Почему в ВС СССР "не взлетело" приготовление пищи от выхлопа двигателей
maxdianov — 25.08.2021 Я уже писал здесь о "сумрачном советском гении" породившем приспособление ПГ-4/Т, когда советская танковая лавина идёт через Фульдский коридор, рвутся ядерные фугасы, ад кромешный, но на каждом танке булькает и готовится сытный обед от выхлопа танкового дизеля, чтобы было чем закусить по случаю взятия Франкфурта-на-Майне https://maxdianov.livejournal.com/56660.htmlНо ведь была разработана целая линейка: ПГ-15, ПГ-8б и ПГ 30. Первые два предназначались для бронетранспортеров на 15 и 8 человек соответственно, а вот ПГ-30 был уже настоящий взводный комплект и монтировался на ЗИЛ-150,164,157,ГАЗ-63,51. Так как я ни разу в глаза не видел всех этих приспособлений и даже от старых преподавателей ничего не слышал по поводу их существования и применения, хотелось бы поразмыслить почему всё это добро скажем так "не взлетело".
Сперва кратко о ПГ-30. На рисунке из Наставления 1964 года мы видим принципиальную схему и состав устройства, но слишком упрощённо. Понятно, что было рассчитано на 30 человек, ёмкость каждого котла с паровыпускным клапаном составляла как раз 30 литров. В состав устройства входило:
- металлический шкаф с теплоизоляцией (каркас из угловой стали, облицованный листовой, изоляция асбест)
- плита (калорифер)
_ два пищеварочных котла
- три ящика.
Шкаф крепился на место запасного колеса, к раме шасси автомобиля, при помощи 4 болтов, приваренных к каркасу шкафа и шпильки запасного колеса. При монтаже разумеется снималось запасное колесо, глушитель отсоединялся от выхлопной трубы, после чего вся система соединялась патрубками заново:"коробка переключения газов (коробка с вращающейся на оси заслонкой-шибером, управляется рычагами - М.Д.) крепится хомутами к выступающему из шкафа фланцу плиты; затем патрубок выхлопной трубы присоединяется к коробке переключения газов и к выхлопной трубе, а затем к входному отверстию глушителя; глушитель хомутом крепится в новом положении (несколько сдвинут назад)."(с) К этому прилагался здоровенный (67,3 кг, 1.2 на 0.73 м) ящик для хранения продовольствия и принадлежностей - 57 буханок хлеба, 30 сутодач концентратов, инвентарь, ящик для дробилки концентратов ( бункер и два валика с шестернёй, на каждом валике 10 фрез, в рабочем положении устанавливается прямо на горловину котла), ещё один ящик для концентратов на 30 сутодач, запасной переносной очаг для приготовления пищи вне шкафа, запасная откидная решётка для разогрева хлеба в зимнее время.
В общем при кажущейся простоте и реализации идеи, всё это хозяйство это тот ещё геморрой доложу я вам, но пойдём дальше. Колесо, как вы понимаете отправлялось в кузов, там же должен был и перевозиться самый большой ящик с продовольствием и инвентарём, плюс очаг и решётка, два других ящика крепились хомутами к шкафу с плитой.
Приготовление пищи. Перед выездом заливалась вода (20 литров в котёл для первого блюда, 12 литров для второго) и бибика весело отправлялась в путь -как пишут "в нормальных условиях движения автомобиля вода закипает примерно через 30-50 минут. А теперь самый цимес. Приспособление оборудовано "сигнальным устройством, показывающим начало закипания воды в котлах". Но это устройство расположено не в кабине водителя, а на самом шкафу - думаю вы догадываетесь уже, что к чему. По закипании воды в котлах автомобили останавливаются, засыпаются измельчённые концентраты при равномерном помешивании (!!!), и снова поехали, но не забыть через 20-25 минут отключить устройство, иначе всё сгорит к хренам. В общем как-то так.
На мой взгляд причин, почему это не прижилось несколько. Первая это то, что в составе подразделения (рота, батальон) применение девайса смысла не имеет: проще использовать прицепную кухню, где тоже можно готовить на ходу, при этом гораздо более качественно. Для малых команд проще выдать сухпай или выдать им малую кухню или переносную плиту. Да и вообще с совершенствованием сухого пайка, проще дать его на 2-3 суток и забыть. Ну и основное - в наставлении подчёркивается, что так как котлы ПГ-30 (и остальных) тонкостенные и не имеют масляной рубашки, любое промедление или недосмотр приводят к мощнейшему пригоранию продукта. Думаю, учитывая вышеописанные манипуляции и отсутствие надёжных контрольных устройств, такое развитие событий было неизбежно и командиры ( и тыловики) предпочитали обходиться без ПГ, чем потом ломать голову, как накормить личный состав и успокоить замполита.
У девайсов для БТР был ещё один огромный минус, который я думаю сразу поставил на них крест. Для монтажа ПГ-8 и 15 требовалось или снять броневую защиту двигателя или делать в ней вырез. Думаю всем ясно, как к этому отнеслись в войсках. На танке такой проблемы не было, наоборот хе хе кагбэ допзащита, но тоже видимо не прижилось, так как там контролировать приготовление пищи было ещё затруднительней.
|
</> |