Подкаблучник из 19 века или «Вечный муж» Федора Достоевского
zapah_knig — 17.10.2023Дружба Вельчанинова и Трусоцкого не мешает первому изменять с женой товарища. Рогоносец не знает об их связи, а позже, когда Вельчанинов уже по уши влюблен в чужую женщину, она прогоняет его в другой город, говоря, что беременна. От кого? Этот вопрос откладывается на долгое время, пока Трусоцкий не начинает по какой-то причине тайно преследовать любовника жены после её смерти.
Несмотря на упомянутый выше сюжетный стержень, «Вечный муж»
Достоевского начинается с экзистенциальных проблем Вельчанинова, он
рефлексирует о плохих (прям очень плохих) поступках, он беспокоен,
ему снятся кошмары. Все это после появления незнакомца с крепом на
шляпе, незнакомец как будто следит и появляется в неожиданных
местах. Начало напомнило «Падение» Камю (в хронологии наоборот), и
я думал, что весь текст будет чем-то похожим, в итоге вдохновившим
Альбера. Но далее события и места действий меняются, проблемы
другие, цели героев другие. В этом плане повесть очень
разнообразна, где и сад с молодыми девочками будет, и жуткая
квартирка с убийцей.
Любопытен сам термин вечного мужа, я действительно встречал таких
людей, но их называли либо грубо, либо не совсем точно. Тут сказано
идеально. Также интересно, что и сам Достоевский однажды
подписывался вечным мужем, хоть адресат ему сообщила, что он не
такой. Да и ситуация в книге на основе реального случая, но не
Фёдора Михайловича, а его знакомых.
В произведении Достоевский раскрывает много тем, но для меня
важными были темы как раз вечного мужа и дуализма, совмещение
хищника и смиренного в одном человеке, как противоположности
сосуществуют и перетекают из одного в другое. Показано это на
примере психологического, нравственного и иногда физического
противостояния Вельчанинова и Трусоцкого, когда один не уверен,
знает ли оппонент об измене, а второй и не пытается однозначно
ответить.
Немного затрагивается момент реакции мужчины на появление детей,
мощно раскрываются характеры, где положительных персонажей почти
нет. Даже юные девушки мерзко издеваются над гостями. И эмоции
основных героев великолепны, невероятное переплетение трагичности и
комичности.
Кроме философских мотивов, очень неплохой сюжет, постоянно
интригующий и держащий в напряжении. Один момент сложный — это
стиль письма: многоуровневые и очень длинные предложения, где могут
встретиться и тире со скобками, и двоеточия, и точки с запятой.
Напомню, в одном предложении. После Тургенева тяжело пробираться
через спорные и запутанные обороты, за которые я бы не простил
современных авторов. Такая вот предвзятость.
Понимаю, что времена другие были, стили другие, да и Достоевский
вполне компенсирует сложность текста его наполнением. Еще один
пример тому «Господин Прохарчин». Поэтому скажу в итоге, что это
отличное произведение, и, если вы читали, было ли жалко Трусоцкого?
Мне почему-то нет, во всем произведении жаль только Лизу…
_____
Еще больше о книгах и фильмах у меня в телеграме или Дзене.
|
</> |