Почитание и глумление - близнецы-братья

В связи с недавним флешмобом, на волне которого от меня вынесло сразу несколько некроильичефилов, феномен Баадера-Майнхоф и майонеза-нах подарили видео каннибальской трапезы. Целая толпа народу закусывала Ильичем в шоколаде. И я лишний раз убедилась: почитание и глумление могут давать сходные плоды. Помните сцену из фильма "Город Зеро", где повар готовит торт в виде головы посетителя и на глазах испуганного клиента его черепушку режут большим и страшным ножом? Это был эталонный черный юмор. А на видео - ни разу не юмор, но вполне себе постмодернистская акция художников Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко. Проходила она в московской галерее "Дар" 30 марта 1998 года и называлась "Ленин в тебе и во мне" или "Мавзолей. Ритуальная модель". Что об этом известно нам, непочтительным наследникам вольницы 90-х?
Отчет о мероприятии: "Торт Ленин" обыгрывал текущие политические реалии: президент РФ Борис Ельцин в это время был настроен на вынос тела Ленина из мавзолея и предание его земле. Решение вопроса готовилось на всех уровнях власти. Коммунисты протестовали.
В центре выставочного зала, декорированного под ритуальный (по стенам были развешаны красные ковровые дорожки), на высоком задрапированном подиуме лежал торт весом 80 кг в виде фигуры Ленина в гробу в натуральную величину (1 м 64 см).
Играла траурная музыка. Милиционер выстраивал посетителей в очередь, как перед настоящим Мавзолеем. Зрители подходили к телу и получали от официантов свой кусок торта на бумажной тарелке.
В обширном, шестистраничном, "теоретическом обосновании" акции, написанном известным арт-критиком Александром Якимовичем, говорилось: "Заканчивается XX век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной позиции. К Ленину больше не применим эпитет "выдающийся" (злодей, гений, политик, учитель и т.д.). Это и составляет основу внутреннего конфликта большинства из нас на пороге III тысячелетия: самая актуальная на протяжении нашей жизни фигура окончательно уходит в сферу истории, искусства и культуры".
Упреждая возможные обвинения, Якимович писал, что данную акцию нельзя воспринимать как акт каннибализма. Напротив, то, что Ленин преподносится, как десерт, он заявлял признаком цивилизованности - чем-то вроде причащения к телу Христову.
В подготовке акции также принимали участие художник Борис Прудников, Светлана Малышева и Юрий Хоровский.
На выставку были приглашены, кроме художников, кураторов и прочих, так же депутаты госдумы и члены правительства; некоторые из них пришли. Всего в акции приняли участие около 200 человек.
Сюжет об поедании Ленина в тот же день показали по НТВ и другим каналам".
После торжества, как предвидел сказочник Евгений Шварц, начались аресты, разбирательства и наказание авторов. Но самое смешное и ужасное сказано в конце: "Сегодня в Москве Торт "Ленин в гробу" в натуральную величину можно заказать в некоторых кондитерских за 1500 у.е".
Так акт почитания (или глумления: как тут отличить, где что?) превратился в коммерческое предприятие. Кстати, сценарий, очень типичный для вирта. Здесь обыкновенного, ничем не примечательного уважения ни днем с огнем, ни ночью с вампиром не сыщешь. Здесь не уважают ни людей, ни науки, ни собеседника, ни друга, ни врага, ни хозяина территории, ни правила, на данной территории принятые. Зато почитания и глума - сколько хочешь. Тебе постоянно норовят то отсосать, то присунуть, а тебе остается только топать ногами и отмахиваться банхаммером. Или, если хочешь, можешь подождать, пока помрешь. Вот тогда тебя обольют фимиамом с елеем, правда, тебе уже будет до фени.
В основе обоих проявлений - почитания и глума - как свидетельствует история и психология, лежат сходные чувства. Племя чинчорро делало из своих усопших мумии, а мясо варило и съедало. Причем мумии повсюду таскало с собой и даже за стол сажало, имитируя активную
А если вспомнить, что и современные старые кладбища сносят регулярно... Города разрастаются, захватывая пригороды, и "освященная земля" требуется для строительства городской инфраструктуры. Я помню место недалеко от дома Боевой Мыши, которое все называли косогором: треть его была укатана в пустырь, на котором впоследствии воздвигли рынок и торговый центр, треть занимала стоянка, а между ними - железные джунгли, некогда бывшие кладбищем.
