Почему у нас так любят кастомизацию?
the_ultimate111 — 16.09.2011 А не задавались ли вы вопросом, почему в холиварах о мобильных ОС так часто поднимается вопрос о "свободе", "кастомизации", "настройке под себя". Не кроется ли ответ на этот вопрос в национальной психологии, выработанной условиями жизни?Давайте возьмем отвлеченный пример - дом или квартира, как пример личного пространства.
Как специалист, я могу вам сказать - в США абсолютное большинство домов и квартир продаются и покупаются в "готовом виде". Это значит, что в доме должны быть сделаны полы, потолки, полностью сделаны ванная комната и туалет (вернее их обычно несколько), спальни. В кухне должен быть установлен комплект бытовой техники соответствующий статусу дома - если это относительно недорогое жилье, то техника скромная. Если дом дорогой, то это роскошный набор всех мыслимых устройств, встроенных в интерьер (поменять можно только с новым ремонтом). В подвале обязательно стиральная машина и сушилка. Без этого набора, ни один риэлтор не выставит недвижимость по приличной цене. При этом должен быть полностью оборудованный "задний двор" и т.д. Это объясняется не ленью американцев, а тем, что им банально некогда - в США принято быть мобильными, спокойно менять города проживания, если этого требует работа. Поэтому семья либо нанимает компанию перевозчика, которая собирает все личные вещи из старого дома и перевозит в новый, либо проделывает эту работу сама, сгружая все в прицеп семейного автомобиля.
Я уверен, что эта концепция была воспроизведена в iOS в свое время. В данном случае, Стив Джобс выступил в качестве хорошего архитектора, который достаточно грамотно спроектировал "личное пространство" в котором учел все на свой вкус и сделал так, чтобы переехать в него было очень легко (не забываем, что iPod уже был очень у многих). Таким образом, он перенес обычный опыт "американского дома", на смартфон и получил необычайный успех в США, который распространился на весь мир.
Чем "русского человека" так неустраивает и коробит такой подход? Вся наша культура, еще очень во много воспроизводит советскую. Сейчас не столько внешне, сколько внутренне. Давайте вспомним, каким уровнем услуг мы пользовались, какого качества товары были? Я не хочу обсуждать, плоха или хороша была советская власть, т.к. это был неизбежный исторический этап, но просто вспомним бытовую сторону советской эпохи. Абсолютное большинство из нас, это урбанизированное население (живущее в городах), получившие свои квартиры от предприятий или организаций на праве социального найма. Говоря бытовым языком, это вроде не собственность, но вроде как и на всю жизнь, а если дети прописаны, то и они потом там будут жить (эдакое классическое русское поместье). Просто так взять и купить квартиру произвольно было нельзя - вернее можно было вступить в кооператив, но квартира была не собственностью вносителя пая, а собственностью кооператива. Таким образом свободной собственности на личное пространство у человека не было, что несет определенный психологический отпечаток.
Какими выдавали квартиры? Обычно это были голые стены, двери, какая-то сантехника, из кухонных принадлежностей порой плита, но не всегда. То есть человек знал, что он должен был все делать своими руками и воспринимал это как должное. Но это не все, где советский человек проявлял свою "креативность". Кто-то помнит, какими были машины. Нормальной практикой считалось сдать новый, купленный автомобиль знакомому механику, чтобы он проверил все соединения, заменил то, что нужно и т.д. Изготовление всяких узлов своими руками, доработки, даже создание машин своими силами процветало. Собственно до сих пор, признаком "хорошего" мужчины считается умение чинить "все по дому" включая сантехнику и бытовую технику. Про возню на дачном участке и возведение домов из чудом добытых материалов, я вообще не говорю, это само собой разумеется.
Сложившаяся примерно с середины 50-х годов XX века такая модель жизни до сих пор оказывает влияние на нашу психологию - подсознательно мы считаем, что устранение каких-то недоделок в бытовых приборах, автомобилях, квартирах и дачах - это наше дело. Не задача производителя, риэлтора, дилера, продавца, а наше. Мы даже привыкли выдавать эти вынужденные переделки за проявление индивидуальности, тем более, что в бытовой сфере советской жизни, сделать что-то своими руками было чуть ли не единственным способом внешнего самовыражения. Я не отрицаю ценность творчества, в том числе и в виде создания каких-то бытовых объектов, но во всем мире, это прежде всего способ развлечения, а не жизненная необходимость.
В этой психологии, как я полагаю и кроется страх перед "готовыми" решениями - мы так привыкли к государственной опеке и жестко заданной номенклатуре товаров, что подсознательно боимся продуктов, которые не предусматривают "вмешательства в конструкцию". При этом в обоснование мы всегда ссылаемся на абстрактные свободы, проявление творчества. Но это подмена понятий - прибор не является выразителем свободы, это просто утилитарная вещь, которая выполняет свою функцию, а потом ее выбрасывают. Гораздо продуктивнее потратить время на реальное творчество, чем на "доработку ПО".
Безусловно, есть энтузиасты - исследователи, которые хотят проделывать с техникой немыслимые для обывателя вещи, но они не определяют то, как и зачем прибором пользуется обыватель.
|
</> |