Почему Россия не Беларусь?


В России нарастает волна протестов, и все чаще слышатся сравнения, что Россия превратилась в Беларусь, а Москва - в Минск. Действительно, как в Беларуси, жесткость полицейских при разгоне мирных демонстрантов зашкаливает. За 10 дней с момента начала протеста, было задержано более 10,000 человек. Спецприемники переполнены. Власти срочно перепрофилировали центр временного содержания для иностранных граждан «Сахарово» в новый спецприемник. И все равно задержанных столько, что мест не хватает, – люди вынуждены по двое суток сидеть в автобусах в ожидании пока освободятся места, без еды, воды, возможности нормально сходить в туалет (https://openmedia.io/news/n3/my-do-six-por-podvergaemsya-pytkam-zaderzhannye-31-yanvarya-proveli-v-avtozakax-bez-edy-do-poludnya-vtornika/). Мирных людей избивают дубинками и электрошокерами. Таких масштабных репрессий против мирного населения не было никогда в истории современной России. Но на этом сходство с Беларусью заканчивается, и вот почему:
- Размер имеет значение.
- Коррумпированные элиты, которым невыгодно усиление
репрессий.
После применения химического оружия против Алексея Навального и последующих событий, в воздухе запахло личными санкциями против ключевых путинских чиновников, пропагандистов, олигархов. И мы видим, как они уже начали нервничать по этому поводу (https://ria.ru/20210201/sanktsii-1595523550.html). Несмотря на бравую риторику, российская элита очень боится санкций. За отмену наложенных санкций судились Киселев (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4337875), Дерипаска (https://www.forbes.ru/newsroom/milliardery/417745-sud-v-ssha-otklonil-hodataystvo-deripaski-o-posluzhivshih-prichinoy), Ротенберг (https://www.interfax.ru/world/539225) и другие. Конечно, публично они направляют свой гнев на Навального и ФБК, но они прекрасно понимают, кто на самом деле является причиной санкций. Фактически Путин нарушает неформальный контракт, заключенный с элитами в нулевые. Лояльность в обмен на возможность воровать и с размахом тратить. Путин своими действиями постепенно отбирает возможность тратить у все бóльшего числа бизнесменов и чиновников. А многим из них вообще грозит заморозка активов.
Элиты предпочли бы жить в России нулевых – с мягким авторитаризмом и без особых рисков для личных состояний и свободы передвижения. Поэтому Путин очень скоро столкнется с сопротивлением элит по вопросу дальнейшего усиления репрессий. Им это невыгодно. В Беларуси такой противоборствующей силы изнутри просто нет.
- У Лукашенко есть Путин. А у Путина крыши
нет.
Лукашенко может позволить себе разорвать все связи с Западом. На Россию приходится половина всего товарооборота Беларуси, и если надо, Россия вполне может этот объем увеличить. Или Путин еще как-то может компенсировать Беларуси выпавшие доходы – например, выдать еще невозвратных кредитов.
Если же у Путина начнутся проблемы, то за Путина не вступится никто. После первой волны санкций наши элиты громко надеялись, что Китай их не кинет. Китай вежливо, но четко дал понять, что ради помощи Путину он не будет вступать в контры с США. Когда против Путина и его элит начнут вводить серьезные санкции, то бежать ему будет не к кому. Отсюда и истеричные угрозы Путина «одностороннего применения военной силы» в случае «нелегитимных санкций» (https://tass.ru/politika/10559997). Ведь он и его элиты прекрасно понимают, что если отбросить геополитическую мишуру, путинская Россия – это сырьевой придаток Запада. Сейчас в мире переизбыток углеводородов. Если Запад закроет краник, то эффект на их страны будет минимальным. А в России очень быстро случится коллапс экономики. Конечно, это будет крайний шаг, до этого будет сделано много промежуточных. Но после 2014 г. Путин и его элиты поняли – их благополучие и будущее находятся в руках Запада, никаких ответных мер они предпринять не могут (за исключением очередной бомбежки Воронежа), никакая страна к нам на помощь не придет и ради нас с Западом ругаться не будет.
4. Наличие разветвленной оппозиционной структуры и понятной стратегии.
Алексею Навальному удалось выстроить разветвленную политическую организацию с присутствием во всех крупных российских регионах. Даже аресты значительного числа ее лидеров не уменьшает значительным образом работоспособность этой структуры. Это, пожалуй, главное отличие современной России как от Беларуси, так и от российских протестов 2011-2012 гг. Мы видим, что эта структура продолжает работать, выпускать расследования, организовывать политический процесс (несколько представителей партии Навального стали депутатами в Новосибирске и Томске, когда тот уже находился в коме), собирать многотысячные митинги. Мы видели, что в Беларуси после ареста ярких лидеров оппозиции протест потерял целенаправленность. В России сейчас каждый митинг ставит перед собой небольшую, но вполне достижимую цель. То есть немедленная отставка Путина и проведение честных выборов – это абстрактная и недостижимая цель, которую власть в текущих условиях гарантированно не выполнит. А свобода Алексею Навальному или допуск до выборов конкретного кандидата – это вполне понятные реальные цели, которых вполне можно добиться давлением на власть. Главное достижение российской оппозиции, что они поняли, что слона нужно есть по частям. Сразу целиком его проглотить нереально.
Что будет дальше? Я не знаю. И никто не знает. Судя по событиям последних двух недель, Путин отдал команду закрутить гайки. Однако мы также видим, что народ уже не боится. Их пугают задержаниями и избиениями, увольняют с работы (например, ВШЭ уволила преподавателя, севшего за ретвит призыва к протесту https://sobesednik.ru/obshchestvo/20210202-vshe-uvolila-prepodavatelya-se), а они все равно выходят. Чтобы сбить протестные настроения, возможно, в ближайшее время посадят несколько крупных коррупционеров (благо, среди путинской элиты их полно – выбирай любого). Но по большому счету Путину нечего предложить, у него давно нет никаких свежих идей. Если «Единая Россия» потеряет большинство в Госдуме (что очень вероятно), то это будет конец. Без жесткой вертикали власти он править не умеет. Свет в конце туннеля уже виден.
|
</> |