Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

топ 100 блогов okkomovies02.05.2020

Последние годы мы всё чаще слышим упоминания некой новой эры хорроров. Привычные слэшеры с убийцей в маске отошли на второй план, уступив место эклектичным фильмам, у которых сложно выделить общее. Вместе с ними ушел и терапевтический эффект, свойственный классическому фильму ужасов. 

Раньше герои одерживали победу над иррациональным злом, и это позволяло зрителю поверить, что повседневное, бытовое зло тоже можно уничтожить. Теперь всё не так предсказуемо. 

Кадр из фильма «Ведьма» ©A24
Кадр из фильма «Ведьма» ©A24

Связывает новые хорроры то, что снимают их синефилы-интеллектуалы. И практически после каждого подобного фильма его автора объявляют провидцем: так было с Джорданом Пилом, когда он выпустил «Прочь», с Робертом Эггерсом после «Ведьмы», с Дэвидом Робертом Митчеллом после «Оно» и с Ари Астером после «Реинкарнации». 

Рассказываем про главные авторские хорроры, вышедшие за последний год, и пытаемся усмотреть в них общие черты.

Маяк, реж. Роберт Эггерс

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

«Маяк» — вторая работа Роберта Эггерса. С его дебютом — фильмом «Ведьма» 2015 года — произошло удивительное: он понравился решительно всем. Им восторгались кинокритики от таблоидных до высоколобых. Он хорошо прошел в прокате. Взял приз за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс». Напугал даже Стивена Кинга. 

За второй фильм Эггерс взялся в тандеме с тем же оператором — Джарином Блашке. Действие здесь опять происходит в Новой Англии, но на столетие позже (в «Ведьме» это был XVII век) и разворачивается на одиноком маяке, который отстроили специально для фильма где-то в канадских скалах. В кадре, не считая русалок, всего два персонажа: бывалый храмой Том и новенький Эфраим, мальчик для битья, который будет драить полы, кидать уголь в печь, но права подняться на маяк не получит. До поры до времени.

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

Работая над фильмом, Эггерс увлекся не столько воссозданием эпохи, как было с «Ведьмой», сколько собственной любовью к кино. Его лента снята на пленку со старомодным почти квадратным форматом кадра, свойственным концу 1920-х годов. Эггерс давно говорил о своей любви к немецкому экспрессионизму и о том, что хочет снять ремейк «Носферату» Фридриха Мурнау. В «Маяке» он использует как раз эту, столь близкую ему стилистику, хоть и переносит ее на другой континент. Он бесконечно цитирует любимых авторов от того же Мурнау до Кубрика и пытается создать не слепок действительности, а, скорее, художественное произведение того времени. Восхитившие всех и каждого диалоги героев про моржовый хрен, с одной стороны, прямиком из той эпохи, с другой, больше из мира литературы, чем реальности. 

Но это всё о режиссуре, а не о жанре: и «Маяк» — хоррор именно что авторский. С помощью всех этих смышленных чаек и сексапильных русалок он не стремится напугать, скорее, постепенно сводит с ума. И в этом он тоже близок своим предшественникам из 20-х годов прошлого века: тут нет скримеров, но есть влекущий зрителя ирреальный мир и безумие, мерцающее в свете прожектора.

Смотреть фильм «Маяк»

Малыш Джо, реж. Джессика Хауснер

Ненадолго отвлечемся от молодых американских талантов и стиля ретро на футуризм и Великобританию. 

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

Арт-хоррор «Малыш Джо» в прошлом мае внезапно для многих попал в программу Каннского фестиваля. Фильм рассказывает про разумные растения, которые вывела в лаборатории приятная женщина-биолог. Но не ждите истории в стиле «Дня Триффидов»: цветы не начнут передвигаться и нападать на людей. Они просто воспользуются пыльцой, чтобы подчинить собственных хозяев. 

Стерильная картинка, розовые отсветы от ультрафиолетовых ламп, непроницаемые лица Бена Уишоу и Эмили Бичем. Фильм пытается ответить на актуальные (особенно в текущий момент) вопросы: где грань между здравым смыслом и паникой? Почему превентивные меры так называются — может быть, потому что помогают предотвратить неприятные последствия? 

«Малыш Джо» местами слишком похож на расширенный эпизод «Черного зеркала», но в этом и состоит главная его особенность как представителя жанра хоррора. Холодная футуристичность, живые люди, действующие как роботы, подчиненные чему-то, что сами же изобрели из лучших (и немножко эгоистичных) побуждений. То, что на маленьком экране в коротком формате воспринимается как бульварщина, сугубо развлекательная история, в виде большого кино приобретает жуткое — и немного дидактическое — измерение. 

