Подробнее о жанрах съёмки

топ 100 блогов coolalbum — 25.02.2011 Жанр «архитектура» до определенного момента фотосъемка архитектуры не являлась самостоятельным жанром, будучи неотъемлемой частью фиксации городской действительности. Но постепенно фотографов начали интересовать постройки в отрыве от окружающих их событий повседневности. Основная задача фотографа, работающего в этом жанре - передать поэтику архитектурных сооружений, заложенную в них гармонию, ритм, форму, заставить зрителя увидеть сооружения глазами создавшего их архитектора. Фотосъемка архитектуры в городе формирует отдельно стоящий урбанистичный пейзаж. А работа с историческими постройками отсылает к прошлому, сохранившемуся и существующему в современности. Фотография архитектуры имеет как художественную, так и документальную ценность.



Жанр съёмки «дети» по сути, детская фотография ближе всего к жанру портрета. Детские образы интересовали великих живописцев. Чаще всего это были заказные портреты, но имели место и жанровые сцены с участием детей (тому примером служат удивительные полотна талантливых художников, созданные на протяжении многих веков). Именно так, в движении, ситуативно, можно было сохранить образ быстро меняющихся, растущих чад. Конечно же, с изобретением фотографии особое место в фотоателье было отведено для съемки детей: фотографические отпечатки давали куда более реалистичные изображения, сохранившиеся и по сей день. Фотографировать детей непросто: их практически невозможно заставить сидеть на месте или принять определенную позу. Но именно этим детская фотография и интересна — азартом, непредсказуемостью результата и той запечатленной непосредственностью, которой обладают только дети.

«Жанровая съёмка»  основная задача отражение реальности «как она есть». Но, в отличие от репортажа, жанровая фотография не привязана к какому-то конкретному месту или событию: она отражает жизнь целиком, всю ее полноту; главные же герои — люди. Поскольку у каждого снимка есть свой автор, то отражение реальности субъективно. Однако именно поэтому оно еще более интересно: это взгляд на вещи глазами художника. Нередко фотографу удается увидеть то, чего не замечают остальные, хотя то же самое окружает и их (и, как правило, окружает в повседневности). Благодаря же своей камере фотограф может продемонстрировать людям чудо, которое они не заметили. Результаты ошеломляющи! Нередко жанровая фотография — это фотография «с двойным дном». Среди обыденных вещей, сюжетов и деталей, если приглядеться, можно найти совершенно фантастические связи и подтексты, созданные композицией, сформированной через видоискатель фотографа.

Жанр съёмки «животные»  животные окружали человека всегда, и самые ранние их изображения относятся к эпохе палеолита. Затем анималистические образы перекочевали в живопись и скульптуру, наполнились философским смыслом. Открытие фотографии внесло в изображение животного мира свои коррективы: образы стали гораздо реалистичнее, жители разных концов света смогли познакомиться с обитателями других материков, узнать, как выглядят экзотические животные. Анималистическая фотография требует особого терпения и трудолюбия: дикие животные опасаются человека, и нередко хороший кадр делается неделями или даже месяцами. Каждый фотограф-анималист — немножечко ученый: чтобы получить желаемый результат, ему приходится штудировать немало научной литературы, изучать характер и привычки своих «моделей». Но результат стоит этих затрат. К сожалению, в наш бурный век велик шанс, что некоторые виды животных скоро можно будет увидеть только на фотографиях.

«Коллаж и ретушь» как ни парадоксально звучит, но фотомонтаж появился практически сразу наряду с изобретением фотографии: было крайне тяжело избежать огрехов во время съемки, в результате чего фотографии нередко ретушировались. Художественное значение фотомонтаж и коллаж на основе фотоснимков получили лишь в начале ХХ века. Долгое время существовало две технологии фотомонтажа — работа с негативом и работа с отпечатком. В XXI веке появился и третий способ, отодвинувший технологии прошлого века на второй план, — цифровая обработка. Сегодня цифровой коллаж и цифровая ретушь используются в оформительских работах, широко применяются в рекламной и иной коммерческой съемке, активно представлены в среде арт-фотографии.

