Почему в этом сообществе появился предыдущий пост

ОТ МОДЕРАТОРА
Я глубоко убеждена, что задача литературы - не столько развлекать,
сколько выстраивать мировозрение. Книжки - это то, что вот уже
несколько столетий формирует мораль, ценности, мифы, заблуждения и
убеждения. То есть писатели - это те самые люди, которые задают
тон: что такое хорошо, а что такое плохо, что считать истиной, а
что ложью.
То, что происходит сейчас в русскоязычной культуре, нельзя
игнорировать. Вернее, можно, но тогда речь идет не о писательстве,
а о милом хобби, обращенном внутрь, а не наружу. То есть это не
разговор, не диалог с читателем, а игры с собственным честолюбием
или психологическими проблемами, которые надо как-то
зафиксировать.
Если писатель считает, что ему все равно, что происходит со
свободой слова, болевыми фантомами нации, ее нравственностью и
видением себя в этом мире - ну что ж... его право.
Если писатель предпочитает ничего не видеть и не слышать и
говорить, что его все устраивает и лично у него все прекрасно, -
можно за него только порадоваться. Но пусть он тогда не стонет о
том, что на загнивающем Западе интернет-торговля книжками
развивается невиданными темпами, а в России писатель по определению
не может жить на заработки от Амазона и App Store.
То, что сейчас делает российское правительство, напрямую влияет на
экономику, на покупательскую способность населения, на инвестиции в
новые технологии, на прессу, да вообще на все... Это касается
КАЖДОГО из вас - хотите вы этого или нет. Амазон не придет в Россию
- в этом проекте поставлена точка (по крайней мере на ближайшие
несколько лет). С интернет-торговлей, печатью по требованию по
нормальным ценам и с почтовой доставкой все обстоит очень и очень
грустно. Оно работает, но эффективность и прибыльность этих
механизмов в разы ниже, чем на Западе, и улучшения не будет, потому
что ликующее большинство поддерживает вводимые правительством меры,
а власть абсолютно уверена, что делает "как лучше".
Я уже много раз говорила о том, что поддержка литературы на
государственном уровне - это не гранты своим да нашим, а создание
условий, при которых интроверт-писатель сможет зарабатывать своим
трудом. Так вот - этого не будет. А это означает, что нам всем
придется либо мириться с существующим положением дел, либо что-то
менять.
Более того, если вы политически активный писатель и смеете открыто
говорить о своей точке зрения, велика вероятность, что вас будут
публично травить. Если вас знает не так много народу, то дело
ограничится Интернетом, а если вы известны, как Виктор Шендерович,
то по вам будет лупить тяжелая артиллерия в виде центральных
каналов.
Ничто не ново под луной, и подобная ситуация была уже в истории
России неоднократно. Вспомним ту же "николаевщину" в 19-м веке или
культурную революцию в СССР конца 1920-х годов. Как легко и быстро
было перемолото поколение блистательных писателей и поэтов 1920-х
годов! Кого-то затравили, кого-то лишили возможности печататься, а
кого-то перетянули на свою сторону. Беда в том, что Великая Русская
Литература на этом кончилась - позднее были отдельные всплески, но
была убита сама традиция, школа, приемственность и репутация.
И вот все вернулось на круги своя. Как всегда, все начинается с
малого: в театрах переделывают конец сказки "Чипполино" - чтобы в
ней не было революции, книготорговцы от греха подальше изымают с
полок неугодные книги, а издатели не желают вкладываться в роман о
восстании в Египте и прямо об этого говорят автору: "Сейчас не
время". Речь не идет о приказах сверху - это такая самоцензура,
основанная на "генетическом" страхе перед репрессиями. Точно так же
начинались культурные зачистки при Сталине, Гитлере и Мао, так что
это очень тревожные звоночки.
Никому из писателей не удастся отсидеться в кустах. Вы пишете о
вязании, губной помаде или душевных страданиях непонятых
подростков? Тогда вас съест экономика книгопроизводства. Вы
подниматее социальные и политические темы? Тогда ваша книга даже не
дойдет до печати. А если каким-то чудом дойдет, да еще и наделает
шуму, - Бог вам в помощь. Бдительные граждане тут же кинутся вас
учить, как правильно любить Родину. И идите, доказывайте
"православным активистам", что такое творческое самовыражение и
свобода слова и совести.
