Почему "Властелину колец" никогда не стать прежним - 2
alfare — 15.05.2021 Я уже писал когда-то о том, что бесполезно причитать над тем, что главная книга Толкина уже больше не будет воспринята такой, какой она была создана, и какой она была прочитана когда-то миллионами людей. И что нынешние неизбежно будут недоумённо пожимать плечами.В моём выступлении тут есть особенная ирония: я сам последние годы значительно остыл к Толкину - нет, не потому, что увидел в нем слабость, переоценил... Тут вопрос чисто в моей нынешней неспособности воспринимать вообще какую-либо книгу в адекватном качестве. Книга будет адекватной себе лишь в том случае, если читатель способен с её помощью открывать соответствующую дверь, каждая книга - лишь часть того мира, который мы вместе с нею получаем. Книга-то может с нами остаться и дальше, а вот то, что за нею...
Но это к делу не очень относится.
Так вот, довольно давно я хочу дополнить когда-то сказанное (не помню уже, где и что именно я там писал) принципиально важным уточнением. Не только изменившийся "ноосферный фон", вошедшее в кровь нашего познания декоструирование гипертекстов и вотэтовотвсё виновато. Виноваты, в том числе, и "Сильмариллион", и, разумеется, ужасно выстроенный фильм Джексона. И я сейчас покажу, в чём тут дело, именно в таком вот "аксепте".
О том, как именно фильм Джексона портит восприятие мира Толкина, не писал только ленивый, но я сейчас хочу обратить внимание на одну принципиальную вещь, которой, по-моему, придают катастрофически мало значения.
А она переворачивает восприятие с ног на голову, вообще-то.
Самое страшное в кино, (ну, кроме того, что оно, как и вся культура, сейчас расплющено со всех сторон идеологически), в том, что в нём царствует совершенно невыносимый тезис, который все эти "мастера экрана" привыкли ставить выше замысла демиурга. Тезис этот называется: "а вдруг не поймут, надо пожевать".
Джексон начал с того, что пожевал нам эту кашку в прологе в виде тошнотворной пафосной вставки с Сауроном. Тем самым глобально извратив художественный замысел книги, перевернув её с ног на голову.
Независимо от художественных качеств этой ипической битвы.
Потому что нельзя читать "Сильмариллион" до "Властелина колец".
Потому что построение мира в ВК рассчитано на то, что он начинается как абсолютно чистая от эпики история. За порогом маячит "Хоббит", этакая старая, домашняя полусказка, но самая прелесть у тех, кто и "Хоббита"-то прежде не читал. Помните пролог: он как бы намекает нам, что даже и "Хоббита" бы можно прочитать как-нибудь потом... На самом деле, Толки не мог иметь это в виду осознанно, что, мол, дети, не читайте "Хоббита" перед "Властелином Колец"... Не мог, но...
Есть две Радости открывания мира, две огромные и разные радости. Одна - во всеоружии знания. Вторая - в сиянии чистейшего неведения, она подобна свету из Детства. В отличие от первой, вот той, которой упиваются толкиноведы, та, главная и сияющая, случается только раз. И для неё нужен чистый лист. Без всяких этих ваших гипертекстов, Джексонов с его пережёванным "а вдруг не поймут" и даже без "Сильмариллиона". Ещё раз - нельзя. Ещё раз - да, лучше до "Хоббита". "Хоббит" после этого будет воспринят иначе, как именно - не берусь гадать, но важнее-то получить полноценное открытие мира, а не "прочитать тексты в логически верной последовательности".
"Властелин колец", как миросоздающая книга, обладает наибольшим потенциалом и главным приоритетом. Я могу ошибаться, но думаю, что самые яркие миры получили в итоге те, кто впервые вошёл в мир Толкина через ВК. Начинал своё путешествие в Хоббитанию, ничего ещё не зная ни о каких Сауронах. Через тихие, зелёные тропинки. Когда шепот далёкой грозы был ещё подобен шелесту летнего дождя. А вовсе не громыхающей железом и воняющей пафосом поступью Великага Древнева Зла в контрасте с липкой патокой глазок джексоновского фродо.
Самое ужасное: представлять себе ваше непонимание с этим "а чо такова", что вам вначале показали на три минуты, как маршируют Сауроновские полки... Не поймут... Не поймут, как это - в самом начале жизни, в ясельном возрасте знать, что умрут все, что девушки вас не полюбят, что пенсии не будет и дед мороз - это такой пьяный дядька, с которым...
Там ведь спойлер не на сюжетном уровне, сюжет - чёрт бы с ним. Там спойлер на уровне мировосприятия, а это страшно, потому что лишает мир принципиально важной прослойки детства. Смысл которого вовсе не в этих вот глазёнках из рекламы крэма от опрелостей, а в ощущении безграничности мироздания. И едва лишь вы перед чтением книги хоть краем уха где-то прознали про эльфов, Саурона и орков - всё, истинный "Властелин колец" вам не узнать никогда.
А теперь вместо финала.
Знаете, к чему обязывает вас, дорогие товарищи писатели, существование "Властелина колец"?
Не знаете. Я вам скажу.
Оно обязывает вас теперь, отныне и всегда делать каждую новую фэнтезийную книгу так, чтобы читатель забыл о том, что в мирах когда-то были сауроны, эльфы и орки. Для него, для читателя, должна существовать лишь ваша новая безоблачная хоббитания. С безграничным миром солнца, зелени и детства. Любой мир начинается так. Если для вас он начинается с грохота титанов, громождения гор, музыки творения, схваток прометеев и зевсов - всё, вы не демиург. Потому что разборки богов - это изнанка, знать и даже думать о которой читатель не имеет права. До самого того момента, когда он, вместе с миром, вырастет и перешагнёт порог. А до этого мир состоит из зелёных тропинок детства. Мир начинается так. Для читателя. Помните об этом.
|
</> |