Жанр съёмки «макросъёмка»  макрофотография заключается в съемке объектов, сопоставимых с размером пленочного кадра или даже меньше. Нередко фотографы, только начинающие работать с макро, стремятся к максимальному увеличению. И хотя подобное стремление понятно (макрофотография помогает разглядеть то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом), эта тактика не совсем верна. Макрофотография — это красота обыденного, красота малых форм. В мире малых предметов все живет по своим законам; нередко он отличается от нашего. Но красота такого мира заключается не в максимальном увеличении скрытых от глаз объектов, а в их гармонии, ритме. Макрофотография интересна и с художественной, и с научной точек зрения, а ее героями выступают как одушевленные существа — насекомые, рачки и прочие мелкие создания, так и неодушевленные предметы, флора и др.

Жанр съёмки «натюрморт» как самостоятельное направление в живописи (а фотография большинство своих направлений позаимствовала именно оттуда) натюрморт сформировался лишь в XVII веке. Нередко предметы, изображенные на картине, имели глубокое символическое значение. Правда, к тому моменту, когда фотография ворвалась в этот жанр, символизм в натюрморте уже отошел на второй план. Сегодня самое коммерчески востребованное направление натюрморта — рекламная фотография. Второе направление — художественная фотография, где натюрморт сравним с полотнами художников, но выполнен в фотографической технике. Несмотря на то что натюрморт статичен, а состав и архитектоника кадра находится целиком под управлением фотографа, создание хорошего натюрморта требует глубоких знаний работы со светом, композицией, формой.

Жанр съёмки «ню»  в переводе с французского — «обнаженный». Обнаженное человеческое тело волновало художников испокон веков: скульпторов античности, художников Возрождения, эпохи модерна. Обнаженная натура являла символ совершенства, природную сущность человеческого естества и вместе с тем намекала на давнее грехопадение. Конечно, не обошли эту тему и фотографы. Ню — один из самых неоднозначных жанров в фотографии, а его последователи нередко подвергались гонениям. Хотя, почему подвергались? Споры об этичности ню, начатые еще в XIX веке, не утихают и по сей день: где та грань, за которой заканчивается эротика и начинается порнография? Ответа нет до сих пор: грань слишком тонка…

Жанр съёмки «пейзаж» профессиональных фотографов-пейзажистов не так уж и много: пейзаж — довольно непростой жанр, мало востребованный в коммерческой съемке. Большая часть пейзажей снимается для себя — для души. При этом фотограф не может управлять реальностью: если модель можно попросить изменить выражение лица, а во время жанровой съемки что-то происходит вокруг каждую минуту, и надо просто подождать, то природа живет своей неспешной и размеренной жизнью, не заботясь о чьих-либо интересах. Несмотря на кажущуюся простоту, умение сделать хороший пейзаж — это редкость, особый талант, результат внутреннего упорства и поиска. Способность увидеть кадр, выбрать из миллиона вариаций одну — самую лучшую, не полениться прийти в выбранное место на рассвете или даже еще засветло, чтобы запечатлеть все то волшебство, которое (если повезет и день будет хорошим) откроется взору. Помимо художественной ценности, пейзаж имеет ценность и документальную: именно глядя на наши фотографии, потомки смогут узнать, какими природа и ландшафты были сто или двести лет назад.

Жанр съёмки «портрет»  бывают разные — деловые, жанровые, автопортреты. Но к какому бы типу портрет ни относился, главное в нем - это облик портретируемого. И неважно, сидит ли он, застыв, под светом софитов в студии или же его застали врасплох в самый разгар работы в поле. Долгие годы портрет сохраняет на фотокарточке человека именно таким, каким его увидел фотограф. Причем сохраняет не только внешние черты, но его характер, настроение той минуты. В портрете важно все: и свет, и то, что окружает портретируемого, и его одежда, и конечно же, его внешность, эмоции, отраженные на лице. Этот жанр любим как новичками, так и профессионалами в фотографии.

Жанр съёмки «путешествие» тревел-фотография включает в себя сразу несколько жанров: тут есть место и пейзажу, и архитектуре, и жанровым сценкам, и портрету. Но смысл этих фотографий один — сохранить и донести до человека ту экзотическую культуру, которую путешественник встретит на своем пути. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: фотоснимок — один из самых действенных способов показать увиденное. Долгое время, когда путешествие в дальние страны было доступно лишь избранным, фотография и гравюры, тиражируемые на основе привезенных снимков, были единственным способом для обычного человека узнать о быте и нравах людей других стран, увидеть флору и фауну этих мест. Сегодня тревел-фотография доступна практически каждому, кто выезжает за пределы своей страны и у кого есть фотокамера. Потому-то жанр этот любят как новички, так и профессионалы — ну и, разумеется, зрители.

