рейтинг блогов

Поддельное обучение поддельной литературой

топ 100 блогов inesacipa06.06.2013
Поддельное обучение поддельной литературой Terry Border

Раздражает, когда граждане - писатели и ни разу не писатели - пытаются дать мне совет типа "Надо включать разъяснение непонятного термина в художественный текст, а не примечания множить". У меня, как я не раз писала, в книгах нехилое количество сносок. В иной книге сотни полторы наберется. И что прикажете с ними делать? Верить: читатель на каждой странице будет мусолить вики и мучить гугл? Или понадеяться, что он ВСЕ эти слова и так знает? Увы, мои надежды - существа хилые и мрут первыми.

Человек не может знать назубок:
а) биографии богов, чьего имени он без тренировки даже произнести не в силах,
б) турнирные обычаи от Камелота до наших дней,
в) химию психотропных веществ,
г) зоологию позвоночных и беспозвоночных,
д) астрономию, астрологию и алхимию,
е) христианские религиозные обряды разной степени архаичности,
ё) что мне там еще взбредет в голову в текст включить ненароком.
А если гордо фыркнуть: тупые меня не читают! - это будет... тупо. Незнание каких-то вещей не делает человека дураком. Зато завышенные требования делают, и еще как.

Эх, сколько у меня перебывало "знатоков стиля", всерьез полагающих: можно разорвать текст, дабы в ходе описания битвы или молитвы хуЙдожественно рассказать, что такое мизерикордия или четки-розарий. И объем заодно округлить: пока ты, наподобие какого-нибудь Марченко, под видом художественной литературы переписываешь статьи из википедии и прочих педий, твоя книга приятно расширяется, да так, что ни один издатель не сможет возопить - объем сносок нищитаецца! вычесть его из гонорара! Этих людей попросту не интересует ни ритм, ни стиль, ни качество текста. Они спокойно обламывают подготовленное читательское настроение, впиндюривая в боевую или любовную сцену рассказ о том, каким строем ходили в бой готы и в каких рюшечках была героиня накануне жесткого траха.

Я этим приемом брезгую. Мне действительно важнее не объем нагнать, а привести читателя в задуманное состояние, чтобы он сам, своим умом дошел до понимания идеи, заложенной в той или иной сцене-главе-разделе. Не терплю авторские объяснения и ремарки вместо того восприятия, которое у публики надо сформировать - с помощью текста, а не тычков в спину: давай, переживай, что я сказал! И каким образом, блин, можно удержать читательский настрой, если, как советовал один большой спец по развлекательному чтиву, вместо примечания о том, что такое мизерикордия, надо развести байду на полстраницы: "...у меня в руках мизерикордия - узкое трехгранное лезвие... тяжелая, смертельно опасная вещь... ею добивали раненых несколько веков назад... она вонзалась в стыки лат и бубубу". Не помню точно, что тогда ответила на предложение впиндюривать по три бубубу на страницу, но, кажется, удалось обойтись без мата.

Сейчас уже не удается. А потому что осточертели просвещалы, маскирующиеся под писателей.

Последние пару лет я постоянно натыкаюсь на википеднутые исторические опусы. Одни мастера малохудожественного слова, начитавшись то ли Ивана Ефремова, то ли Роберта Грейвза, раздраконивают античность так и сяк, другие ударяются в египетские страсти, причем не по Болеславу Прусу, как вы понимаете, а по компьютерным играм вроде "Проклятия Рамсеса" и фильму "Мумия", третьи кельтов мучают, не зная, что имя Верцингеторига только римляне на "кс" заканчивали. А поскольку в мозгу "исторического" писателя не сформировалось ничего даже отдаленно похожего на зеркало эпохи, то он складывает роман в три кучи: куча неизвестных читателю слов, куча экзотических имен и куча ритуалов разной степени унылости. Между ними аккуратно насыпаны тропки из беллетризованных статей, кои, в свою очередь, выдраны с мясом из энциклопедии и словарей.

Чем тут интересоваться? Кому сопереживать? Блеклым боди-стендам, кои в романе заместо героев? Притом, что периодически пропадают из поля читательского зрения, дабы аффтар рассказал историю строительства анператорской цитадели. Или посвятил всего себя объяснению слова "претор", пока герой трепещет в ожидании казни или свиданки. Подобные тестухи вызывают только одно впечатление: писатель не знает, про что писать, отсюда и поток сознания, если не сказать словесный понос, не имеющий отношения ни к сюжету, ни к сеттингу, ни к персонажам, и повторы по сто раз в диалогах: "пойдем туда, пойдем сюда, у твоего отца сегодня событие, великое событие, какое событие, такое событие" - и эти, черт бы их побрал, лекции в тексте. История с биологией. Астрономия с психологией. Логика с экономикой. Чудовищной мутности переложение словарного определения как тщетная попытка вписаться в литературный стиль опуса.

Документальная или научная информация имеет право на внедрение в текст - но по делу, не надо просвещаторства. Вы все равно никогда не будете настолько ценны и информативны, как специальная литература, так что выполняйте свои задачи (если, конечно, они у вас имеются, а не только желание издаться на бумаге и сфотаться с авторским экземпляром на груди). Сведите разъяснения к необходимым и достаточным.

