Почему я не написал рецензию на фильм Михалкова?..

топ 100 блогов Виктор Мурзин15.05.2011 Теги: Михалков Котова

Нешуточная перепалка развернулась в Гайдпарке по поводу завершающего трилогию "Утомленное солнце" фильма "Цитадель" (режиссер Никита Махалков). Кажется, зачем так нервничать? Взрослые люди оскорбляют друг друга из-за кинофильма, из-за иллюзии. Ведь художественный фильм - это почти всегда вымысел, даже если он пытается восстановить действительные события. Ведь как было на самом деле, знает только непосредственный участник событий! Что, как бы не приближалось кино к жизни, оно остается на кинопленке, на экране, на диске, остается вещью в себе.

Но не тут-то было! Если кино по воле мага-художника и его верных талантливых помощников начинает излучать энергию и воздействовать на зрителя, на весь спектр его чувств, то с ним уже нельзя обращаться как с вещью, оно становится частью текущей жизни и через него, как через магический кристалл, отражаемся все мы, со всеми нашими достоинствами и недостатками. И тогда мы говорим: это произведение - чудо искусства. И тогда вокруг этого чуда происходят ожесточенные споры, переходящие в "религиозные" войны.

В выходные дни я посмотрел фильм Никиты Михалкова "Цитадель". Поучаствовал в обсуждении многих куцых статей, посвященных этому фильму. Наконец, решил написать сам отзыв, потому что, просматривая фильмографию Никиты Сергеевича, пришел к выводу, что это пока лучшее, что он сделал в своем творчестве, что это его вершина как режиссера.

Но написать мне рецензию не пришлось. Слишком долго раскачивался. И написал её, как бы мою рецензию, то есть то, как я видел и переживал, другой человек. Сергей Шелехов. И назвал он её "Метафизикой нации". Спасибо ему за это.

ал молчал. Он просто молчал… На экране шли титры, грохотали, уходящие на Берлин советские танки, ошеломляющая музыка Эдуарда Артемьева… Зал молчал… Мой сосед по ряду и товарищ по кинематографическому цеху наклонил голову, опустил глаза… Обернувшись, наталкиваюсь на вопросительный взгляд женщины… Слезы проложили свои влажные пути по ее щекам… Еще глаза, еще … Сотни глаз переполненных непонятной объединяющей силой… Огромный зал, спустя три часа экранного времени, непостижимым образом, стал частью нации – нации русских людей.

3 мая, на Радоницу, в день, когда все православные христиане поминают своих усопших, Никита Михалков выпустил в нашу жизнь вторую часть дилогии «Предстояние: «Цитадель»…

Что-то происходит в стране?! Прошлым летом – горели леса, горели русские деревни, страна, объединенная полузабытым «мы – народ», лазала по шкафам и кладовкам, собирала самое необходимое погорельцам.., чиновники выбрасывали собранное людьми на помойку… На экранах телевизоров шла другая, кем-то навязываемая нам жизнь: пели, кривлялись, травили анекдоты… Ничего не произошло… На скулах премьера Путина, стоявшего на очередном пепелище, нервно двигались желваки… Потемневшие глаза открыто и сосредоточено смотрели и в телекамеры, и в глаза людям…

В декабре на ленинградском шоссе убили русского парня Егора Свиридова. Потом - Манежная площадь… И ничего не произошло… Кто-то, вновь, вовремя подсуетившись, грамотно направил вскипевшее «мы» в русло межнациональной ненависти и … драки…

Но в зрительном зале «Цитадели», после фильма, под гром аплодисментов, на моих глазах, вновь рождалась наша нация… Из разрозненных желаний отдельных граждан, пришедших в этот зрительный зал, та самая пассионарность, выпущенная на русские просторы птицей счастья по прихоти гения Льва Гумилева, на глазах у всех обретала неудержимую мощь идеи национального единения…

«Он искушаем был не как Бог, потому что Бог не искушается злом, а как человек». (Соборное послание святого Апостола Иакова)

