Почему в нашей музыке семь нот?

топ 100 блогов matveychev_oleg03.11.2023 Первый эксперимент: что такое октава?

Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!

Может быть, это совпадение?

Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!

Значит, не совпадение, а строгая закономерность... Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:

Почему в нашей музыке семь нот?

Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза. Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!

Второй эксперимент: что такое квинта?

Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?

Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.

Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино... Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам! Вот это да!

Почему в нашей музыке семь нот?

И все остальные ноты...

От ноты «ре» (дробь 2/3) отложим квинту вниз, и получим ноту «соль» (дробь 2/3 х 2/3 = 4/9) – только очень низкую. Чтобы вернуть её «на место», поднимем её вверх на октаву с помощью уже привычного умножения на 2, получим 4/9 х 2 = 8/9. Частота ноты «соль» – 391 Гц. А если мы снова (ну, как с квинтами!) перевернём дробь, то есть возьмём не 8/9, а 9/8? Получим 495 герц, то есть ноту «си» первой октавы!

От ноты «соль» (4/9) возьмём ещё квинту вниз и снова поднимем на октаву (получим дробь 16/27) – здравствуйте, перед нами самая настоящая нота «до». Наконец, взяв квинту вниз от «до» и подняв на 2 октавы (дробь 64/81), мы получаем последнюю недостающую ноту – «фа» (348 гц). Смотрите, какая у нас получается таблица:

Почему в нашей музыке семь нот?

Итак, перед нами все «семь звонких нот», «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до», которые образуют так называемый «диатонический звукоряд». Именно эти ноты стали «белыми» клавишами на пианино. Диатонический звукоряд (диатоника) в основном используется в народных инструментах – например, ирландской свистковой флейте (фейджоге, или тинвистле).

Почему в нашей музыке семь нот?

Нужны ещё пять!

Исполняя музыку на различных инструментах, древние музыканты пришли к выводу, что семи нот им всё-таки мало, что в диатоническом звукоряде «чего-то не хватает». Звуковые расстояния между нотами были на слух явно разными: между нотами «до» и «ре» – целый тон. Между нотами «ре» и «ми» – снова целый тон. А вот между нотами «ми» и «фа» – уже не тон, а половина тона! Дальше: «фа-соль» – тон, «соль-ля» – тон, «ля-си» – тон, а вот между «си» и верхней «до» – опять не тон, а только половинка! И тогда музыканты решили «дополнить» диатонический звукоряд дополнительными (по-латыни «альтерированными») звуками, вставив их на те места, где расстояние между «обычными» нотами составляло целый тон:

1) между «до» и «ре»

2) между «ре» и «ми»

3) между «фа» и «соль»

4) между «соль» и «ля»

5) между «ля» и «си»

Как видите, всего получилось пять дополнительных нот, именно они и превратились в чёрные клавиши фортепиано! Вместе с дополнительными нотами (5 нот) диатонический звукоряд (7 нот) превратился в так называемый хроматический (всего 12 нот).

Так чёрные они или белые?

Самые древние клавиатуры для инструментов типа фортепиано (ни пианино, ни роялей в те далёкие времена ещё не было) делали из обычного дерева (даже нелакированного), и никто особо не задумывался, какого цвета они должны быть. Как мастер покрасил – такими они и были, часто их вообще не красили. Однако со временем появилась мода основные клавиши красить в один цвет, а дополнительные – в другой. Причём, что интересно, сперва те клавиши, которые мы называем «белыми» (основные), часто были не белыми, а чёрными! А дополнительные (то есть «чёрные») были, наоборот, белыми! Посмотрите на этот старинный клавесин, построенный в Париже в 1683 году – клавиатура у него раскрашена «шиворот-навыворот»!

Почему в нашей музыке семь нот?

Окончательно привычный нам внешний вид клавиатуры фортепиано утвердился только к началу XIXвека – тогда все мастера стали делать «белые» клавиши белыми, а «чёрные» – чёрными. Однако является ли такая раскраска обязательной, принципиально важной? Вообще говоря, нет. Опытные музыканты играют, совсем не глядя на клавиатуру, так что им, по большому счёту, абсолютно неважно, в какие цвета раскрашены клавиши инструмента. Если кому-то интересно, то пускай будут хоть рыже-зелёно-малиновые! Так что многие фирмы-производители даже сегодня экспериментируют с цветом клавиш для получения большего эффекта на сцене – посмотрите на суперсовременный синтезатор Roland AX-Edge на картинке. У этой модели, как видите, все клавиши – и «чёрные», и «белые» – абсолютно чёрного цвета!

Почему в нашей музыке семь нот?

А вот ещё один ультрасовременный вариант «пианино» – ROLI Seabord Grand. У него не просто все клавиши чёрные, а ещё и образуют единую гладкую игровую поверхность, где вообще нет отдельных клавиш для нажатия! Чудеса, да и только...

Почему в нашей музыке семь нот?


источник



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ой, кажется засиделся я в этом вашем Нью Йорке. Тем более, что наконец наступили холода, а тут ещё и часы перевели на той неделе. Так что осень скоропостижно завершилась, теперь у нас считай зима: холодно, и темнеет после пяти! Так не пойдёт. К счастью, я уже собрался снова улетать, назад ...
Твоя жизнь удалась и ты счастлив если: - беременность твоей мамы прошла без ...
Около офисного здания на крылечке отдела кадров стоят два потенциальных претендента на вакансию. Один спрашивает другого: - Ну что? Не взяли? - Блин, там кадровик натуральный ватник-путиноид. Все шло нормально, я рассказал про KPI на прошлой работе, про свои показатели, про ...
поскольку человеческая фантазия неистощима то будет без опроса - варианты пишите плз сами а вопрос такой по каким именно критериям вы выбираете сервис для обслуживания своего пупсика, железного коня, лапочки - ну или как там в каждом конкретном случае зовут это странное изобретение челове ...
Приказано: "Купить 300 розовых медведей..." У посольства Палестины в Москве возник стихийный мемориал в память о погибших мирных жителях сектора Газа. Посмотрите сколько цветов сегодня у посольства Палестины в Москве! @mayamanna pic.twitter.com/W3RTf6vA0P — Дуся Нюшина (@DNusina) ...