Некоторых удивляет моя привычка ставить сноски даже на термины, которые образованным людям знакомы - про эскапизм, например, или пассеизм. Но я, вообще-то, не "своих", "продвинутых" в толпе цивилов ищу - я пишу книги для всех, кто пожелает их прочесть. Не для выпускников гуманитарных факультетов - и не для простых русских людей. А также не для ролевиков, не для силовиков, не для доминантов и не для сабмиссивов. Мне разделение читательской аудитории по родам занятий представляется порочной и отвратительной тактикой. Маркетологи могут усраться, доказывая, сколь прекрасно действует целевой подход в проекте: напишите, мол, для байкеров или для толкиенистов - и все они сразу придут у купят, для них же писано! Эта шатия-братия мне уже заказывала книги по психологии для публики от десяти до тридцати лет - что отлично показывает, насколько она разбирается в вопросах формирования целевой аудитории.

После чего я пришла к выводу: маркетолог во всем мире идиот, а наш еще и мечтательный идиот. Фантазер за мой писательский счет. Ну и по совместительству за издательский и читательский.

Сколько я тех тематических проектов для целевой аудитории видела... в гробу. В белых тапках. Братская могила, называют подобные штуки. Нет, это не братская могила - много чести. Скотомогильник, вот что они такое: тебя сваливают кучей с какими-то пОцанами и дИвчонками на складе и откопать нормально написанную тебя в груде пОцанских опусов уже не представляется возможным. Поэтому предпочитаю писать для всех, кто пожелает прочесть, и не чураюсь написать лишнее авторское примечание, в том числе и в нон-фикшене - что поделать, коли редактор в наши дни не способен не только на составление примечаний, но даже на исправление явных речевых ошибок. А некоторые к авторским еще и свои добавляют как нефиг делать.

Однако вернемся к нашим баранам, пишущим романы. Романы по материалам, предоставленным википедией.

А откуда взять-то идею произведения? Смысл книги где нарыть, если одна книга в сезон есть норма для писателя, осчастливленного собственной серией? Откуда набрать столько ярких, сильных чувств, чтобы передать их публике силой слова, когда ты стоишь у конвейера и гонишь поток квестов, не отвлекаясь на мысль, что нормальный человек сдох бы от стресса, доведись ему десять томов подряд мир спасать? Картонный боди-стенд вместо героя и анимированный мирок на заднем плане - вот все, что может предложить читателю автор псевдоисторического романа. И пускай его опус похож на курс лекций для дебилов - писатель горд собой. Ибо верит в концепцию, подсунутую маркетологом в ходе совершенно цыганского запудривания мозгов.

Теорию о молодых, не желающих учиться, если их не "вовлечь, показав, как это интересно", все слыхали? Думаю, да. И многие уверовали, припомнив толпы обалдуев, скачивающих курсовики и дипломные работы, ответы для ЕГЭ и шпаргалки к сессии. А чего вы хотели, милые? Студиозусы не меняются. Вы, что ли, любили сессию сдавать и писать курсачи по предметам, которые вам никогда в жизни не пригодятся? Я вот за свою жизнь таких предметов сдала не меньше (если не больше) полусотни, если считать школьные годы чудесные. В универах по моим шпаргалкам еще курса три-четыре отучилось, поскольку они были написаны не в пример лучше лекций хоть той же, господи прости, Мани Реформани, она же Марьсанна Реформатская, самая тупая преподавательница всех времен и народов. Сейчас я бы за те шпаргалки в электронном виде тугую копеечку имела, а студенты благодаря им наконец-то разобрались бы в хреново преподаваемых предметах.

И поп, и приход потихоньку сравнялись уровнем: просвещалы считают, будто наброс беллетризованных статей из вики - это книга; просвещаемые считают, будто скачанный из тырнета доклад про любовь членистоногих - это зачОт. И неча на зеркало пенять, коли рожа крива, таково оно, отражение нас, только слегка гипертрофированное. Ну и адаптированное к современному уровню техники, к современным возможностям выбора, к современной привычке отдавать на аутсорс всё, что ниасилил.

Такие изменения в образе мышления и поведения не происходят влет, а кумулируются постепенно. И сколько ни горлань издатель про отупение читательских масс, он его сам сделал - и продолжает делать, пытаясь взять количеством то, что и так перенасыщено. Словом, плачь-не плачь Донцовы-Устиновы-Лукьяненко про пиратство, губящее искусство, современное искусство в их исполнении само уже погубило многое и многих. Процесс шел десятилетиями, а сейчас мы пожинаем бурю за этими умельцами, посеявшими ветер.

И они же еще советуют нам, как писать. Воистину послушай современного успешного писателя и сделай наоборот...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Известное место, куда стремятся попасть многие туристы, желающие ощутить безумную атмосферу торговых улиц, и гурманы, готовые к неожиданным экспериментам. Вереница магазинов увлекает вглубь квартала, череда ярких витрин манит. Постепенно бутики премиум-класса сменяются простыми лавками. ...
Я слева. А вы как поживаете? Ещё у нас говорят так: ...
http://www.vvvgrace.net/rule2z02.html (по ссылке взрослый контент) ааа это нечто. Неужели они это серьезно? Выдержки "Современные исследования показали, что анальный секс оказывает значительно большее влияние на организм человека, чем привычный вагинальный коитус. Анальное половое ...
Через поля-луга к бывшему аэродрому малой авиации 25 мая 2024г. Московская обл, Домодедовский район, Барыбино, ангар бывшего аэродрома малой авиации. Координаты: 55°17'15"N 37°56'27"E. ...
Вот интересно, от чего зависели нравы в народе? (щас понятно, что от телевизора). Скажем, соседние губернии, Олонецкая и Архангельская. Так в Олонецкой губернии на свадьбе невесту, не сберегшую девственность, ритуально позорили вкупе с матерью. А в соседней, Архангельской, на ...