Синяя фуражка Арсентьева мелькает в траншее среди штрафников. Испуганные глаза… Котова. Так построить кадр дорогого стоит, а сыграть… Здесь, на пятачке войны, у передовой, Предательство, Ложь, сокрушающая и необоримая Фарисейская сила, в последнем прыжке и натиске настигает душу бывшего комдива Котова… Хорошо натренированная смертью машинка… сбой, отказ… И эфемерная субстанция, душа, эта невидимая, но вечно живая душа человеческая бросает Котова на бруствер и гонит под смертельный свинцовый ливень… И та же неведомая, непознанная сила возвращает Арсентьева и Котова с того света… Метафизика жизни смотрит в твои глаза…

И уже берег, и белый песок под колесами «виллиса»… Жалкий, беспомощный, в наручниках, Котов… Река медленно несет свои тихие воды… Ключ… На шее Арсентьева висит ключ… Как ключ искупления, как, вдруг, православный крест… Или мгновенное твое наваждение… И трижды окунается с головой Митя в целебную воду… Все. Час настал. Миг пришел. Пошли… Вот сейчас котовская истерзанная душа скинет одежды грешного тела, освободится, и… канет без возврата… после исповеди… И березка, и монашек молоденький, чью головушку снесла когда-то шашка комдива Котова… Русский человек всегда – русский человек, даже если уже слишком поздно. Господи, почему мы такие!

Никита Михалков – драматург?! Да, Никита Михалков - гениальный русский драматург. Зная почти наизусть сотни пьес, читая сотни сценариев, такой пружины, такого накала, не встречал… «Цитадель» - наше национальное, объединяющее нас кино.

Создать такое кино может только русский человек…

Арсентьев возит с собой по фронтам ту самую, из «Предстояния», запечатанную на замок полевую сумку. Что там? Приказ о пересмотре дела… О расстреле Котова… О…

Кувалда крушит котовские пальцы, и алая кровь, и нечеловеческий крик, и рвущая боль… Ерунда, все это чушь… Русский человек это пройдет. Ему это не страшно… Страшно, когда… душу твою… Когда душу нашу…

Арсентьев ведь за душой котовской приехал, за душой… Эй, Котов, ну что комдив, помнишь, как бумажки расстрельные на нее, на свою любимую, на Марусю подписывал, помнишь?! Так вот, знает она все, читала, я сам ей показывал…

Вжик… Ах!.. Душенька, моя душенька, получай…

И фамилию она мою носила, и в постели со мной спала…

Вжик… Ах!.. Душенька моя, получай… За монашка того молоденького, за погибель веры православной…

Ну, комдив, что молчишь?! Герой, красный командир Котов, в профиль и анфас, твою мать, орденоносец, что скажешь?

И заряженный «ТТ» в ладонь, - На, бери…

Господи, упаси душу раба твоего, Сергия! И непостижимым образом, не объяснимым, не поддающимся никакой, ни греческой, ни западной, никакой логике Котов… не стреляет в своего искусителя и предателя… Кто так может поступить? - Русский человек.

А теперь мысленный флэш-бэк еще раз: вот Арсентьев нагой идет по белому песку, вот окунается с головой в воду, вот надевает все чистое, вот возвращается, вот протягивает Котову зараженный пистолет, стоп: Митя ведь к смерти готовился…

Философия Режиссера, его миропонимание, заставляет нас, обыкновенных зрителей вставать на духовные цыпочки, дотягиваться до виртуозно изложенных им смыслов: в русском человеке код Божьих заповедей срабатывает онтологически, на генетическом уровне его прапамяти. Так говорил Иван Бунин… Так говорит Никита Михалков…

Финал сцены абсолютно точен – камера глазами Котова медленно сканирует раскрытый планшет с золотыми генеральскими погонами и котовскими орденами… Бог поругаем не бывает!

