Почему русская литература все никак не пробьется на Западе
agent_marge — 15.04.2011 По результатам разговоров о Лондонской книжной выставке:Вчера мы с агентом мыли косточки очень знаменитым русским писателям (на самом деле еврейским, ибо так исторически сложилось, что лучше всех по-русски пишут евреи). Недавно в США вышло несколько их переводов. Русскоязычная версия идет на ура, американская критика в восторге и в воздух чепчики бросает, а продажи... эх, эх... в общем, американским издателям выгоднее печатать самого завалящего местного новичка, нежели "наше все". При этом "наше все" еще съедает от 5 до 15 тысяч долларов за перевод, что резко увеличивает себестоимость проекта. Язык-то там кучерявый, студентку с улицы на такую работу не возьмешь.
Думается, причины коммерческих провалов следующие:
а) Современная русскоязычная литература не соответствует массовым ожиданиям. Читающая публика знает Толстого и Достоевского -- где размах, глубина и масштабность... А "наше все" делает ставку на красоту РУССКОГО языка и на узнаваемые, дорогие советскому человеку реалии -- что совершенно не востребовано за границей. Все это могут смаковать только высоко образованные гурманы-критики, а не обычная, с увлечением читающая девчонка 25 лет, работающая в автосервисе на кассе и знающая про Россию только одно: зимой там холодно.
б) Америка ценит в литературном герое внутреннюю силу и добродетель. Чтобы было в кого влюбиться и с кого лепить характер. А в нашем постмодернизме таких героев днем с огнем не сыщешь.
в) "Наше все" издают мелкие эстетствующие издатели, которые на самом деле не умеют работать в современных условиях. Они считают, что рецензий в литературных журнальчиках достаточно для успеха. О, плизззз... Книжные продажи давно делает рейтинг на Амазоне и рекомендации на Фейсбуке. Литературная критика -- это крошечная тусовка, интересная только самой себе. Если "наше все" не лежит на выкладках и не входит в популярные рейтинги, то о нем просто никто не узнает. Продвижением надо заниматься: стучаться к популярным блоггерам, тратиться на рекламу (таки да, девочки, -- снимать видеоролики, запускать вирусную рекламу) и все такое прочее. Если тебя нет в интернете, то тебя нет в живых.
г) Дикая конкуренция. В точно таком же духе пишет "ихнее все" в Германии, Франции, Англии, США, Канаде, Латинской Америке и в каждой мелкой стране Восточной Европы. И это мы еще не берем в расчет экзотичный Восток, где европеизированные сливки общества текут в том же направлении: красота языка, рефлексии о непонятой душе, отсутствие внятной темы и героя.
В современных условиях в конкурентной борьбе выигрывает та книга, которую можно четко описать в одно предложение: "это роман о том, как..." И тема должна быть интересной МАССОВОМУ зарубежному читателю. Продажи может подхлеснуть интерес к стране как таковой -- например, к Японии. А если ты звезда в Финляндии, Индонезии или России -- и тебе, по большому счету, нечем удивить окружающий мир, то продолжай светить дома и ни на что не претендуй.
Есть над чем задуматься, да?