Почему я не верю в новую пенсионную реформу, новую формулу, и брожение мыслей Минтруда.
Сообщество «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛЕНТА ДРУЗЕЙ: от слов к делам» — 31.08.2013Система пенсионного обеспечения уперлась в тупик. Она концептуально не соответствует современным социально-экономическим процессам и об этом стоит поговорить открыто.
Сложившуюся систему пенсионного обеспечения (и не только в России) ломает два устойчивых процесса: 1) рост продолжительности жизни; 2) сокращение числа работников за счет явного либо скрытого сокращения рабочих мест.
Рост продолжительности жизни это «неубиваемый» тренд. Конечно, он будет сильно замедлен по сравнению с темпами прошлого века, но остановить, а тем более повернуть вспять этот процесс нельзя. Поэтому число пожилых людей будет увеличиваться. Хочу отметить ещё один момент. Размер расходов на обеспечение пожилым людям достойной жизни будет увеличиваться с приближением их к глубокой старости.
Бремя пенсионного обеспечения несут не просто люди трудоспособного возраста, а реальные работники, которые трудятся на реальных рабочих местах. Явное либо скрытое сокращение рабочих мест не просто увидеть, хотя не трудно понять. Это объясняется высокими темпами роста производительности труда и появлением новых технологий, которые замещают человеческий труд, в том числе и интеллектуальный. Это так же «неубиваемый» тренд. Не удивлюсь, если в ближайшие годы дети будут спрашивать, что означает слово «сисадмин», так же, как сейчас спрашивают про «пейджер».
Статистический показатель по уровню безработицы сокращение рабочих мест не показывает, поскольку не различает полную и частичную занятость. Если работника потеснить с занимаемой ставки на пол-ставки, а на вторую половину принять безработного, то количество занятых увеличится, число безработных сократиться, но размер производимого на данном рабочем месте продукта не возрастет, Соответственно не возрастет и размер отчисляемых налогов, социальных платежей, в том числе и в пенсионные фонды. То есть систему наполняет деньгами функционирующее рабочее место, а не количество людей, которые на нем зарабатывают себе на хлеб.
А теперь представьте себе, что это рабочее место худеет и скукоживается за счет снижения трудового участия человека в производстве продукта в «натуре». Это хорошо демонстрирует повсеместное снижение нормативной и фактической продолжительности рабочего времени. В среднем, за последние 100 лет продолжительность рабочей недели сократилась в полтора раза (50 часов в 1909г; 35 часов в 1998). Существуют оценки, что для нынешнего объема производства материалов, товаров и услуг необходимой и достаточной является продолжительность рабочей недели в 22 часа. А это означает, что уже сейчас, одно из трех рабочих мест, с продолжительностью рабочей недели в 35 часов, становится лишним.
Поэтому при решении пенсионной проблемы не стоит уповать на демографию. Можно нарожать много детей. Это 100% значит, что через 60-70 лет в стране будет много пенсионеров. Но кто может гарантировать этим детям, что к трудоспособному возрасту им будут доступны рабочие места.
Не стоит уповать на семейный вариант обеспечения детьми пенсиона своим престарелым родителям. Дело в то том, что это всего лишь солидарный принцип пенсионного обеспечения внутри одного «клана», поэтому он так же нереализуем. Да, и сомнительно, что на пособие по безработице дети смогут обеспечить достойную старость своим близким.
Это была прелюдия, а теперь коротко: Почему я не верю в новую пенсионную реформу, новую формулу, и брожение мыслей Минтруда.
1) 2) 3)
А Вы как думаете?