В какой системе координат можно оценить режиссерский дар? Много лет назад мы запоем смотрели Бергмана, потом Феллини… Нам это было чрезвычайно интересно. Мы пытались понять, освоить их миропонимание, выстраиваемые ими, непонятные нам логические и ассоциативные связи… Мы пытались понять, что помимо человеческой воли есть воля Высшего порядка благая и совершенная. Если это знает художник – рождается искусство! Если это знает кинорежиссер – рождается великое кино!

Арсентьев везет генерала Котова в Москву… Виллис катится по фронтовой раздолбанной дороге. Дождь… Дворники на лобовом стекле туда-сюда, туда-сюда… Завершается еще один котовский, фаустовский круг… Машина приостанавливается… Дождь шелестит… Полуторка застрявшая рядом в глубокой колее. Туда-сюда, туда-сюда… Колонна пленных, смертельно уставших от войны немецких солдат… Замешательство… И уже, и русские и немцы по колено в грязи толкают эту полуторку… Туда-сюда, туда-сюда… Гениальная камера приближает картинку и мы видим, что солдаты… спят. Стоя спят, и раскачиваются с этим грузовичком, туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда… И камера поднимается медленно, и открывается бескрайняя панорама русского поля, и дальнего неохватного леса, и бесконечно-высокого неба… И чувствую, как трудно стало вздохнуть, и набухают влагой глаза… и вспоминаю, что впервые испытал такое в Италии, в Вероне, в маленьком кинозале… тогда я впервые смотрел Феллини…

Котов, тот самый, униженный, стертый в пыль, Фауст в рваном тельнике, бегущий по смертельным кругам апокалипсиса великой войны… Чудо… Метафизика… Он в новой генеральской шинели, в золоте погон…

Утомлённое солнце…

И вновь лето, словно и нет войны, и все та же подмосковная дача, те же лица, тот же рояль… Только всюду пыль… За сотни километров отсюда огонь, кровь, смерть…Сюда только пыль долетает… Метафора, аллюзия, мелькнувшая мысль… Это надо просто увидеть…

Нежно с морем прощалось…

В пальцах Котова резиновая игрушка: белый аист – птица счастья… со свистком… Фьють, фьють… Плачущий ребенок… Маруся… Нет, нет, генерал Котов, ничего уже не вернуть, ничего… Здесь все устроилось по-своему прекрасно… Мир разделился, разъехался, распался… Вы – там, а мы – здесь… Как же отчаянно, до какого внутреннего безумного крика… До какой чудовищной, непереносимой боли… Прекрасно… Ничего не вернуть!

В этот час ты призналась, что нет любви…

Сцена на даче словно вшита в ткань фильма талантливой рукой самого Чехова… Последнее испытание, последнее искушение, последняя остановка… Это так страшно и так великолепно… Это эстетический шок! На этой солнечной чеховской, вишневосадовской веранде выстрелили из всего оружия мира в душу русского человека… и он должен умереть? Кто должен умереть?!

