самые страшные. Людоеды, вампиры, баба-Яга и Кащей Бессмертный. И, конечно, побольше физиологизмов! Содранная кожа, отрезанные головы, хлещущая часами кровь и эксперименты на людях (традиционно популярны в качестве жертв дети и женщины).
Разумеется герой не оставляет злых кпурфов безнаказанными. Тут есть два испытанных приема: "терминатор" и "боевое безумие".
Вот как выглядит "терминатор":

"Дениска вышел из люка, держа АК-47 наперевес  (почему наперевес - неважно. Автору понравилось). Длинная очередь скосила семерых кпурфов, занятых своей жуткой трапезой. Пули безжалостно пробивали хитиновую броню и перемалывали плоть людоедов. Оставшиеся кпурфы в ужасе принялись метаться по ангару. Герой закурил (в таких ситуациях - дозволяется. Видимо, автор невольно видит перед собой Шварца с сигарой) и двинулся вперед, будто ангел мщения. Меткие выстрелы валили одного людоеда за другим. Дениска был спокоен, будто красил забор, а не расстреливал инопланетных чудовищ..."

А вот так выглядит "боевое безумие":

"Алое пламя ненависти полыхнуло в голове Дениски, напрочь выжигая все мысли о братстве разумов и Великом Кольце Цивилизаций. Нет, перед ним были не представители древней великой расы! Это была нечисть, недостойная существования!
- Получайте, суки! - завопил Дениска (тут допустимо немного ругани) и нажал на спуск. Ему казалось, что всю обойму он высадил в одной бесконечно-длинной очереди. Когда он понял, что боек стучит вхолостую и патроны давно кончились (автору допустимо и такое), Дениска опустил автомат. Ангар был залит кровью, ни одной твари не осталось в живых..."

Узнаете, откуда это все? Да тоже из подросткового возраста. "Терминатор" - это "Попробуй только тронь, у меня черный пояс по каратэ". "Боевое безумие" - это "Не трожь его, он психический, вчера один с тремя семиклассниками дрался!"

Авторы-то на самом деле люди мирные. Основной боевой опыт у них был в пору детства золотого...

Ну и последнее, чтобы два раза не вставать. :) Есть еще третья великая составляющая "взрослой фантастики" - юмор. Это настолько мрачная тема, что перед ней меркнут злодеяния кпурфов. Но коснуться ее надо.

Герой фантастического романа любит шутить.

И занят он этим почти всегда. Когда общается с девушкой. Когда месит врагов. Когда пьет с друзьями. Когда идет в сортир. Он шутит, шутит и шутит.
И все смеются.
Выглядит это так:

"- Так что же мы будем делать? - спросил Мишка.
- Как говорил великий мудрец Лао Цзы, - сказал Дениска, вставая, - против лома - нет приема!
- У нас и лома-то нет, - вздохнул Мишка.
- Правильно! - сказал Дениска. - Значит добыть его в бою - наша основная задача!
Приободрившиеся (с чего бы, интересно?) товарищи весело засмеялись..."

Вот так они и живут - замечательные фантастические герои. Не все, конечно... Но многие.

P.S. А знаете, что меня больше всего веселит в последнее время в книжках? Случайно оставшиеся там редакторские примечания. :) Это нечасто бывает, но бывает. Читаешь, читаешь... и вдруг посередине живописной сцены появляется взятая в скобки реплика "(И какого фига он туда полез? Две страницы назад всех убеждал, что этого делать нельзя!)"

Это, конечно, уже не вина авторов. Но всегда радует читателя.

Что-то я последнее время стал много читать современной фантастики. Пойду, попишу. У меня там герой как раз пробирается по другой планете в компании с прелестной восемнадцатилетней девушкой, а за ним следит стая чешуйчатых головогрызов. Надо выручать героев!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
И так,предлагаю вам поучавствовать в небольшой игре.Я начинаю фразу,а вы в меру своей фантазии заканчиваете ее.Что в голову предет то и пишите.!   "Я ВОЗЬМУ ЛИСТ,ЧТОБЫ...." Вот вам нужно закончить эту фразу.Можно даже одним-двумя ...
...
Прошляпила я , как обычно, всё на свете....А ведь могла и очевидцем быть - институт мой аккурат наискосок от Храма Предтечи расположен, где основные события водосвятия проистекали. И мои коллеги в обеденный перерыв догадались выскочить на ...
Помимо прочего, наговорил сегодня кучу весёлого ребятам с Первого канала... ...
...