Все это было бы легче перенести, если бы совсем рядом, под боком,
не происходили чудеса: оказывается, никому неведомые австралийские
и американские девчонки могут писать смешные рассказы и
РАСПРОДАВАТЬ их миллионными тиражами. Оказывается, в англоязычной
сфере существуют мощнейшие писательские конференции, семинары и
социальные сети с гостевыми блогами и десятками других механизмов,
позволяющих монетизировать литературный труд. А русскоязычные
писатели ото всего этого отрезаны - потому что партия и
правительство решили, что современные технологии, право и бизнес
нам ни к чему.
В такие времена каждый решает за себя, как ему быть. Я лично
собираюсь зарабатывать на детской литературе скомбинированной с
играми для iPad и iPhone, а полученные деньги вложу в перевод и
продвижение исторических романов. Все это крайне сложно
осуществить, потому что языковой и культурный барьер никто не
отменял . Но поливать засыхающую грядку в России просто невыгодно -
эта земля ничего не родит, и все, чего я могу добиться через
интернет - это повышение скачек на бесплатных ресурсах. А жить-то
на что? Поэтому приходится осваивать английскую грядку - и тут без
вариантов.
В прошлом посте была затронута тема эмиграции. Сорри, но я тоже
считаю, что выход из сложившейся ситуации будет крайне болезненным.
И тут ничего не зависит ни от моего мнения, ни от мнения кого бы то
ни было. Речь идет о глобальном историческом потрясении - а это
явление из серии цунами или торнадо: его невозможно ни
предотвратить. Можно либо заранее выстроить надежное убежище, либо
уехать из опасной зоны.
Я считаю, что эмиграция - либо фактическая, либо творческая -- это
единственно возможный вариант развития русской литературы как
явления. Если толковый автор сможет кормить себя литературными
заработками и при этом сохранять свободу творчества, то он рано или
поздно вырастет в значимую величину. А если не сможет, то его
личная литературная ветвь засохнет из-за нехватки питательных
соков. И плодов, увы, не будет.
Можно кричать: "Да все будет хорошо!" Если все будет хорошо, я буду
бесконечно рада. Но так не бывает, чтобы власть, взявшая курс на
завинчивание гаек, вдруг одумалась: "Ой, а чего это мы? А может,
нам не надо дурить-то? Может, мы лучше встанем горой за гражданские
права и свободу предпринимательства?"
Можно ругаться: "Да что ты понимаешь?!" "Да кто тебе дал право
судить?!" Никто. Я просто выражаю свое мнение. Все, что я вижу на
данный момент, указывает на то, что страна, в которой живет 140
миллионов человек, крайне страдает из-за несоответствия
экономического и политического положения своим амбициям. Хочется
быть крутыми и великими, но при этом жить по правилам 40-летней
давности. Возможно ли это? Нет. Значит, придется либо унять амбиции
(что невозможно), либо менять политический курс (чего не желает ни
правительство, ни подавляющее большинство населения). Экономическую
составляющую дела затрагивать не будем, но тут и так все знают, что
происходит при закрытии финансовых рынков вкупе с огромной
расходной частью бюджета. Денег не станет - население взбунтуется,
потому что не в состоянии содержать себя само.
Зачем я все это пишу? Осознавая, что многих мой текст огорчит, а,
возможно, и приведет в ярость... Зная, что мой статус эмигрантки -
это уже верный маркер "враждебной силы"...
Дело в том, что молчание и самоцензура - это состояние войны. Если
люди не озвучивают то, что у них на душе, то они никогда не смогут
не только договориться, но и помочь друг другу. А так уж сложилось,
что мне крайне небезразлична судьба русскоязычной литературы, и мне
очень хочется, чтобы она пережила плохие времена с минимальными
потерями. А для этого надо проговаривать свои опасения, искать пути
выхода и делиться полезной информацией.
|
</> |