Никита Михалков делает потрясающую вещь! Котов мчится на станцию. Он наглухо застегнут. Он собран и взведен, как часовая пружина. Уходящий поезд. Удаляющееся женское лицо в вагонном окне. Все. Отстучала по рельсовому стыку последняя колесная пара. И смолкло. Только солнце. Наглый взгляд бандита за синими очками. Обворожительная котовская улыбка. Стремительный, как свист пули, удар. И крошево синего стекла в крови и соплях на асфальте… Девочка маленькая, солнечная, как этот день… Тебя как зовут? – Василиса… Василиса, почему Василиса? Ни Катя, ни Маша, ни Надя, наконец… Ведь здесь благодарный зритель должен пустить слезу: Ах, он вспоминает о дочери… Василиса – маленький нюанс, мельчайший режиссерский штрих, но… Но в замечательном и мудром кино, как и в гениальной книге, не бывает мелочей! Корневое русское прокалывает бытие иголочкой национальной памяти: Василиса, она же из детства каждого русского человека, она же мудрость народа, она же Премудрая! И в кадр врывается свадьба... Настоящая, будто уже послевоенная, свадьба. Безногий фронтовик-солдат женится! Безногий русский солдат женится на симпатичной русской девчонке. Горько! Стрекочут полевыми кузнечиками подшипники под его тележкой… Толпа, карусель родных лиц, крепких дружеских рук, что поднимают обрубленное его тело над головами. И жар, и страсть, и неуемная радость… инвалида… И абсолютный русский парадокс и загадка для тех, кто пытается нас понять… Нет, нет, и нет… Никакой он не инвалид! Он здоровый, полный жизни русский парень. Он – победитель! И над немцем, и над собой, и над этим миром. И не только он, этот солдатик счастливый, на экране вдруг проявляется вся страна, вся Россия… И Котов в этой бесшабашной, веселой карусели, и уже часть, и уже неотъемлемая, нераздельная часть. Ух… И дух захватывает, от удали, от ухарства нашего, от не убиваемой жажды, жить, любить русскую женщину, русскую землю, синиц, кукушек, воробьев, всех птиц небесных, и деревья, и поля, и реки, и небо наше синее-синее… И, вдруг, камера тихо так отъезжает и втискивает весь этот необъятный разгулявшийся мир в черную коробку салона довоенного «паккарда»… Все.

Кто это придумал, не знаю. На площадке всегда только один главный… Феллини конечно великий Мастер, но видимо, пришло время для новой любви…

На этой сцене мне захотелось встать со своего мягкого кресла из 21-го века, встать, потому что я ощутил, как внутри меня, где-то глубоко, где живут мои комплексы, правила и нормы, прорывом в настоящее политкорректное, бл…, демократическое время рвануло мое собственное и частное чувство русскости, нации, народа…

Вот так, последовательно разбираешь по пружинкам, по винтикам, гениальный фильм, а сам думаешь: а для чего ты это делаешь? Умность свою показать? Лесенку к «громадью» Михалкова выстроить? Нет, все правильно. В каждом из нас срабатывает инстинкт соборности… Это генетическая парадигма русского человека: знаешь сам, - передай другому… Поделись, объясни, и как в 1612 – на Москву… Фильм – есть, этот разбор – есть, ... Ну?! Пассионарность – величайшая штука…

Но вернемся в 42 год… До открытия второго фронта еще два года… Мне так кажется, только кажется… Ведь никто не обратил внимания, что у Михалкова война есть, но в ней нет ни номеров воинских частей, ни географических названий, ни дат… Все, что снято о войне до него было конкретно и точно. То, что снял о войне Михалков – много точнее, но точнее в масштабах Войны, всей нашей войны. Его фильм о всех фронтах, и о всех наших солдатах. О каждом из них, доживших и не доживших, но победивших! Господи, помяни во Царствии Твоем души погибших во славу отечества раб твоих…

Сталин в темноте своего кабинета. Напротив – Котов. Полусвет, полуцвет, шелест сталинских слов, мелькнувшие белки сталинских глаз… Невольно вслушиваешься и вдумываешься… И вместе с Котовым ничего не понимаешь?! О чем говорит Сталин? О том, что Котов зарубил монахов в Бежецке? Знаем, уже знаем… О том, что Котов в Керчи затопил баржи с царскими офицерами?! Во, как?! О том, что в Тамбове удушил газом восставших крестьян?! Уже не волнует… Уже все это пустое, уже пройденное… Все, что мы еще не знаем о Котове никакого значения уже не имеет… Ты уже сам внутри этого человека и генерала Котова… Да, всякое было, все уже было… Но ты – Я - Котов русский человек, бесконечно преданный своему народу, вмещающий в себе весь свой народ, и готов жизнь за него положить без остатка и надежды, что кто-то кроме тебя и вместо тебя это сможет сделать… Сталин всего лишь говорит, то, о чем ты уже знаешь… Никто, кроме Котова этого не сделает. Чудовищно, но Сталин говорит о заклании 15-ти тысяч жизней советских людей, а ты слышишь ушами Котова совсем другое… Как это удается сделать Режиссеру я не понимаю, но это так… И думаешь мыслями Котова…15 тысяч жизней, судеб, семей… 15 тысяч… И ты уже все решил, и по-другому уже не будет.