Смотреть фильм «Малыш Джо»

Оленья кожа, реж. Квентин Дюпье

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

Говоря в этом тексте об «Оленьей коже» французского режиссера и музыканта Квентина Дюпье мы немного лукавим. Дюпье, известный любителям электронной музыки как Mr. Oizo, не изобрел в недавней картине ничего нового. В своих фильмах он уже давно исследует природу вещей, их отношений с владельцами и меняет местами субъект и объект.

«Оленья кожа» — фильм про мужчину, власть над которым захватила куртка. Она хочет остаться единственной курткой на свете, и герой не может ей отказать. Чтобы избавиться от других курток, ему придется заодно уничтожить и их владельцев. 

Это фильм из мира абсурда, который отменно встраивается в разговор об актуальном. Он критикует общество потребления, раздумывает о природе авторского кино и привычных иерархиях. Не только куртка захотела изменить устоявшийся ход вещей, но и ее владелец. Для того, чтобы вторгнуться в доверие к окружающим, он прикинется кем-то другим — а именно, кинорежиссером. Ведь этим ребятам, как известно, дозволено многое. Забавно, что буквально в тот же месяц, что и «Кожа», в прокат выходил ужастик «Маленькое красное платье» — фильм, собственно, о платье, которое подчиняло каждого, кто его наденет. 

Смотреть фильм «Оленья кожа»

Солнцестояние, реж. Ари Астер

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

У Дени (Флоренс Пью) погибла вся семья, и она ужасно боится остаться совсем одна, потеряв еще и бойфренда. Поэтому девушка напрашивается составить парню компанию в студенческой экспедиции в Швецию — на языческий праздник солнцестояния. В планах — отдохнуть и набрать материала для диссертации. Но всё, конечно, пойдет не так, как хотелось. 

Режиссеры Ари Астер и Роберт Эггерс не зря постоянно упоминают друг друга в титрах своих фильмов и ведут совместный подкаст: Астер, как и Эггерс, прославился на весь мир после премьеры дебютной картины на «Сандэнсе», а затем вызвал не меньший ажиотаж второй работой. Но если Эггерс уходит в синефилию и формализм, то Астеру ближе психоанализ. 

Подчиняй и властвуй: о чем снимают новые хорроры

Он отказывается от классического наполнения хоррора: действие здесь разворачивается в светлом и ярком пространстве, а ночь практически не наступает, — солнцестояние же. Нет никакой темноты — но менее страшно не становится. Через этот солнечный свет и близость к земле Астер поднимает и разговор о природе. Современный человек чувствует себя безопаснее, находясь вдали от нее, а что будет, если слиться с природой снова? Примет ли она блудного сына, и если да, то чем это для него обернется? 

При том, что в «Солнцестоянии» достаточно много боди-хоррора, Астер следует правилам медленного фильма ужасов (slow-burning). Страшно будет не столько из-за трупов, сколько из-за постоянного ожидания, неврозов героев и языческих ритуалов, которым для героини не будет конца даже после титров. И только зрителю решать, хорошо это или плохо.

Смотреть фильм «Солнцестояние»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дано: Дан текстовый файл, каждая строка которого содержит вещественное число. Это число может быть как целым, так и дробным. Написать программу, формирующую другой тестовый файл, который будет содержать, отсортированные по возрастанию, только ...
       Какую роль играет информационная война сегодня не надо никому объяснять. Западные средства массовой информации уже хорошо набили руку в деле дезинформации населения своих стран и формирования у него негативного отношения к России. В ход пускается все, что лежит под рукой, а ...
Забавно, что любители истории и политики всех мастей - и "либералы", и "патриоты", и "демократы", и все-все-все НЕ сомневаются в том, что СССР и РФ - государства суверенные. Гипотезу "криптоколониальности" разделяют маргинальные одиночки (причём, у каждого свои "подгипотезы"). Страшно ...
Брюссельский корреспондент "Радио Свободы" Рикард Йозвяк сообщил в своем микроблоге в Twitter, что под новые санкции попадут девять российских компаний. Кроме того, в черный список ЕС будут внесены еще 19 граждан РФ. Ранее министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, ...
Короткие ролики, истории, прямые трансляции — видеоконтент повсюду. 66% потребителей говорят, что короткое видео — самый привлекательный тип контента. Sprout Social собрал несколько идей для видеоконтента короткого формата: ...