Бытовал такой обычай в прошлом веке - сажать у могилы близкого человека дерево. Ну и, разумеется, окружать участок оградкой в половину человеческого роста с пиками поверху. За полста-сто лет деревья разрослись так, что корни перекособочили и оградки, и всё, что внутри оградок и под ними. Расстояние между деревьями маленькое, метр-два, конкуренция крон большая, поэтому выжили только самые активные, Ктулху, а не деревья, корни в обхват толщиной, змеятся, душат соседей. Памятники не уцелели, как и могилки с дорожками: всюду скрученное, словно от взрыва, ржавое железо, вымахавшие в подлеске кусты-лианы, вспученная корнями почва, кое-где и кости на поверхность повыкидывало... Хорроры в таких местах снимать, а не уважение предкам оказывать.
Но удивительней всего тот факт, что весь косогор некогда был кладбищем. Его снесли, но почему-то на две трети, а не целиком. Кто был жив и помнил - пришел, получил отеческие гробы и перезахоронил. Останки осиротевших покойников выгребали экскаваторами. Отчего не убрали оставшиеся могилы? А кто ж их знает, эти извивы административной логики. Однажды снесут и мертвый лес со всей его страшной атмосферой.
На фоне таких историй оссуарий со стенами, сложенными из безымянных костей, не так уж плохо смотрится. Да, это не место почитания пращуров, а всего лишь любопытный артефакт, туристов от костниц приходится пинками гонять, чтобы не пытались выковырять "косточку на память" (сама при посещении оссуария такую просьбу слышала - и вроде бы от приличных людей, на вид ни разу не некрофилов).
Если попутно вспомнить, как в Египте активно грабили захоронения, а мумии шли на продажу - вывод один: нет у человека возможности спокойно лежать в земле вечно. Либо археологи тебя отыщут, либо диггеры. Первое, конечно, предпочтительней - станешь ты после смерти своего рода Моной Лизой исторической науки, выставят тебя в музее и станут поддерживать вокруг твоих останков оптимальную температуру. Ну или послужишь развитию туризма, поскольку интерес человечества к мумиям не угасает.
Тот, кто предпочел, чтобы его сожгли, а прах развеяли над морем-горами-пустыней, конечно, свой вклад в историческую науку уже не внесет, но хотя бы не превратится в склад безымянных костей, выбеленных временем. При семимиллиардном населении захоронение в земле или в склепе неизбежно превратится в роскошь не меньшую, чем собственная фазенда при жизни. Глядишь, появятся услуги вроде "Проплати двести лет мирного лежания в гробу - и спи спокойно, дорогой товарищ!" Уже сейчас за пребывание в земле престижного кладбища нужно платить и потомки усопшего платят, пока денег хватает. Так что пышные похороны и упокоение на каком-нибудь Пер-Лашез, среди миллиона шикарно упокоившихся, из одноразового акта превращаются в долгосрочную аренду. Только те могилы, которые делают свой собственный туристский бизнес, не будут потревожены. Бизнес есть бизнес.
Вне коммерческого использования остается лишь три варианта: уважение, почитание и глум. Уважение, как наиболее стабильное и наименее обременительное, казалось бы, должно превалировать. Ан нет, уважение - это слишком скучно, никакого тебе драйва на волне идолопоклонства и вандализма, никаких американских/русских эмоциональных горок. Неудивительно, что Сеть никого не уважает, но почитает и глумится исправно. Это называется рейтинг.
Порно бывает про все, рейтинг бывает про все.
Если учесть, как быстро меняется информационная и социальная среда... Прямо на глазах становится агрессивней. За семь лет в соцсетях я заметила, что люди изрядно разучились уважать не только каких-то абстрактных, порой не знакомых им ни единым свершением "авторитетов", но даже тех, кто это заслужил - у них на глазах, а не в идеологически-картонной шелухе "в стародавние времена". Современный мир предлагает на выбор почитание и глум. И куда ни приди, везде эти два режима сменяют друг друга по синусоиде.
Наверное, потому рано или поздно даже очень успешные блогеры закрывают свои журналы, машут ручкой премногим тысячам своих читателей и почитателей - и уходят в реал, даже не оставляя за собой ресурс в режиме "ноу комментс". Мы сами их вынуждаем, катая на горках почитания-глума-обожания-обсирания. Это похоже на скачок давления, на контрастный душ и штормовую качку: несколько секунд бодрит, потом хочется спать, через некоторое время начинает тошнить, а по прошествии долгого срока хочется умереть, лишь бы это прекратить. И тот, у кого блог - полная чаша, вдруг выпиливается во цвете лет, утомленный неуважительным почитанием.
А где его взять, уважение-то, когда вполне рядовое понятие "достоинство" старательно замазывают граффити "ЧСВ", грамотность величают чрезмерно серьезным отношением к "просто развлечению", нормой общения считают дебильное щебетание или обещание вынести косточку? И все это делают не какие-то злые орки, а мы с вами - кто в активе, кто в пассиве.
|
</> |