Филигранный перфекционизм построения кадра завораживает, втягивает, всасывает… Этот разговор Сталина и Котова за чаем. Сталин своей рукой подливает чай в стакан Котова… Страшная и явная связь… Но в сцене само собой рождается антидот, противоядие, и сталинским словам, и сталинским мыслям… Котов уже не поступит по-другому… Никогда…

Логика фильма Михалкова безукоризненна по выстроенности своей необъяснимой и непонятной амплитуды. Как это у него получается – не знаю. Знаю одно: когда воспринимаешь фильм на чувственном уровне – никакого 3-D уже не нужно. Все эти фокусы - для аттракциона. А аттракцион, и подлинно русское кино – почти несовместимы. Мне так кажется…

Еще не посмотрев финал, не дойдя до него, каким-то странным, метафизическим провидением, я его знал… Траншеи нашпигованные безоружными людьми, несокрушимая цитадель на холме… Режиссеру удалось создать потрясающий образ… Словно накручиваемые на немыслимый чудовищный барабан тысячи, миллионы, парсеки пространств… энергии… Непознанной энергии… Ее сжатие… и ее высвобождение…

Странная ассоциация…

И Котов спокойно и просто, как и может только происходить необъяснимое, оказывается на бруствере… Не взлетает, не вспрыгивает, это очень важно, чтобы понять, как это происходит, он вкарабкивается на это бруствер… и почему-то вспыхивает в мозгу Иерусалим, белый песчаник под ногами… и идет. Идет навстречу Цитадели. И все, что происходит дальше можно понять только тому, кто не верит в случайности… А, Котов в случайности не верит! Прославленный рубака-комдив, невольный палач и верный партиец, низвергнутый со всех пьедесталов своего лукавого величия, пройдя круги ада и тюремного, и фронтового, и личного – очищен! И под кожей генеральского реглана… белые одежды… И Котов легко идет посуху, и по озеру, как посуху идет… он просто идет… И великий этот шаг, и великий этот путь, и великий этот пример поднимает и майора Лунина (потрясающая точность поведения артиста Маковецкого), и спасенного от расстрела Котовым капитана, и еще одного, и еще, и еще… и всех… А дальше… Дальше надо просто смотреть фильм Никиты Михалкова «Предстояние - Цитадель»… И тогда понимаешь, почему мы, и татары, и украинцы, и белорусы, и дагестанцы, и евреи, и якуты - русский народ, выиграли войну. Почему мы до сих пор живы! Почему до сих пор мы – это Мы!"