Жанр съёмки «репортаж» главная особенность репортажного снимка — его документальность, а само слово "репортаж" уходит корнями к французскому глаголу "информировать", "извещать". Репортажный кадр не может быть постановочным, ведь его основная задача — отражение действительности, реальных событий, пусть и пропущенных через призму индивидуального видения фотографа. Репортаж бывает двух видов — событийный и повседневный. К первому относятся значимые для общества явления — театральные премьеры, выступления видных деятелей и проч.; ко второму — моменты повседневности, происходящие здесь и сейчас. Как правило репортаж — это целая серия кадров, развитие события во времени, но иногда основной посыл можно передать и одним кадром, и это тоже будет репортаж.

Жанр съёмки «свадебная съёмка»  существует практически с момента появления самой фототехнологии, т. к. это лучший способ запечатлеть событие, которое большинство пар отмечает раз в жизни. Долгое время свадебная фотография была постановочной — до тех пор пока в этот жанр не ворвался репортаж. Свадебный репортаж — один из самых сложных фотожанров, ведь значим и по-своему уникален каждый момент церемонии: многое никогда не повторится, а «бис» здесь невозможен. Сегодня свадебная съемка, как правило, включает в себя и постановочные кадры, и репортажные: у фотографа достаточно времени, чтобы успеть запечатлеть все.

Жанр съёмки «спорт»  долгое время съемка спортивных мероприятий была возможна лишь в статическом виде: портреты спортсменов, групповые снимки команд. Но технология фотографии не стоит на месте — вот уже на фотокарточках и сами соревнования: события, длящиеся доли секунд и скрытые от глаз зрителя, зафиксированы для них при помощи фотоаппарата. Растет светосила оптики, фокусные расстояния: мы можем видеть эмоции побед и поражений, портреты спортсменов, как будто бы фотограф стоял рядом на расстоянии вытянутой руки! Но помимо технической стороны есть в спортивной фотографии еще один ключевой нюанс — понимание специфики соревнований. Только настоящий профессионал, знакомый со спортом изнутри, способен запечатлеть самые кульминационные моменты: он всегда знает, куда полетит мяч в следующую секунду, с какой точки снимать теннис, а с какой — фехтование, на кого делать основной прицел, какой спортсмен, вероятнее всего, станет звездой текущего матча.

Жанр съёмки «художественная»  - это искусство. И несмотря на то что в этом искусстве сильна документальная составляющая, нередко фотографы уходят от нее далеко, создавая произведения в фотографической технике, но абсолютно свободном жанре. Здесь может быть и постановка, и имитация, и абстракция, и коллаж, и использование дополнительных технических средств. И неважно, брал ли фотограф за основу что-то от натюрморта или портрета, смешал ли он эти два жанра или не использовал ни одного, основа и смысл всей работы — концепция и эмоциональное наполнение снимка. Художественная фотография — это всегда поиск. Поиск не только идеи, но и способов ее выражения. Это самый необычный и вместе с тем свободный жанр в фотографии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не самый уместный заголовок, ну, да уж пусть будет. В разгар пандемии на пике требований соблюдать социальную дистанцию я вдруг задумалась: а что будет, если, не дай Бог, Японию опять тряхнет? Землетрясений, впрочем, как и тайфунов и пр.стихийных бедствий тут хватает, и каждый раз такого ...
Елена Васильева, прославившаяся своими острыми неполживыми репортажами о действительном количестве россиян, погибших в конфликте на Донбассе, в своем ФБ перепостила новый сенсационный репортаж агентства intersucks, на этот раз – о том, что решением президента Турции прекращен безвизовый ...
Тут зараз будуть непристойний вереск і суто дівчачі радощі. У мене є сукня! Ні, СУКНЯ! Виріз-американка (човник), практично кльош, нижче коліна, з застібкою-блискавкою на спині до самої цієї, і дивовижного, непередаваного кольору лісових фіалок. ...
Вчера два комментария на зажопинском сайте заставили меня поразмышлять. Факты непроверены, но сама ситуация показательна. На нынешний момент времени россиянина в отношении его здоровья больше всего волнуют два вопроса: "Как остаться в живых после контактов с распоясавшимися врачами?" и " Н ...
Перебирала варианты пирогов и захотелось клубничного. Максимально клубничного, который возможен зимой. Думаю этого всего хватит для яркого вкуса. Тесто песочное. Чтобы корж не размок от начинки- полуготовую заготовку выстелила подушечками Витьба с шоколадной начинкой Не поленилась ...