Оставить комментарий

Посты по теме:
"Михалков сошел с ума, - такой вывод сделал мой друг после просмотра "УС-2: Цитадель". - Он приписал советской власти то, что она, безусловно, кровожадная и жестокая, не могла даже и придумать. Чтобы Сталин погнал в бой ...
Реформе образования не уделяют столько внимания в газетах и на телеканалах, как михалковской мигалке. Понятно. С министрами связываться опасно. Михалков не министр. При этом личность яркая, сильная, но не опасная. ...
Увидев-услышав чьи-то положительные отзывы, сегодня утром пытался посмотреть фильм Н.Михалкова "Цитадель". УшеЛ, отплевываясь, через полчаса. Такого лет 20 со мной не было. Даже фильмы "не очень" можно было высидеть до ...
На премьере «Утомленные солнцем-2. Цитадель» обсуждали не только фильм, но и беременность Надежды Михалковой [фото и видео]
Мегаэфир: Никита Михалков и МУЗЫ. О синих мигалках, налоге на пустые DVD-диски, строительстве гостиницы в Козихинском переулке, кассовом провале "Утомленных ...
Вышедшая недавно Цитадель Михалкова снова всколыхнула волну говна в интернетах по поводу творческих «успехов» режиссера. Думаю многие знают, что.
Slon.ru – Как Никита Михалков в двух войнах победил Вместо патриотического блокбастера Михалков показал нам киносказку, где его герой не терпит поражений и вообще вечно живой.
Архив записей в блогах:
       Сегодня заметно похолодало. + 2 утром не укладывается в образ нынешнего московского сентября. Однако, небо по-прежнему безоблачно, и солнце ...
Эта тема всегда вызывала у меня тягучий интерес. Ну, помните сюжет: девушке (реже юноше или любому взрослому) сказали — делай, что хочешь, только дверь не открывай. Или коробочку. Не думай о белой обезьяне, человек. Ну и... понеслось.  Зачем открывать? Всё же есть. Всего ...
А теперь сядь поудобнее и представь себе, что тебя попросили помочь магазину. Да не простому, а салону цветов. Вот он: Можно значительно увеличить изображение. Запрос прост и популярен в реальной жизни (90% запросов от малого бизнеса):  ...
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ОДНОЙ СТРОКОЙ. ОБНОВЛЯЕТСЯ. UPD Штурмов взята Ивано-Франковская обл администрация В Киеве матери задержанных активистов вышли к Беркуту, призывая к миру Львовские регионалы требуют перевыборов Президента Суд амнистировал 2 активистов Евромайдана. В Луцке ...
Специальная акция для бизнес -организаций, проводимая интернет-супермаркетом ПО Softkey и корпорацией Microsoft , подходит к концу. Только по 1 ноября 2010 года включительно компании имеют возможность перейти на Windows 7 на выгодных условиях: все ...
  • A_07472e93_normal
    beckoff: Никита Михалков опять облажался...

  • Twitter-48x48_normal
    c_media: Папарацци: НИКИТА МИХАЛКОВ УНИЗИЛ ОДНОКЛАССНИЦУ http://bit.ly/lOZw2V

  • Default_profile_3_normal
    krdr_ua: RT @voland14: - Мам, вон смотри там Никита Михалков! - Нет, сынок это собачка накакала

  • Cimg459_normal
    metdim: Михалков такой Михалков :)

  • Flake__normal14214999_normal
    Cionit: @uncle_alik вполне возможно. Просто это не михалков с его утомленными солнцем.

  • Untitled-12mms_normal
    JustySmile: RT @nethatemachine - Мам, вон смотри там Никита Михалков! - Нет, сынок это собачка накакала

  • 1234556_normal
    lazycatze: Михалков такой мудак! http://t.co/a2mcsfc

  • Teplok_normal
    AntonChupilko: А похожи то как... Мошенника выдало Марокко и Михалков ответит на вопросы вместе: http://twitpic.com/4xwmfp

  • 5_normal
    zaytipea: Медведев тоже такой походу )) RT @perlapils Михалков: «Интернетом в России пользуются ущербные люди»

  • Nefertiti_normal
    varlamof: новое Обновления к поисковому запросу "никита михалков" - К запросу "никита михалков" добавлено описание страниц http://ht.ly/1cFCTv

  • ___________2011-04-06___17
    starzev: Михалков в каждом видео оправдывается перед блоггерами, но корону снимать отказывается...

  • Untitled-1_normal
    sluza2: Никита Михалков "пробил на ха-ха" ведущих "Дождя" http://j.mp/k6gEbS

  • Image_normal
    Dyakovych: России, наверное, уже некого посылать... В следующем году поедут Михалков с Безруковым! Будут романсы петь!))

  • Eepfxfwfptoett_normal
    Ray_insane: Даже михалков начинает видеообращения словами "всем привет".

  • X_9789d94e_normal
    Smonishe: Ирландским голубкам надо было орать со сцены "Адвокаааат!" Россия бы 12 точно поставила. Причем озвучивал бы Михалков... из цитадели